Откатные ворота представляют собой альтернативу распашным. Состоят из направляющих, щита, рамы, роликов и электрического привода (необязательный компонент). Хотя деталей много, сделать откатные ворота самостоятельно несложно, если понимать основные особенности. Раздвижной механизм обладает преимуществами: безопасностью, простой системой управления и удобной автоматикой.
Конструкция и механизм работы откатных заграждений.
Ворота получили своё название благодаря особенностям открытия. Полотно ворот движется по направлению забору, оставаясь в плоскости проёма и занимая при этом меньшую площадь.
Существуют три типа конструкций для откатных ворот.
- рельсовые;
- подвесные;
- консольные.

Откатные ворота опираются на ролики, установленные в нижней части конструкции. С их помощью перемещается полотно ворот. Ролики размещаются на рельсе, заложенном в дорожное покрытие. В верхней части ворота кронштейн удерживает боковые ролики.
Ширина отката этих ворот равна ширине проёма.
Недостатки конструкции:
- Рельсы занимают всю ширину проезжей части.
- Последний постоянно забивается грязью, а зимой снегом и льдом, что может привести к проблемам при открывании ворот. Поэтому рельсы необходимо периодически чистить. Возможен монтаж нагревательного кабеля, который устранит обледенение, однако это влечет за собой увеличение монтажных расходов и дополнительные затраты на электроэнергию.
В конструкции вторых ворот есть верхняя балка, по которой ворота на роликах движутся. Верхняя балка определяет высоту проезда. Можно установить ворота с съемной верхней балкой. Однако это усложняет конструкцию и снижает её надёжность. Съемная балка также увеличивает финансовые затраты. Ширина ворот равна длине отката.
Третий вид выдвижных ворот пользуется наибольшей популярностью из-за расположения роликовых опор за пределами проёма, что снимает с конструкции любые ограничения. В их состав входит кронштейн, идентичный первому варианту.
Раздвижные ворота такого типа превосходят по длине ширину проема в полтора раза. Дополнительная часть, имеющая форму трапеции или треугольника, действует как противовес и расширяет зону движения ворот. Для этой разновидности сооружают более массивный фундамент.
В устройство консольных откатных ворот добавляются два элемента – верхний и нижний уловители. Удерживают полотно в равновесии при закрытом состоянии. Элементы располагают на противоположном столбе воротного проема. В нижнем уловителе есть полка, на которую опирается консоль при закрытом состоянии.
Особенности проектирования конструкции
При составлении эскиза применяют два показателя: ширину проёма и высоту откатных ворот. Последний параметр имеет значение только при изготовлении подвесных конструкций. В остальных ситуациях Дизайн изделия влияет на выбор размера.
В дальнейшем рассмотрение будет проводиться на примере консольного варианта, популярного в частном строительстве.
Чертежи для изготовления
При проектировании откатных ворот важно стремиться к простой конструкции.
- консольная балка;
- две роликовые опоры.
Первое препятствие ставится перед вторым и двигается по его оси. Ворота закрепляются сверху на балке, чаще всего с помощью сварки. Ролики размещают снаружи проёма.
Два этих элемента – готовые изделия, доступные в строительных магазинах. В зависимости от веса самих ворот продаются консоли и ролики разных сечений и размеров. Стоит отметить умельцев, которые предлагают консоли и роликовые каретки собственного изготовления. своими руками.
Консольные ворота состоят из каркаса, облицованного плоским материалом. Сейчас популярно применять профнастил. Изготовление ворот из профнастила собственными силами. Ранее ограждения выполняли досками или металлическими листами. Популярным вариантом являлся каркас с кованными стальными декоративными элементами, снижающими парусность ворот, что положительно влияет на надежность. Чем меньше парусность, тем выше надежность.
Для создания каркаса применяют профилированную трубу различного сечения: наружную – большего, а для внутреннего заполнения – меньшего.
