Пришла пора подстричь газон, а бензокоса не работает? Даже страшно представить, как можно поддерживать газон в идеальном состоянии при помощи ручного инструмента, особенно когда этого раньше делать не приходилось. Если не заводится триммер, причины могут быть самыми разными, но большинство из них вы сможете устранить самостоятельно.
Для этого не понадобится ни специального инструмента, ни узкоспециализированных знаний. Немного смелости и свободного времени для прочтения этого материала – и триммер не нужно будет везти к мастеру.
В этой статье мы расскажем, как определить, что именно мешает запуску, дадим инструкции по ремонту каждого узла и рекомендации, как избежать проблем в будущем. Для наглядности вас ждут фото и видео, где наглядно разобраны самые распространенные поломки.
Распространенные причины поломок
Первым делом стоит убедиться в простейших вещах: наличии и качестве топлива, правильном порядке действий.
Используйте только те горюче-смазочные материалы, которые рекомендует производитель. Бензин со слишком высоким октановым числом иногда не менее вреден, чем 80-й. Не сохранилась инструкция? Универсальным можно назвать АИ–95 с автомобильной заправки с хорошей репутацией.
Заливайте только подходящее моторное масло. В подавляющем большинстве бензиновых триммеров двигатель 2-тактный, поэтому обычное автомобильное масло использовать нельзя. Для 4-тактного двигателя масло заливается отдельно от топлива. Тем более не стоит лить “отработку” – использованное, б/у масло.
Точно соблюдайте пропорции смешивания бензина и моторного масла, не лейте “на глаз”. Для большинства мотокос рекомендуется соотношение 1:25, то есть по 40 мл масла на каждый литр бензина.
Не готовьте сразу много смеси: в идеале её нужно выработать за 1 день и хранить технику с сухим баком. Максимальный срок годности готовой смеси – 2 недели, поэтому больше 2 л за раз имеет смысл смешивать разве что коммунальщикам, стригущим городские газоны.
Если вы давно не пользовались косой, а в ней есть бензин – лучше вылейте его. Смесь уже разделилась на фракции и потеряла свои свойства, даже самое тщательное смешивание её не спасет.
Убедившись, что в бензобаке порядок, попробуйте завести косу. Для этого нужно:
- Подкачать топливо в карбюратор кнопкой-праймером 5-6 раз.
- Закрыть воздушную заслонку.
- Включить зажигание на рукоятке.
- Дёрнуть за шнур стартера 1-7 раз, до запуска.
- Через 5 -10 секунд отключить систему запуска.
После простоя, если в обычном порядке завести мотор не получается, попробуйте открыть дроссельную заслонку и нажать курок газа. Не отпуская курок, тяните шнур стартера.
Также с зажатой ручкой газа рекомендуется заводить мотор, если он еще не остыл после предыдущего рабочего цикла.
Если на 5-7 рывок мотор так и не завелся, стоит искать поломку.
Вариант №1 — проблема в системе зажигания
Первое, на что падает подозрение – свеча не выдает искру, и поэтому топливная смесь не воспламеняется. Чаще всего проблема в самой свече.
Для проверки выкрутите свечу зажигания из цилиндра, предварительно отсоединив от нее провод.
Тонкий слой коричневого нагара указывает на нормальную работу двигателя, красный или розовый нагар – изобилие присадок в топливе, смените заправку. Если элемент покрыт черной или белой окалиной – мотор работал некорректно.
Мокрая свеча указывает на перелив, излишнюю подкачку топлива праймером. Свечу в таком случае нужно просушить, но не прокалить. Излишки бензина из цилиндра вылить, перевернув мотокосу.
Контакты высушенной свечи стоит очистить от нагара с помощью надфиля, наждачной бумаги или дамской пилочки. Зазор между ними должен быть 0,7 – 1 мм – это толщина стандартной монеты. При необходимости подогните верхний электрод.
Перед сборкой стоит проверить работоспособность свечи. Подключите её к питанию (наденьте колпачок), приложите корпусом к цилиндру или любой металлической части двигателя, включите зажигание, потяните стартер. На конце, между электродами, при каждом рывке должна проскакивать яркая, мощная искра.
Очень важно при этом соблюдать технику безопасности. На горловине свечного отверстия и корпусе мотокосы при проверке не должно быть ни капли бензина!
Если после просушки, очистки и выставления зазора искры нет – купите новую свечу. Бывает, что и на новой свече искра не появляется. В таком случае проверьте качество контактов, попробуйте заменить бронепровод – это недорого и просто.
Если и с новым проводом искры нет, нужно покупать новую катушку зажигания. Бывает, что кабель не отсоединяется от катушки, они продаются только в сборе. Её заменить самостоятельно несколько сложнее, ведь нужно точно выставить зазор 0,25 – 0,4 мм до маховика стартера.
Установите катушку с проставкой, примерьте. Покрутите стартер: он должен касаться проставки, но полностью проворачиваться. Уберите бумажный скотч или пластик и окончательно соберите узел.
