.

Устройство деформационных швов: виды, нормы, назначение

Деформационный шов — один из важных элемент строительной конструкции. Устройство деформационных швов необходимо в месте предположительного ее искажения вследствие сейсмических и температурных колебаний, усадки почвы.

Назначение деформационных швов

По своей сути это технологическое рассечение, разделяющее все сооружение на отдельные узлы. Может как вертикальным, так и горизонтальным. Снижает давление на те участки конструкции, где есть риск искажения.

Устройство деформационных швов
По выполняемым функциям швы бывают осадочные и усадочные, температурные, сейсмические. Устройство деформационных разрезов необходимо при резких перепадах температуры воздуха, неравномерной осадке грунтовых пород, повышенной сейсмической активности. Для фундамента на песчаной и суводистой почве.

А также в том случае, когда ведется строительство высотного здания большой протяженности со множеством элементов, на пролетах заборов, мостах из железобетона и металла для беспрепятственного передвижения по ним транспорта и пешеходов. Устройство усадочных швов применяют при монолитном строительстве. Бетон в процессе отвердения неравномерно усаживается, что вызывает внутреннее напряжение, приводит к появлению трещин.

С помощью деформационного шва строители искусственно создают условия, определяя место, где бетону можно лопнуть, без неоправданных последствий. В качестве заполнения применяют следующие материалы:

  • металлические профили;
  • ленты из вспененного полиэтилена;
  • уплотняющие эластичные жгуты;
  • герметики силиконовые;
  • пластифицированный поливинилхлоридный шнур;
  • гидрошпонка.

Устройство деформационных швов: виды, нормы, назначение

Главная задача при устройстве деформационных швов — обеспечение безопасности при строительстве особо сложных объектов. Место устройства пазов определяют на этапе проектирования. При необходимости их виды комбинируют, что позволяет защитить строение от многих причин, приводящих к деформации.

Нормы и допуски деформационных швов

По причине того, что в некоторых строениях предсказуемо возникали расщелины, конструкторы стали включать их в свои проекты в обязательном порядке. Все расчеты ведутся соответственно СНиПу, согласно нормативным документам. При этом могут применяться следующие рекомендуемые параметры.

Оптимизированные допуски для расстояний между швами.

Конструктивные особенности зданий Отапливаемые (м) Неотапливаемые(м)
Каркасные сборно-монолитные из деревянных и металлических элементов 60 40
Полносборные 50 30
Цельномонолитные из тяжелого бетона 50 30
Цельномонолитные из ячеистого бетона 40 25

В остальных ситуациях руководствуемся такими источниками:

  • СНиП 2.03.04−84, пункт 1.17;
  • СП 27.13330.2011 п. 6.27;
  • СП 52−110−2009;
  • пособие к СНиПу 2.03.01 пункт 84 1.19 (1.22);
  • дополнение к СНиПу 2.08.01−85;
  • «проектирование зданий жилого типа» (3 выпуск), пункты 1.16 и 1.18.

По расположению сопряженных поверхностей швы бывают горизонтальные/вертикальные, продольные/поперечные, верхние/нижние. По форме — плоские/выпуклые. По протяженности — сплошные/прерывистые.

Определение места устройства деформационных разрезов зависит от архитектуры здания и типа железобетонной основы. Так на вертикальных поверхностях устройство швов делают сверху вниз, на горизонтальной устанавливают сетку, которая делит плоскость на прямоугольники или квадраты.

Осадочные швы — вертикальные. Их устройство проводят по всей высоте здания. Чтобы обеспечить свободную осадку, ширина паза должна составлять не менее 20 мм.

Устройство деформационных швов: виды, нормы, назначение

Устройство усадочных пазов ведется исходя из ширины стяжки. Так тротуар более 3,6 метра шириной, имеет продольный паз в центре. А при устройстве бетонированной открытой площадки расстояние между швами составляет не более трех метров.

Устройству деформационных пазов уделяют особое внимание. В противном случае расщелины могут появиться в самых непредсказуемых местах, что в конечном итоге грозит аварийной ситуацией.