Изготовьте откатные ворота самостоятельно по предоставленным ниже чертежам. При необходимости скорректируйте размеры конструкции в соответствии с вашими требованиями.
Схема работы консольных откатных ворот понятна любому человеку, даже без специальных знаний. Важно только произвести точные замеры для расчетов размеров воротной конструкции.
Данные высоты и ширины
Для начала устанавливается ширина ворот, что обуславливается шириной проёма, то есть расстоянием между столбами въезда. Последний параметр рассчитывают, принимая во внимание ширину автомобиля (расстояние между зеркалами бокового обзора). К этому размеру прибавляют по 30-50 см с каждой стороны.
Ворота нужно изготовить шире на 10 сантиметров с каждой стороны, чтобы закрывали не только проем, но и часть столбов. Это позволит избежать зазоров при боковом взгляде на конструкцию.
При определении ширины учитывают способ въезда автомобиля на участок. При встрече дороги с воротами расчет остается прежним. То же самое происходит при въезде под прямым углом. При меньшем угле поворота увеличивают расстояние между столбами.
Важно сократить расстояние между машиной и опорами. При грязной дороге или снеге при скольжении автомобиль может занести. Небольшой зазор не всегда защитит от столкновения. В таких условиях ширину проема с каждой стороны нужно увеличить на 10-20 см.
Есть мнение, что высота откатных ворот должна быть такой же, как у забора, ведь так сооружение смотрится эстетичнее. Тем не менее, каждый выбирает этот параметр самостоятельно. Однако чем выше ворота, тем тяжелее они сами по себе и больше подвержены воздействию ветра. Следовательно, увеличивается стоимость конструкции и сложность её сборки.
Расчет противовеса
Длина противовеса совпадает с половиной ширины проёма. При небольшом весе откатных ворот (300-400 килограмм) длина противовеса может составлять одну третью ширины въезда.
Для прямоугольного противовеса также подойдет этот размер.
Расчет прочности фурнитуры
Качество фурнитуры определяет долговечность откатных ворот.
В состав фурнитуры входят:
- две роликовые опоры;
- нижняя несущая балка;
- два уловителя;
- Столб с установленными роликами и поддерживающей скобой.
Чаще всего всё продаётся в наборе. Изготовители выпускают различные варианты комплектующих с разной толщиной материала. Выбор зависит от веса распашных ворот.
При расчете откатные ворота нужно принимать во внимание не только размеры изделия, но и вес используемого для сборки материала.
Рекомендации по выбору деталей конструкции и креплений для ворот, исходя из нагрузки.
Ворота с различными размерами имеют разный вес. В зависимости от веса изделий подбираются комплектующие, отличающиеся техническими и эксплуатационными характеристиками. Ниже представлены характеристики фурнитуры для консольных ворот от компании “ALUTECH”.
1100-1500 кг
На частных участках не ставятся самые массивные ворота. Их устанавливают на промышленных объектах.
Характеристики фурнитуры:
- Предлагаемые габаритные размеры роликов: 190х480х175 мм. Диаметр — 100 мм. Первая опора рассчитана на нагрузку 3,4 т, вторая — на 1,5 т.
- Нижняя ловушка, выполненная из стали толщиной 5 мм. Размер: 188x153x100 мм.
- Верхний уловитель изготовлен из стали толщиной 4 мм. Габариты такие же.
- Балка-опора из стали, имеющая толщину 5 мм, высоту 130 мм и ширину 135 мм.
800-1000 кг
Все те же размеры по порядку:
- Ролики – 100х251х138,5 мм. Диаметр колес – 61 мм.
- Нижний уловитель изготовлен из стали толщиной 4 мм и имеет размеры 140х101х95 мм.
- Уловитель верхний – толщина 3,5 мм.
- Опорная балка имеет толщину 4,5 мм и размеры высоты и ширины 89х74.
600-700 кг
Характеристики фурнитуры в том же порядке:
- Ролики – 80х167х112 мм. Диаметр колес – 55 мм.