Случается, что при проверке свеча выдает небольшую, но стабильную искру, а запуск не происходит. После того, как вы закрутите свечу в цилиндр, в закрытом пространстве слабая искра может пропадать. В такой ситуации также стоит заменить катушку: новая будет выдавать более мощный импульс.
Вариант №2 — необходимо заменить фильтры
Если искра есть, но коса не заводится, проблема скорее всего в подаче топлива. Проще всего проверить воздушный и топливный фильтр – с этого и начнем.
Протестировать их состояние достаточно просто: снимите фильтрующие элементы и попробуйте завести мотор. Если получилось – нужна замена или хотя бы очистка.
Топливный фильтр располагается непосредственно в баке, на конце трубки подачи горючего. Проведите следующие операции:
- Вытащите пробку бензобака вместе с ограничителем.
- Возьмите кусок жесткой проволоки и загните один конец в виде крючка.
- Нащупайте проволокой и вытащите трубку с фильтром.
- Оцените его состояние на глаз. При видимых засорениях – сразу замена.
- Попробуйте продуть его в обе стороны. Воздух должен выходить через сеточку по бокам, с небольшими пузырьками бензина, сопротивление минимальное.
- Если до магазина с новым фильтром далеко, а косить нужно срочно, попробуйте промыть старый чистым бензином и продуть его сжатым воздухом.
- Вставьте фильтр в трубку, надежно зажмите хомутиком и верните в бак.
Воздушный фильтр чаще становится причиной нестабильной работы, плавающих оборотов, но при сильном засорении может препятствовать и запуску. Расположен он сбоку, над карбюратором (кнопкой предварительной подкачки горючего).
Пластиковая крышка держится на защелке – снимите её. Сам фильтр обычно состоит из 2 слоев: толстого плотного поролона и плоской жесткой сетки. Если он выглядит грязным или мотор заводится только без него, замените очиститель или продуйте его сжатым воздухом.
В среднем менять оба фильтра на новый рекомендовано каждые 2 года.
Вариант №3 — засор сапуна и глушителя
Сапун – это обратный клапан, обеспечивающий доступ воздуха в бензобак, но не пропускающий топливо наружу. Располагается чаще всего на крышке, но иногда – и на корпусе бензобака.
Когда он забивается, бак становится герметичным, внутри создается вакуум и мощности клапана карбюратора не хватает, чтобы всосать горючее.
На неисправность указывают такие признаки:
- Триммер первый раз запускается нормально, но через небольшой промежуток времени работы глохнет и больше не заводится.
- Наружное отверстие сапуна забито грязью.
- Коса работает нормально, если крышку бензобака закрутить не до конца.
- Если отсоединить и направить вниз трубку подачи топлива от карбюратора, бензин из неё капает тонкой струйкой или не течет вовсе.
Решается проблема просто: отверстие снаружи чистят иголкой, слегка продавливая клапан вовнутрь, продуть компрессором. Если это не помогло, можно выковырять его из крышки вместе с резиновым уплотнителем.
Промойте чистым бензином и резиновые части, и встроенный фильтр. Продуйте всё, просушите и соберите обратно. Если и после этого продуть воздух через сапун не получается, купите новую крышку.
Глушитель или выпускной канал расположен на противоположном от карбюратора боку. На старых моделях он нередко засоряется сажей, нагаром. В результате двигатель задыхается от выхлопных газов и не может завестись или практически мгновенно глохнет после старта.
Проблема кроется в противоискровой сетке на выхлопе мотора. Её можно прочистить иголкой или совсем удалить.
Вариант №4 — проблема с карбюратором
Многие хозяева при первых проблемах с запуском мотокосы сразу разбирают карбюратор. Мы рекомендуем сначала проверить, действительно ли проблема в подаче топлива, а также исключить более простые поломки, выше.
Для проверки наберите в шприц 3-5 мл смеси бензина с маслом, выкрутите свечу зажигания и залейте топливо непосредственно в камеру сгорания.
Установите и подключите свечу, а затем 6-8 раз попробуйте завести триммер. Если мотор завелся и вскоре заглох – проблема действительно в топливной системе (карбюратор, топливный фильтр, трубки подачи бензина). Часто такое бывает после зимы, особенно если не слить бензосмесь: она распадается на фракции, тяжелые масла буквально заклеивают мелкие отверстия и детали.
Если же прямая заправка мотора не помогла старту, вернитесь к проверке зажигания, а также убедитесь в герметичности камеры сгорания, наличии компрессии, исправности поршневой группы.
Определившись, что проблема именно с карбюратором, отсоедините его от корпуса. Для этого снимите воздушный фильтр и выкрутите 2 или 4 длинных болта. Отсоедините 2 топливных трубки, а также тросик газа. Снимите карбюратор, не потеряйте паронитовую прокладку между ним и мотором.
Чтобы разобрать карбюратор, выкрутите 4 болта, расположенные вокруг кнопки предварительной подкачки топлива. Аккуратно разберите и сложите все слои по порядку, чтобы ничего не потерять. Можете сразу замочить их в ванночке с бензином для очистки.
Оцените состояние прокладок, при необходимости купите ремкомплект и замените их.
