Покупая доводчик для двери, нужно учитывать его ремонтопригодность. Первые несколько лет система доводки будет работать, как часы, потом все чаще нужно будет регулировать ход дверного полотна. И, наконец, прибор придется менять или искать способ, как отремонтировать доводчик двери своими руками. Последний вариант выглядит более привлекательно. Сам ремонт доводчика двери не представляет особой проблемы, а купить новый можно всегда.
Устройство дверного доводчика
Большая часть поломок приходится на рычаг и на механизм торможения, спрятанный в корпусе. Рычаг всегда крепится на поворотный вал, неважно, шарнирная это конструкция или со скользящей опорой. Именно на валу возникает тормозящий момент, обеспечивающий плавную работу дверного доводчика.
Внутри корпуса прибора механизма:
- Пружина и зубчатая рейка. Эта часть механизма аккумулирует энергию, которую человек прикладывает на преодоление сопротивления и открытия дверей. Зубчатая рейка находится в зацеплении с шестерней, насаженной на вал привода.
- Цилиндр с поршнем, заполненный гидравлической жидкостью. Как только человек отпускает дверь, внутри корпуса распрямляется пружина, одновременно выталкивая жидкость через дренажные каналы в соседнюю камеру.
- Есть еще несколько винтов, с помощью которых можно перекрывать сечение канала, и тем самым притормаживать движение поршня, пружины и рейки.
Из всего набора деталей только корпус устройства, возможно, не получится отремонтировать. Причиной поломки является трещина или разрушение резьбы под регулировочный винт. В этом случае проще купить для дверей новый прибор, чем пытаться реставрировать старый. Поэтому ронять механизм на бетонный пол или попадать по нему молотком в процессе установки не следует.
Износ зубьев шестерни и зубчатой рейки считается одной из самых больших проблем доводчиков. В результате трения появляется металлическая грязь – смесь мельчайшей пыли и смазки. Со временем забиваются каналы, изнашиваются уплотнения и опорные поверхности. Прибор на двери работает с сильной задержкой и плохо регулируется. Если не промыть или не отремонтировать, то износ достигает критической величины. В результате доводчик работает, как обычная дверная пружина.
Устранение поломки в зависимости от причины
Первым признаком, указывающим на проблемы, может быть невозможность отрегулировать работу прибора. Это в том случае, если на дверь был установлен качественный аппарат известного бренда или марки. Отремонтировать его можно, если промыть полость и заменить регулировочный винт.
Нестабильная работа, плавающее «усилие» сопротивления на двери встречаются также и у новых механизмов. Чаще всего из-за мелких дефектов клапана, винтов или некондиционной гидравлической жидкости, которую залили в прибор еще на этапе изготовления.
Вытекание масла
Некоторые компании-производители указывают в инструкции марку гидравлической жидкости или масла. Поэтому брендовые модели проще отремонтировать, так как уплотнения на поворотном штоке и винтах практически не изнашиваются. А «правильное» масло не разъедает резину.
Жидкость может подтекать при большой нагрузке, например, если доводчик установлен на двери входа в офис или магазин. Уплотняющее колечко просто изнашивается раньше срока. В этом случае отремонтировать механизм можно заменой уплотнений.
Иногда утечка происходит, если слишком сильно выкрутить регулирующий винт. В этом случае нужно вовремя завернуть его обратно. Потеря нескольких капель жидкости на работу устройства не повлияет. Дверь будет открываться в прежнем режиме.
Возможно подтекание гидравлической жидкости через вал штока. При этом уплотнение может выглядеть целым, но масло вытекает. Проблема связана с сильным износом вала или втулки подшипника. Отремонтировать вал без токарного оборудования будет сложно. В качестве временной меры можно запрессовать ремонтную втулку и пройти разверткой. Смысл пытаться отремонтировать есть только для брендовых моделей. На бюджетных моделях ремонт неисправности обойдется дороже, чем установка нового доводчика на дверь.
Если жидкость была утрачена полностью, то нужно будет сделать следующее:
- Вывернуть оба регулировочных винта. Нужно воспользоваться случаем и проверить, возможно, придется заменить уплотнение под головкой или отремонтировать саму резьбу.
- Дать стечь остаткам гидравлики. После чего продуть воздухом, чтобы выдавить грязевые пробки из каналов под регулировочными винтами.
- Заправить полость новой порцией гидравлики. Для этого можно использовать обычный медицинский шприц на 50 мл.
- Завернуть винты и проверить работу механизма.
Отремонтировать гидравлическую часть доводчика несложно. Больше проблем может возникнуть из-за неправильного выбора сорта масла. Его вязкость может быть избыточно большой, так что после установки на дверь система торможения будет работать слишком жестко. Если не угадать с маслом, то придется ремонтировать крепление или рычаги.
Если доводчик дорогой, известного бренда, то сведения о гидравлической жидкости нужно искать в инструкции или на сайтах компании производителя. Для дешевых моделей можно использовать тормозную жидкость или жидкое парафиновое масло.