- Нижний уловитель изготовлен из металла толщиной 3,5 мм. Его размеры составляют 100x82x80 мм.
- Уловитель верхний – толщина 3-3,5 мм.
- Опорная балка имеет толщину 3,5-4 мм, высоту 70 мм и ширину 60 мм.
300-500 кг
Характеристики фурнитуры:
- Ролики – 178х90х117,8 мм. Диаметр колес — 43 мм.
- Нижний уловитель имеет размеры 100 на 96 на 67 миллиметров. Толщина металла составляет 3 миллиметра.
- Уловитель верхний – толщина 3 мм.
- Опорная балка имеет стенку толщиной 3,6 мм и размеры 60 на 55 мм.
Важно уделить особое внимание материалу, из которого сделаны комплектующие. Должна использоваться высокопрочная сталь, например, марки S355.
Дополнительные расчеты
Для фундаментов консольных откатных ворот используют три варианта. Один вариант представляет собой две заглубленные стойки, на которые опирается бетонная лента. Конструкция вся эта должна быть монолитной и армированной. Глубина закладки стоек больше глубины промерзания грунта.
В частном домостроении данный вариант считается трудоемким, поэтому применяют либо заглубленную ленту, либо два отдельных столба. В всех трёх случаях к фундаменту крепят швеллер, который выступает опорой для роликов откатных ворот. Его закрепляют на армирующей решетке, укладываемой в опалубку под фундамент. Крепление выполняют с помощью электросварки.
Что касается размеров самого фундамента, то:
- Глубина заложения равна глубине промерзания почвы в месте возведения дома с добавлением 10-15 сантиметров.
- длина равна длине противовеса.
Ширина фундамента определяется шириной проёма въезда. Чем шире проём, тем шире должен быть фундамент.
Ограничения на установку откатных ворот
Установка откатных ворот не сталкивается с особыми сложностями. Однако, иногда возникают обстоятельства, затрудняющие монтаж.
- Возле строящегося объекта появляется дерево на линии отката, его требуется удалить. Решать о сносе поручено застройщику.
- В случае прокладки воздушных или подземных коммуникаций в зоне ворот.
- В зоне отката возвышается строение, возможно, принадлежащее соседям.
- Непрямолинейность рельефа.
Производство секционных откатных ворот и порядок установки.
Самостоятельное изготовление и монтаж откатных ворот — это поэтапное выполнение строительных работ.
- Определение размера ворот при учете ширины проезда.
- Разработка эскиза полотна и расчет его массы с учётом рамы и отделки.
- Выбор и покупка фурнитуры.
- Установка опорных столбов возможна с использованием металла, металлопрофиля или материалов для кладки: кирпича, бетонных блоков, камня.
- Фундамент возводят, разметив участок, осуществив земляные работы, установив армированную сетку с приваренным швеллером и залив бетоном.
- Установка фитингов. Колёсные опоры монтируются на швеллер, перед тем как соединить его с арматурной конструкцией и залить бетон.
- Установка откатных ворот.
- Покраска конструкции.
Материалы и инструменты
Здесь нужно разделить работы по строительству ворот.
Это сборка каркаса воротного полотна и возведение фундамента. Для первой операции понадобится:
- Для сборки рамы применяется профильная труба сечением 60х40х2 мм. Для внутренних элементов полотна – сечение 40х20х2 мм.
- Для обшивки откатных ворот можно использовать профнастил, доски или стальные листы.
Для сборки каркаса:
- Сварочный аппарат.
- Приспособление для углового соединения профильных труб.
- Струбцины для фиксирование элементов каркаса.
Построить фундамент для откатных ворот необходимо с использованием следующих материалов.
- Ингредиенты для приготовления бетона: цемент, щебень и песок.
- Существует швеллер № 20, подходящий в качестве основания для роликов. Впрочем, это не единственное решение.
- Арматура из стали с диаметром 10-12 мм для формировательной сетки.