На металлической пластине с круглым углублением есть игла на пружине-рычаге. Она находится на грани круга и отвечает за подачу топлива. Чтобы проверить, не залипла ли она, шевелится ли, нажмите на противоположный конец рычага-пружины, в центр круга. Если подвижность ограничена – используйте для промывки специальную жидкость и сжатый воздух, или просто бензин.
Кроме иглы, на этой же детали расположен впускной клапан-распылитель. Его лучше видно с обратной стороны детали – отверстие в центре, часто крестообразное. Чтобы проверить работоспособность клапана, приложите к нему гибкую тонкую трубочку, резиновую или силиконовую, и попробуйте продуть в обе стороны. Воздух должен проходить только на вдохе — от вогнутой стороны детали к плоской.
Если воздух не проходит, нужна чистка. Простой способ– спичкой, не зубочисткой и не иглой, только тупым концом, со стороны отверстия. Более сложный и надежный вариант – с разборкой. Открутив маленький шуруп рядом с иголкой, вытяните ее и пружину.
В центре круга найдите небольшое отверстие и аккуратно, тупым предметом, например, обрезанной проволокой, вытолкните мембрану-распылитель из клапана через отверстие с противоположной стороны.
Тщательно вымыв бензином, продув и высушив все детали, выставьте на место мембрану и иглу с пружиной.
Соберите карбюратор в обратном порядке: резиновая прокладка, прозрачная прокладка, металлическая часть с иглой и клапаном, тонкая резиновая мембрана, толстая мембрана в пластиковом корпусе, кнопка праймера.
Прикрутите к корпусу триммера через прокладку, подключите топливные трубки и тросик газа. Пробуйте завести бензокосу как обычно. Если проблема устранена, не забудьте установить на место воздушный фильтр.
Скорее всего потребуется настройка параметров топливной смеси с помощью регулировочного винта на карбюраторе. Заведите триммер и, периодически газуя, закрутите винт до такого положения, в котором двигатель набирает максимальные обороты (на слух). Затем сделайте пол-оборота назад, чтобы не перегружать мотор.
Другие неисправности инструмента
Если все описанные выше неполадки проверены и устранены, а триммер всё равно не заводится, вероятно, проблемы с самим двигателем. В нем может быть снижена компрессия из-за разрушения сальников коленвала или повреждения поршневой группы.
Такое чаще случается с триммерами, которые используют очень активно или давно: например, в коммунальных службах. Для диагностики используйте компрессометр.
В большинстве случаев такой ремонт стоит поручить мастерской хотя бы потому, что практически во всех триммерах для доступа к сальникам и цилиндру нужно выкрутить гайки с фиксатором резьбы. Сделать это можно либо электрогайковертом, либо хорошенько прогрев их.
Сальники расположены с двух сторон коленвала: под стартером и на приводе, и менять их лучше парой. Добравшись до места их установки, оцените состояние на глаз: они должны сидеть плотно, без люфта и не выпирать, не быть потресканными. Подтеки масла вокруг также указывают на необходимость замены сальников.
При обратной сборке обязательно используйте фиксаторы резьбы везде, где они были – это вопрос безопасности.
Восстановление поршневой группы требует специализированного инструмента. Если вы не автомеханик-моторист на СТО, доверьте восстановление мотора триммера специалисту.
При вскрытии цилиндра проверяют все поверхности на наличие сколов, задиров, царапин. Чтобы определить, изношены ли поршневые кольца, покачайте шатун. Малейший люфт поршня свидетельствует о необходимости замены колец.
Обслуживание и профилактика проблем запуска
Чтобы инструмент служил дольше и не создавал проблем, содержите его в чистоте и проводите регулярное обслуживание.
Не храните заправленную бензокосу: оставляя её более, чем на 2 недели, а тем более – на зиму, слейте остатки топлива из бака, затем заведите мотор и дайте ему поработать, пока сам не заглохнет. Оставляя инструмент на зиму в сарае, оберните мотор и ножи промасленной ветошью.
Для смазки 2–тактного мотора перед хранением, выкрутите свечу и поднимите стартером поршень в самый верх. Капните из шприца немного моторного масла и с помощью стартера несколько раз проверните коленвал.
Весной, перед первым использованием после простоя, желательно проверить свечу и фильтры, разобрать и промыть карбюратор, даже если проблем с запуском нет.
Выводы и полезное видео по теме
Для наглядности предлагаем видео с разбором распространенных проблем:
Для проверки карбюратора или если решитесь самостоятельно менять сальник, пригодится это видео:
Разборка и чистка карбюратора довольно подробно описана здесь:
Если ваша бензокоса не заводится, не спешите искать мастера для её ремонта. Вполне возможно, самостоятельно найти и устранить причину будет не только намного дешевле, но и быстрее, и проще.
Большинство триммеров устроены практически идентично, может отличаться строение мелких деталей и, конечно, качество их исполнения. Используйте и храните свой инструмент бережно, не жалейте денег на горюче-смазочные материалы и времени на минимальное обслуживание, и триммер станет безотказным помощником на много лет.
А приходилось ли вам сталкиваться с ситуацией, когда мотокоса перестала заводиться? Как вы исправили положение? Делитесь своим мнением и опытом в комментариях ниже!