Устройство деформационных швов в бетоне

Забивание щелей в бетонных модулях — обязательная процедура. Это предупреждает любые изменения: вспучивание, растрескивание. Сводит к минимуму напряжение в месте предполагаемой деформации, уменьшает нагрузку. Обычно процесс развивается в первые дни, когда поверхность бетона начинает высыхать и может искажаться под действием разных факторов.

Устройство деформационных швов в бетоне

Устройство деформационных швов дает возможность отдельным фрагментам сжиматься и расширяться естественным путем. Особенно необходим шов в стяжке, где предусмотрено устройство, например, «теплого пола». Из-за смены температуры бетон легко деформируется. Для закладки разрезов применяют следующие материалы:

  1. Двухсторонний профиль из металла укладывают в швы при строительстве крупных объектов производственного назначения, где площадь часто подвергается высоким нагрузкам. Профилированные элементы имеют сложную форму. Они оснащены резиновыми или пластиковыми вставками. Устанавливают их до того, как будет залита бетонная смесь.
  2. Уплотняющие полоски вспененного полимера, а также эластичные жгуты, чаще используют для устройства герметизации деформационных швов на небольших территориях.
  3. Универсальные профилированные ленты изготавливают из высокоплотных полимеров и преобразованной резины. Эти материалы легко устанавливаются, подходят для забивки разрезов в полах.
  4. Заделку стыков на малых площадях, которые не подвергаются повышенным нагрузкам, выполняют силиконовым герметиком. Особенно в том случае, если пропиленный разрез сделан на не совсем затвердевшем бетоне.

Устройство деформационного паза в основании можно проводить до того времени, пока бетон полностью не затвердел. Его формируют, пока не началась усадка, а влага испаряется, но не позднее шести суток после заливки. В момент начала структурных изменений, происходящих в бетоне, устройство шва обязательно. Глубина разреза — 1/3–1/4 толщины пола.

Деформационные швы в монолитной плите

Горизонтальное перекрытие используется при строительстве жилых, общественных и промышленных сооружений. Оно разделяет здание по этажам, а также отграничивает подвал и чердак от жилой территории. Это несущие элементы, они воспринимают и передают нагрузку. Бывают сборными, монолитными и сборно-монолитными. Чаще всего их используют для перекрытия пролетов нестандартных форм в местах, где ограничен подъезд грузоподъемной техники и в основном используется труд рабочих.

Специфика формирования монолитных вертикальных блоков заключается в установке каркасного армирования и скоростной заливке состава с помощью бетононасосов. Для предупреждения трещин, связанных с осадкой грунта или перепадами температуры, монолитные конструкции разбивают на отдельные модули продольными и поперечными деформационными швами. Их позиция и вид обязательно указывается на чертежах-картах.

монолит
Устройство пазов в цельной конструкции для отапливаемых зданий выполняют на расстоянии не больше чем 90 метров. На больших пролетах деформационный температурный шов рекомендуется укладывать через каждые десять метров. Глубина нарезки составляет 30% от подстилающего слоя, причем деформационный паз должен совпадать со швами другого назначения, например осадочными и температурными.

Герметизацию пазов в монолитной плите проводят после их расшивки. Удаляют жесткий уплотнитель, расслоившиеся и выкрашивающиеся участки на глубину 150 мм. Перед нанесением герметика штробы зачищают, выдувают пыль, хорошо увлажняют. Устройство внутреннего состава выполняют по утеплителю на глубину 30мм. При этом используются такие материалы, как герметик «Стримплаг» или система «Аквастоп инжекто». Наружную пломбу толщиной 45–50 мм от верха плиты делают из сухого ремонтного состава «Ремстрим-Т».

Деформационный шов фундаментной плиты

Фундамент — это несущая сплошная конструкция, уложенная под всю площадь здания, которая одновременно может являться полом на цокольном или первом этаже. Подобные плиты изготавливают из железобетона, обязательно армируя весь их объем.

Если поверхность фундамента идеально ровная и прошлифована, по ней можно сделать наливной пол со встроенным теплым. Это сокращает затраты на отделку. Фундаментная монолитная плита может быть следующих видов:

  • обычная;
  • с ребрами;
  • сплошная;
  • с ребрами жесткости;
  • сборная.

