Покупая доводчик для двериПри выборе системы важно учитывать возможность ремонта. В первые годы эксплуатации система будет исправно работать, но со временем все чаще потребуется регулировка хода дверного полотна. В конечном итоге придется либо заменить прибор, либо найти способ отремонтировать доводчик самостоятельно. Последний вариант более предпочтительный.

Устройство дверного доводчика
Наиболее частыми поломками являются повреждения рычага и механизма торможения, размещенного внутри корпуса. Рычаг всегда соединяется с поворотным валом, независимо от того, шарнирная это конструкция или со скользящей опорой. Именно на валу происходит создание тормозного момента, обеспечивающего плавную работу дверного доводчика.
Внутри корпуса прибора механизма:
- Пружина и зубчатая рейка образуют механизм накопления энергии, которая поступает от человека во время преодоления сопротивления и открывания дверей. Зубчатая рейка взаимодействует со шестерней, установленной на валу привода.
- Заполненный гидравлической жидкостью цилиндр с поршнем. При открытии двери пружина внутри корпуса выпрямляется, давя жидкость на дренажные каналы и выдавливая её в смежную камеру.
- Несколько винтов позволяют регулировать просвет канала и замедляют ход поршня, пружины и рейки.
Возможно, отремонтировать только корпус устройства. Причина поломки – трещина или разрушение резьбы под регулировочный винт. В этом случае проще купить для дверей новый прибор, чем пытаться восстановить старый. Поэтому не стоит ронять механизм на бетонный пол или попадать по нему молотком. в процессе установки не следует.
Износ зубьев шестерни и зубчатой рейки – одна из главных проблем доводчиков. Трение порождает металлическую грязь: смесь мелких частиц металла и смазки. Со временем каналы забиваются, уплотнения и опорные поверхности изнашиваются. Прибор на двери функционирует с большой задержкой и плохо регулируется. Без промывки или ремонта износ достигнет критической величины, после чего доводчик будет работать как обычная дверная пружина.
Устранение поломки в зависимости от причины
Невозможность регулировки работы прибора — первый признак проблем. Такое может произойти, даже если на двери установлен качественный аппарат известной марки. Ремонт возможен: нужно промыть полость и заменить регулировочный винт.
Нестабильная работа и переменное сопротивление на двери наблюдаются даже у новых механизмов. В большинстве случаев причина кроется в мелких дефектах клапана, винтов или некачественной гидравлической жидкости, которая была залита в прибор еще на стадии изготовления.
Вытекание масла
Многие производители гидросистем указывают в инструкции марку жидкости или масла. Брендовые модели ремонтопригоднее, потому что уплотнения на поворотном штоке и винтах почти не изнашиваются, а «правильное» масло не повреждает резину.
При высоких нагрузках, например, на дверях офиса или магазина, жидкость может подтекать из-за износа уплотняющего кольца. Механизм возможно отремонтировать, заменив уплотнения.
Избыточное вращение регулировочного винта может вызвать утечку. В подобной ситуации необходимо своевременно повернуть винт обратно. Небольшая потеря жидкости во время работы устройства безвредна, и дверь продолжит открываться привычным образом.
Подтекание гидравлической жидкости через вал штока возможно даже при целом уплотнении. Масло вытекает из-за сильного износа вала или втулки подшипника. Ремонт вала без токарного оборудования затруднителен. Временная мера – запрессовать ремонтную втулку и пройти разверткой. Оправданы попытки ремонта только для фирменных моделей. На бюджетных моделях стоимость устранения неисправности превысит цену нового доводчика.
В случае полного расхода жидкости потребуется выполнить следующие действия:
- Отрегулируйте оба винта и проверьте уплотнение под головкой, при необходимости замените его или отремонтируйте резьбу.
- Слейте оставшуюся гидравлику. Затем прочистите воздухом каналы под регулировочными винтами, чтобы вытолкнуть засоры.
- Введите новую порцию жидкости в полость при помощи медицинского шприца объёмом 50 миллилитров.
- Затянуть винты и убедиться в работоспособности механизма.
Ремонт гидравлики доводчика не представляет сложности.
Проблемы могут возникнуть из-за выбора сорта масла: его вязкость может быть слишком большой, и система торможения будет работать жестко. Неправильный выбор масла может привести к ремонту крепления или рычагов.
Если гидроусилитель от уважаемого производителя, информацию об используемой жидкости найдите в руководстве по эксплуатации или на сайте компании-производителя. В случае с недорогими моделями допустимо применять тормозную жидкость или жидкое парафиновое масло.
Нельзя заливать синтетику или моторное масло непосредственно в доводчик. Необходимо провести пробу: смешать новую жидкость с оставшейся старой гидравликой. Если она свернется из-за контакта со старой гидравликой, ремонт прибора будет затруднителен.