Синтетику или моторное масло напрямую заправлять в доводчик нельзя. Нужно делать пробу – смешать новую жидкость с остатками старой гидравлики. Если она свернется из-за контакта со старой гидравликой, то отремонтировать прибор будет сложно.
Поломка рычага
Наиболее уязвимое место в рычажной системе – это головка с круглым, четырехгранным или шестигранным отверстием для посадки на вал или сам шарнир. Поломка рычага чаще всего случается из-за сильных ударов по двери в открытом положении.
Обычно рычаги делают цельными из мягкой низкоуглеродистой стали, тонколистовой штамповки. В доводчиках для межкомнатных дверей можно встретить алюминиевые рычаги. В этом случае головку делают либо полностью стальной, либо с металлической вставкой.
Отремонтировать поломанную головку можно только сваркой. Лучше всего аргоном, стальную деталь – углекислотным автоматом.
Если наконечник развалился на 2 части, то деталь связывают хомутом, монтируют на доводчик. Прибор ставят на дверь и прихватывают точками. После доводчик снимают с дверей, убирают хомут и проваривают трещины сплошным швом.
Замена крепежа
Если доводчик был установлен на металлопластиковой двери, то периодически саморезы нужно подтягивать шуруповертом или отверткой. В противном случае через год-два крепеж ослабнет, доводчик придется снять, а место посадки отремонтировать. Если речь идет о входной двери в магазин или в офис, то ремонтировать крепеж на двери придется раньше – уже через 8-10 месяцев.
Перед тем как отремонтировать своими руками, посадку на металлопластиковой двери нужно снять доводчик с двери. Далее осматривают отверстия, в которые вкручивались саморезы. Некоторые из них будут практически целыми, с остатками винтовой нарезки от шурупа. Но большую часть придется отремонтировать
Для этого:
- Шуруповертом просверливаем отверстия диаметром на 0.5-1 мм больше.
- Рассверливаем отверстия под крепеж на корпусе доводчика.
- Подбираем саморезы большего диаметра, но так, чтобы проходили сквозь отверстия в проушинах корпуса доводчика.
Остается лишь вернуть доводчик на дверь, после чего завернуть новые саморезы.
Деревянные двери приходится ремонтировать реже. Древесина лучше удерживает крепеж, даже если это филенчатые двери. На сборные дверные створки, сбитые из вагонки и зашитые листом ДВП, доводчик лучше не ставить. Если другого выхода нет, то перед установкой под корпус нашивают промежуточную подкладку из фанеры 8-10 мм.
Иногда требуется отремонтировать разбитое крепление доводчика на деревянной двери. Причиной ослабления крепежа часто бывает неправильная установка или слишком короткие саморезы. Посадочное отверстие часто оказывается настолько разбитым, что крепеж сваливается с двери. В этом случае ремонтировать дверь установкой более длинных саморезов возможно, но неэффективно. Доводчик упадет с двери уже через пару месяцев работы.
Проще всего отремонтировать место под саморезы с помощью старого столярного приема:
- Шуруповертом с помощью цилиндрического сверла (под дерево) вырезаем отверстие под установку пробки. Диаметр — 25-35 мм, глубина – не менее 20 мм;
- Отрезаем от круглой деревянной заготовки (диаметр тот же) четыре-пять пробок толщиной 18 мм;
- Подгоняем по размеру, сажаем пробки в отверстия, предварительно смазав столярным клеем.
Это самый надежный способ. Попытки отремонтировать посадочное место под саморез установкой винтовых металлических пробок существенно усложняют процесс крепления доводчика на двери. Если требуется надежность, то пробки нужно вклеивать, а не вкручивать.
Деформирование штанги
Второй рычаг шарнирно-рычажного привода называют стойкой или штангой. Обычно он изготовлен штамповкой из тонколистовой стали. Внутри находится стальная втулка с внутренней резьбой, в которую вкручивается шток с головкой на конце.
Чаще всего из-за удара по двери ломается (гнется) трубчатый корпус штанги. Резьбовой шток всегда оказывается прочнее. Но если потребуется, отремонтировать штангу не составит особого труда, тогда как шток подлежит замене без какого-либо ремонта.
Для восстановления штанги ее нужно снять с доводчика и отключить от кронштейна на двери. Далее необходимо будет подобрать стальной прут, диаметром примерно соответствующий внутреннему размеру стойки.
Пруток зажимают в тиски, одевают поверх штангу и рихтуют поверхность несильными ударами молотка. Обычно на то, чтобы отремонтировать трубчатый корпус штанги, уходит не более 20-30 мин. В конце нужно завернуть резьбовой шток внутрь штанги и слегка подогнуть стойку, чтобы вернуть ей прямолинейную форму.
Регулировка доводчика
Важно отремонтировать прибор так, чтобы он продолжал полноценно работать, без каких-либо проблем при открытии или закрытии двери. В первую очередь нужно проверить работу рычажного механизма. Резьбовой шток должен быть надежно зафиксирован гайкой, без люфта, зазоров и дребезга штанги.