Для замешивания бетона используются лопаты и бетономешалка. Грунт выкапывают лопатами и ломами.
Ещё понадобится элемент — закладные. Это стальные уголки, которые устанавливают в кирпичную или блочную кладку на уровне монтажа уловителей и поддерживающей скобы. Если столбы – это стальные трубы или другой металлопрокат, то закладные к ним крепить не нужно. Фурнитура напрямую крепвится сваркой к металлическим поверхностям.
Подготовка деталей для механизма отката
В данном этапе необходимо подготовить опорную балку и ролики. Роликовые опоры могут быть либо готовыми, либо изготовленными самостоятельно. Установка их производится на подставку-швеллер с последующей сваркой к ней. Расстояние между роликами определяется двумя параметрами конструкции откатных консольных ворот: массой и размерами.
Кладка столбов из кирпича
Для опорных столбов под ворота можно использовать полный кирпич. Существует более надежный вариант: профильную трубу или трубу с круглым сечением устанавливают в качестве основы, а затем обкладывают кирпичом. К трубе приваривают закладные детали.
Подобно другим опорам, столбы несут нагрузку. В связи с этим под них закладывают крепкий бетонный фундамент не менее М300. Рекомендуемая глубина залегания должна быть ниже точки промерзания почвы.
Под каждый столб:
- выкапывается скважина;
- Основание покрывают крупнозернистым песком толщиной 10-15 сантиметров, в качестве альтернативы допускается мелкофракционный щебень.
- Внутрь устанавливается армирующий каркас из арматуры диаметром 10-12 мм, имеющий сечение треугольника или квадрата.
- Бетон заливвают, а через 28 дней он наберет необходимую прочность. После этого конструкцию можно загружать.
В процессе создания армокаркаса в яму монтируют профильную трубу и приваривают ее к каркасу. Труба должна находиться точно по вертикали.
Кирпичная облицовка выполняется по стандартной технологии, демонстрируемой на представленном фото. На нем также ясно видно монтаж закладных деталей в трубу.
Разметка ямы и выемка грунта
Выбор фундамента под швеллер и роликовые опоры зависит от прочности почвы. Простейшим вариантом является столбчатый.
- Для работы используется садовый бур диаметром 200 миллиметров. Выполняется не менее двух скважин, глубина которых определяется длиной противовеса. Использование бура упрощает, ускоряет и облегчает выполнение всех работ.
- Внутри монтируют армирующие каркасы из стали. Форма сечения может быть круглой, квадратной или треугольной.
- К каркасам крепят швеллер опорой. Сварочный шов выполняется перед установкой железобетонных конструкций.
- Заливка бетонного раствора в скважины.
Создание ленточного фундамента под откатные ворота — более трудоемкий процесс, требующий значительных земляных работ.
По грунту делается разметка:
- длина ямы – длина противовеса ворот;
- Пропуск воротной конструкции влияет на ширину.
- Глубина составляет 10-15 сантиметров ниже уровня промерзания почвы.
Руками извлекают грунт лопатами.
Изготовление закладной конструкции
Чаще всего ленточный фундамент укрепляют с помощью арматурных конструкций в виде двух вертикальных решеток, соединенных перемычками из той же арматуры, что и каркас дома. Расстояние между ячейками решеток определяется нагрузкой, на которую рассчитывается фундамент. Диаметр арматуры составляет 10-12 мм.
Закладные конструкции монтируют за пределами опалубки фундамента. К ним незамедлительно приваривают швеллер-опору. Возможно дополнительное усиление опоры путем приварки нескольких арматурных стержней.
Установка закладного элемента в яму
Здесь два требования:
- Закладную конструкцию располагают таким образом, чтобы швеллер плотно прилегал к опоре.
- Швеллер требуется устанавливать горизонтально.
Прокладка электропроводки для автоматизации ворот
При планировании автоматизации откатных ворот для упрощения эксплуатации важно на этапе закладки фундамента проложить электропроводку к электродвигателю и системе управления. В этом случае используют кабель из комплекта поставки, либо покупают его по совету производителя механизма открытия.