Поломка рычага
Слабое звено рычажной системы – головка с круглым, четырехгранным или шестигранным отверстием, предназначенным для установки на вал или шарнир.
Причина поломки рычага чаще всего – сильные удары по двери в открытом состоянии.
Чаще всего рычаги изготавливают цельными из мягкой стали низкого содержания углерода тонколистовой штамповки. В доводчиках для межкомнатных дверей могут быть алюминиевыми рычаги. Головка такого рычага будет либо полностью стальной, либо с металлической вставкой.
Для восстановления поврежденной детали требуется сварочное оборудование. В случае с изделием из стали рекомендуется использовать аппарат для дуговой сварки аргоном. Углекислотным автоматом можно обработать стальную часть.
Если наконечник распался на две части, деталь соединяют хомутом, устанавливают на доводчик. Прибор закрепляют на двери точками. Затем доводчик снимают с дверей, убирают хомут и проваривают трещины сплошным швом.
Замена крепежа
При установке доводчика на металлопластиковую дверь саморезы необходимо периодически подтягивать шуруповертом или отверткой. В противном случае через год-два крепление ослабнет, доводчик придется снять и отремонтировать место посадки. В случае с входными дверями магазинов или офисов ремонт крепежа на двери может потребоваться уже через 8-10 месяцев.
Чтобы починить установку собственными силами, сначала нужно снять доводчик с металлической двери. После этого осматривают отверстия, в которые крепились саморезы. Часть из них окажется почти целыми с фрагментами резьбы от шурупов. Остальную часть потребуется отремонтировать.
Для этого:
- С помощью шуруповерта сверлим отверстия, диаметр которых равен 0.5-1 мм больше требуемого.
- Просверливают отверстия для крепления на корпусе доводчика.
- Выбираем саморезы с большим диаметром, достаточным для прохождения сквозь отверстия в проушах корпуса доводчика.
Следующим шагом станет установка доводчика на дверь, а затем закручивание новых саморезов.
Деревянные двери требуют реже ремонта. Древесина надежнее удерживает крепеж, даже при филенчатых конструкциях. На сборные дверные полотна из вагонки с облицовкой листом ДВП лучше не устанавливать доводчик. В случае необходимости перед установкой под корпус нашивают фанерную подкладку толщиной 8-10 мм.
Необходимо иногда отремонтировать сломавшееся крепление доводчика на деревянной двери. Причиной ослабления крепежа часто служит неправильная установка или недостаточная длина саморезов. Посадочное отверстие может быть настолько повреждено, что крепеж выпадает с двери. В таком случае ремонт двери установкой более длинных саморезов возможен, но не оправдан: доводчик уже через несколько месяцев снова отвалится.
Самый простой способ заделать отверстия для шурупов — воспользоваться традиционным столярным методом.
- С помощью шуруповерта и цилиндрического сверла для дерева высверливаем отверстие под пробкой. Диаметр должен быть 25-35 мм, а глубина – не меньше 20 мм.
- Из круглого дерева вырезаем четыре-пять пробок толщиной 18 мм.
- Выравниваем по размеру, устанавливаем заглушки в отверстия, предварительно обработав их столярным клеем.
Это самый надёжный метод. Попытки ремонта посадочного места под саморез с помощью винтовых металлических пробок значительно осложняют установку доводчика на дверь. При необходимости обеспечения надёжности пробки необходимо клеевым составом фиксировать, а не вкручивать.
Деформирование штанги
Второй рычаг шарнирно-рычажного привода называют стойкой или штангой. Чаще всего его делают штамповкой из тонкого листового металла. Внутри находится стальная втулка с внутренней резьбой, куда вворачивается шток с головкой на конце.
Из-за удара по двери чаще всего ломается (гнется) трубчатый корпус штанги. Резьбовой шток всегда оказывается более прочным. При необходимости ремонт штанги не составит особого труда, в то время как шток подлежит замене без ремонта.
Чтобы восстановить штангу, ее следует снять с доводчика и отсоединить от кронштейна на двери. Затем требуется подобрать стальной прут, диаметр которого будет близок к внутреннему размеру стойки.
Пруток фиксируют в тисках, надевают на штангу и выравнивают поверхность легкими ударами молотка. Для ремонта трубчатого корпуса штанги обычно требуется не более 20-30 минут. В завершении закручивают резьбовой шток внутрь штанги и немного приподнимают стойку, чтобы вернуть ей прямую форму.
Регулировка доводчика
Необходимо отремонтировать прибор так, чтобы трудоспособность его оставалась полной, без затруднений при открытии или закрытии двери. В первую очередь нужно удостовериться в исправности рычажного механизма. Резьбовой шток должен быть крепко затянут гайкой, без люфта, зазоров и дребезга штанги.