Плитный фундамент используют как основание при строительстве здания, не выше 2–3 этажей. Он способен равномерно распределить нагрузку строения. Может быть сооружен на грунте любого типа. Хотя для небольшого дома традиционно устанавливают ленточный фундамент мелкого заглубления, а на нестабильных грунтах — свайный.

Устройство шва в фундаментной плите выполняют для компенсации осадочной и тепловой деформации. Конструктивно зазор между двумя сопрягаемыми элементами состоит из:

  • паз соответствующей величины;
  • гидроизоляция;
  • наполнитель.
Устройство деформационных швов: виды, нормы, назначение
Деформационный шов в фундаменте бывает узкий до 30 мм, средний — до 60, и широкий — более 60 мм. Его размер зависит от промежутков между стыками конструкции, вида сопрягаемых элементов, эксплуатационных условий и строительного материала. Эти расстояния строго регламентируются. Все данные вносят в нормативно-технологическую документацию.

Заполнителем при устройстве швов может быть пропитанное антисептиком дерево, пенопласт или просмоленный канат. Соединения с малым процентом перемещения закрывают специальным герметиком и гидроизоляционной лентой. В швах с перемещением более 25% их ширины дополнительно используют гидрошпонку, создавая двухуровневую защиту. Гидрошпонка оснащена деформационными элементами: круглые, овальные, П-образные.

Деформационный шов в железобетонных конструкциях

В последнее время железобетонные конструкции — основной вид материала, который используется при строительстве. 

Устройство деформационных швов: виды, нормы, назначение
Сочетание бетона и железной арматуры удваивает их положительные качества и возмещает слабые стороны. Так бетон устойчив при сжатии, но имеет низкую сопротивляемость к растяжению. Металл, наоборот, плохо сжимается, зато крепок при растяжении.

Преимущества железобетонных конструкций:

  • со временем их прочность возрастает;
  • эксплуатационные качества материала позволяют изготавливать элементы различной формы;
  • арматура не подвергается коррозии;
  • материал стойкий к сейсмологическим процессам;
  • высокая противопожарная безопасность.

Для армирования используют фиброволокно, сетки из стекловолокна, полимеров, катанки, а также сварную с ячейками. Для повышения огнестойкости в состав добавляют наполнители: базальт, шамот, вермикулит. Заполняют швы специальной замазкой, герметиками, шпонкой. Их размеры определяют отдельно, соответственно каждому объекту. Ширина 20–30 мм в стене или перекрытии легко уравновешивает искажение железобетона.

Материал можно сделать самостоятельно при строительстве дома. Для этого готовят опалубку и каркас из железной арматуры. Затем заливают бетонную смесь. Устройство деформационных разрезов предохранит конструкцию от трещин на этапе затвердевания железобетона.

Швы должны быть прямыми, без закруглений и поворотов. Их ширина, вид и качество зависят от того, где будет расположен паз: стена, пол или фундамент. Если это цельное железобетонное сооружение, устройство разреза выполняют по всей высоте фундамента. На строительстве промышленных масштабов устройство швов делают на границе здания с помещениями разных назначений.

Что вам известно о деформационных разрезах? Расскажите в комментариях о своем опыте. Поделитесь статьей в социальных сетях, закрепите ее в закладках.

Нужно ли заделывать деформационный шов?
Деформационный шов должен быть предусмотрен в проекте постройки и должен быть смонтирован в соответствии с ним. Заделка и герметизация деформационных швов — необходимый процесс, который обеспечивает защиту кромок бетонных конструкций от разрушения и увеличивает срок службы конструкции.
Как правильно делать деформационные швы в бетоне?
Под стяжкой обустраивается подстилающий (черновой) бетонный слой. В нем нарезаются взаимно перпендикулярные швы с интервалом в 6-12 метров и глубиной 40 миллиметров. Стоит отметить, что, согласно СНиП 2.03.13-88, глубина шва должна быть не меньше 30% толщины подстилающего слоя.
Нужно ли разделять отмостку?
Бетонную отмостку необходимо не только отделить компенсационным швом от стены, но и разделить деформационными швами через каждые 6 м ее длины.

Источник