Провод следует поместить внутрь защитной трубы, которая может быть изготовлена из пластика или металла. Необходимо предотвратить попадание влаги в трубу, поэтому её концы герметизируют.
Монтаж трубы осуществляется на основании, с помощью крепления к металлическому каркасу.
Бетонирование ямы
Монтаж откатных ворот на этом этапе предполагает использование бетона марки М300 или выше. Заливка выполняется после установки закладной конструкции и выравнивания швеллера по горизонтали – как в поперечном, так и в продольном направлении.
Смесь уплотняют, используя глубокий вибратор, для удаления воздуха, проникшего в раствор при замешивании. Воздушные пузырьки ослабляют прочность бетона.
Сварка
В данном этапе к швеллерной опоре приваривают роликовые каретки. Расположение их определяют заблаговременно. Прихватка выполняется по всем сторонам, поскольку ролики испытывают значительные нагрузки, в частности на скручивание.
Первый ролик нужно разместить рядом с опорным столбом, примерно в десяти сантиметрах от него по швеллеру.
Перед сваркой рекомендуется разобрать роликовую каретку. Она состоит из двух частей.
- опора с регулировочными болтами;
- ролики, закрепленные на металлической подставке.
Сначала крепят к швеллер-опоре первую часть, потом на неё, или точнее на болты, надевают вторую, затягивая гайками.
Фиксация накатного концевого ролика
Это нижний уловитель ворот на роликах, закрепляемый на столбе с противоположной стороны от роликов. Для этого на роликовые каретки устанавливается опорная консоль. На 10-15 см выше её монтируется уловитель. Именно там должна быть установлена закладная деталь, вставленная в кирпичную кладку.
Фиксация производится электросваркой.
Крепление верхней направляющей для ограничителя кронштейна.
С установкой верхнего элемента всё аналогично нижнему: крепление выполняется к закладной с помощью электросварки. В целях возможности будущей переделки положения уловителя сварка проводится точечная.
Такая необходимость часто возникает при финальной регулировке откатных ворот роликовыми опорами.
Изготовление створки
Откатное полотно делится на две части: створку и противовес. Противовес не закрывают отделочным материалом, потому что составляют его из единого каркаса. Створка обшивается, поэтому конструкция представляет собой двухкаркасную систему.
Внешняя часть изготовлена из профилированной трубы большого диаметра и выступает несущей конструкцией. Внутреннюю часть собирают из трубы меньшего диаметра; к ней крепится отделка ворот. Несколько поперечин из того же материала повысят жесткость конструкции, что особенно важно при интенсивном использовании сооружения.
После завершения работы над полотном к его нижней кромке прикрепляют опору с помощью электросварки.
Окраска и монтаж
После сборки полотна:
- Все сварные швы доводятся до гладкости шлифмашинкой или болгаркой.
- конструкция обезжиривается;
- наносится грунтовка;
- окрашивается.
После просушки краски ворота устанавливаются на ролики, помещенные внутри опоры. Верхняя часть каркаса фиксируется в державке, как видно на фотографии. Самостоятельная установка каркаса откатных ворот несложна.
Регулировка положения роликовых опор
По завершении монтажа откатных ворот требуется регулировка роликовых кареток. Следует уточнить, что каретки не привариваются к опорному швеллеру. Крепление осуществляется шпильками или болтами, которые привариваются к опоре. Это необходимо для последующего выравнивания ворот относительно проема.
Применяют четыре вида выравнивания:
- По высоте конструкция может быть установлена над дорогой с необходимыми параметрами. При использовании автоматических ворот такая регулировка обеспечивает нужный зазор между шестерней электропривода и зубчатой рейкой.
- Установка предусматривает зазор между каркасом и поверхностью проема.
- Вдоль. Каретки выставляются на одной оси.
- Чтобы ворота были вертикальными, горизонтальность нужно соблюдать в плоскости, стоящей перпендикулярно плоскости проёма.