Проверьте работоспособность механизма доводчика. Иногда ремонт шестерни и зубчатой рейки заменой новыми деталями невозможен, требуется установка б/у или восстановленных. Перед установкой доводчика на дверь наденьте рычаг на вал и несколько раз прокачайте. При отсутствии заеданий и посторонних звуков прибор можно вернуть на дверь.
Перед установкой штангу и винт дохлопа нужно вывести в среднее положение. Винт регулировки силы открывания двери требуется вывернуть на пол-оборота. Часто перед ремонтом доводчика на корпус (рычажный механизм) наносят риски, по которым можно восстановить положение регулировок после демонтажа.
Настройка доводчика двери начинается с регулировки свободного хода от 180… о до 15оЧтобы добиться этого, следует найти в инструкции схему расположения точек регулировки и полностью завернуть головку по часовой стрелке до упора. Игла винта перекроет канал перепуска гидравлической жидкости. В этот момент движение поршня внутри доводчика заблокировано. Потому дверь нельзя дергать, иначе придется заново ремонтировать штангу доводчика.
При ремонте без замены гидравлической жидкости головку откручивают на пол-оборота против часовой стрелки и проверяют ход двери. Створка должна закрываться быстро. При ремонте с заменой масла винт выворачивают на ¼ оборота, после чего каждый раз проверяют работу доводчика.
Следующим шагом является регулировка функции «прихлоп». Процесс аналогичен предыдущему, но потребуется иной винт. Местоположение нового винта может находиться рядом с первым, поэтому во время проверки работы доводчика важно проявлять осторожность, чтобы не перепутать и не изменить настройки обоих винтов.
Во время регулировки доводчика иногда обнаруживается, что даже с полностью выкрученным винтом скорость закрывания двери на финише недостаточна. Дверь может не закрытьясь полностью. Это указывает на то, что пружина доводчика просела и утратила часть упругости.
Ремонт возможно осуществить заменой на новое устройство, однако это потребует слить масло и открутить шестигранную гайку на его торце. В некоторых случаях ремонт удается выполнить установкой под пружину нескольких подкладочных шайб толщиной до 3 мм. Вероятно, проще приобрести для двери новый доводчик.
Замена дверного доводчика
Замена доводчика обычно связана с неудачей ремонта, износом масляной капсулы или поломкой пружины. При надлежащей настройке рычажный механизм может работать 15-20 лет. После этого шарниры можно восстановить заменой втулок и осей.
Доводчики популярных марок рассчитаны на 400 тысяч циклов работы. Модели НОРА-М способны функционировать до семисот тысяч циклов.
В реальности замена дверного доводчика наступает раньше – спустя 3-4 года эксплуатации либо после самостоятельной попытки ремонта. Порой ремонт требуется и новым доводчикам из-за заводского дефекта или плохого качества гидравлической жидкости.
При замене двери часто устанавливают модель той же конструкции, как и ранее. Такой выбор удобен в эксплуатации: противодавление доводчика сохраняется, обеспечивая комфортное пользование. Старый доводчик можно разобрать на части и использовать для ремонта нового прибора, когда это потребуется.
Использование доводчика отрицательно влияет на работу дверных петель. Поэтому прежде чем заменить прибор, необходимо отремонтировать верхний навес, несущий основную нагрузку.
Установка доводчиков на двери иногда приводит к деформации дверного полотна: оно выгибается подобно пропеллеру и плохо стыкуется с рамой. В таком случае необходимо отремонтировать петли и, если возможно, переместить прибор с верхней кромки полотна на среднюю часть.
Профилактика поломок
Можно продлить срок службы доводчика просто. Во-первых, прибор следует правильно установить и настроить. Если через один-два месяца эксплуатации дверь перестает работать, появляется прихлоп или люфт в шарнирах, нужно искать причину нарушения регулировок. При необходимости отремонтировать петли на двери. Периодически работу механики нужно проверять, регулировать и устранять причины отклонений. Работа доводчика в настроенном состоянии продлевает ресурс механизма почти на 30%.
Во-вторых, рекомендуется поменять гидравлическую жидкость не позднее чем через два года эксплуатации устройства. Для входных дверей замена жидкости особенно важна. Лучше своевременно заменить масло, чем потом искать способ ремонта зеркала цилиндра.
Многие могут починить доводчик двери самостоятельно, даже не имея опыта. Важно работать аккуратно. Сложные поломки, например, пружина сломалась или шток заклинило, требуют большей квалификации и иногда специального оборудования. Порой проще купить новый доводчик, чем ремонтировать старый.
Поделитесь своим опытом ремонта замков — какие ситуации встречались вам, и как сложна самостоятельная их починка?