Далее нужно проверить работу механизма доводчика. Иногда не удается отремонтировать шестерню и зубчатую рейку заменой на новые аналогичные детали, приходится ставить бывшие в употреблении или восстановленные. Поэтому перед установкой доводчика на дверь нужно одеть рычаг на вал и несколько раз прокачать. Если нет заеданий или посторонних звуков, то прибор можно возвращать на дверь.
Перед установкой все точки регулировки, а именно – штанга и винт дохлопа, должны быть выведены в среднее положение. Винт регулировки силы открывания двери нужно вывернуть на пол-оборота. Обычно перед тем как отремонтировать доводчик, на корпус (рычажный механизм) наносят риски, по которым можно восстановить положение регулировок до демонтажа.
Настройку доводчика двери начинают с регулировки свободного хода в пределах от 180о до 15о. Для этого необходимо отыскать в инструкции схему расположения точек регулировки и полностью завернуть головку по часовой стрелке, до упора. Игла винта перекроет канал перепуска гидравлической жидкости. В этот момент движение поршня внутри доводчика намертво заблокировано. Поэтому дверь нельзя дергать, иначе придется заново ремонтировать штангу доводчика.
Если ремонт прибора был без замены гидравлической жидкости, то нужно отвернуть головку на пол-оборота против часовой стрелки, после чего проверить ход двери. Створка должна закрываться достаточно быстро. Если прибор пришлось отремонтировать с заменой масла, то выворачивать винт нужно на ¼ оборота, каждый раз проверяя работу доводчика.
Далее нужно отрегулировать функцию прихлопа. Схема та же, но используется другой винт. Он может располагаться рядом с первым, поэтому при проверках работы доводчика нужно быть внимательным, чтобы не перепутать и не испортить обе настройки.
Иногда в процессе регулировки работы доводчика выясняется, что даже при полностью вывернутом винте скорость закрывания двери на конечном участке очень мала. Дверь может просто не закрываться полностью. Это значит, что пружина доводчика просела и частично потеряла упругость.
Можно отремонтировать заменой на новую, но для этого придется слить масло и открутить шестигранную гайку на торце прибора. Иногда удается отремонтировать установкой под пружину нескольких подкладочных шайб, толщиной до 3 мм. Но проще, видимо, купить для двери новый доводчик.
Замена дверного доводчика
Обычно поводом для замены прибора является неудачная попытка отремонтировать доводчик, катастрофический износ масляной капсулы или поломка пружины. Рычажный механизм при правильной настройке способен прослужить на двери 15-20 лет. И даже после этого можно отремонтировать шарниры запрессовкой новых втулок и осей.
У большинства доводчиков известных брендов ресурс составляет 400 тыс. циклов открывания-закрывания двери. Некоторые модели той же НОРА-М могут выдержать до 700 тыс. циклов.
На практике замену дверного доводчика приходится делать раньше – через 3-4 года эксплуатации или после попытки отремонтировать прибор своими руками. Иногда ремонтировать приходится даже новые доводчики из-за брака или некачественной гидравлической жидкости.
Обычно при замене на дверь ставят ту же модель, что и ранее. Такое решение, с одной стороны, удобно в повседневном пользовании. Противодавление доводчика остается прежним, так что никакого дискомфорта не будет. Кроме того, старый доводчик всегда можно разобрать на детали и использовать, когда придет срок отремонтировать новый прибор.
Использование доводчика всегда негативно сказывается на работе дверных петель. Поэтому перед тем как менять прибор, нужно отремонтировать верхний навес, на который приходится максимальная нагрузка.
Кроме того, нередко установка на двери доводчика становится причиной деформации дверной створки. Полотно выгибается по форме пропеллера и может неплотно прилегать к дверной раме. В этом случае нужно будет отремонтировать петли и по возможности перенести прибор с верхней кромки дверного полотна на срединную часть.
Профилактика поломок
Продлить срок службы доводчика можно достаточно просто. Во-первых, прибор нужно правильно установить и настроить. Если после одного-двух месяцев эксплуатации дверь перестала работать, появился прихлоп или люфт в шарнирах, то нужно искать причину нарушения регулировок. По необходимости отремонтировать петли на двери. Периодически работу механики нужно будет проверять, регулировать и устранять причины отклонений. Считается, что работа доводчика в настроенном состоянии позволяет продлить ресурс механизма почти на 30%.
Во-вторых, нужно не полениться заменить гидравлическую жидкость хотя бы после двух лет службы прибора. Особенно это важно для входных дверей. Проще вовремя заменить масло, чем искать способ, как отремонтировать зеркало цилиндра.
В большинстве случаев отремонтировать доводчик двери своими руками вполне реально даже для новичком. Единственное условие для успешного ремонта — аккуратность в работе. Более сложные случаи, например, поломка пружины или заклинивание штока, потребуют более высокой квалификации, иногда токарного или слесарного оборудования. Поэтому иногда проще купить новый доводчик на дверь, чем пытаться отремонтировать старый.
Расскажите о своем опыте ремонта – какие случаи бывали в вашей практике, насколько сложно отремонтировать своими руками обычный дверной прибор?