Монтаж автоматики
Механизм автоматического открывания и закрывания откатных ворот состоит из…
- электропривод с шестерней;
- зубчатая рейка;
- Два концевика, срабатывающие при достижении ворот одним из конечных положений и отключающие привод.
- сигнальная лампа.
Рядом с опорным рельсом устанавливается монтажная станина, к которой крепят привод четырьмя болтами. Зубчатую рейку приваривают к опорной балке сбоку на всю её длину, выполняя операцию при открытых воротах.
Монтируют два концевика. Первый у края ворот управляет открытием, второй — в задней части, у переднего края противовеса, управляет закрытием.
Завершающий этап
В данном месте выполняется отделка ворот. Самым экономичным вариантом облицовочного материала является профнастил. Его обрезают по длине для полного покрытия внутренней конструкции ворот. Листы размещают внахлест по волнам. Крепление осуществляется саморезами по металлу с широкой шайбой.
В качестве альтернативы профнастилу подойдут доски, сэндвич-панели и листовое железо.
Калитка в откатных воротах
Установка калитки в откатные ворота кажется привлекательной, но имеет ряд недостатков.
- Пройти через подобную калиточку затруднительно из-за высоты нижней части конструкции, по которой нужно переступать. Через нее крайне сложно завести велосипед или тележку.
- Пройти через узкий проем для высокого человека непросто — нужно будет значительно наклониться.
- Удаление части конструкций воротника уменьшает её жёсткость.
- В калитке откатных ворот устанавливают ручки двух типов: утопленные или малых размеров. Оба варианта – не самые удобные.
Рядом с откатными воротами рекомендуется установить калитки как самостоятельный функциональный компонент.
Обслуживание
При наличии откатных ворот ручного открывания обслуживание заключается в устранении очагов коррозии металла и смазке вращающихся частей – роликов. Такие действия увеличат эксплуатационный срок ворот и гарантируют бесперебойный ход без деформаций.
При добавлении электрического привода к конструкции, количество профилактических мер возрастает.
- Удаление загрязнений с зубчатой рейки и шестерни.
- очистка фотоэлементов и концевиков;
- проверка напряжения.
Рейку и шестерню не следует смазывать, так как быстро покрываются грязью.
Распространенные ошибки
Самостоятельное изготовление откатных ворот для въезда на участке — задача, доступная даже без специальных навыков. Однако, небрежность при выполнении отдельных этапов может привести к появлению впоследствии неполадок в работе конструкции.
Распространенные ошибки:
- Неверные замеры повлияли на размеры откатных ворот.
- Неправильно залитый фундамент под роликовые каретки представляет собой серьезную проблему. Глубина заложения играет важную роль. Мелкозаглубленный фундамент при пучении грунта начнет деформироваться и смещаться, что приведет к невозможности движения ворот по роликам.
- Хорошо отрегулированный противовес – залог стабильной работы откатных ворот. Несоблюдение баланса веса полотна приведет к постоянным перекосам конструкции. Это скажется на эксплуатационных характеристиках роликов, которые будут испытывать повышенные нагрузки.
- Ворота должны иметь жесткое полотно, чтобы выдерживать деформации от ветра и нагрузки. Жесткость обеспечивают ребра, которые являются важным элементом конструкции ворот.
- Установка видеороликов требует специальной площадки для настройки.
- Сечения опорных рельсов необходимо подбирать по длине и массе ворот. Несоответствие этих параметров может привести к деформации рельсов и ускоренному износу роликовых кареток.
Простота конструкции откатных ворот не исключает наличия нюансов, влияющих на качество их работы. Неучтение этих нюансов может привести к финансовым потерям, поскольку неправильная эксплуатация часто вызывает неприятные ситуации, которые впоследствии приводят к поломкам.
Что предпочтительнее: проверенная временем классика — распашные ворота, или откатные? Выскажите своё мнение в комментариях.