Внутренняя изоляция труб: материалы и свойства защитной оболочки.

Существует три разновидности защитных слоев для магистралей с жидкостями или газами. Первый тип — антикоррозийная изоляция стальных труб. Второй — гладкое покрытие. Третий — комплексная структура, повышающая стойкость трубопровода к механическим нагрузкам.

Летопись рождения этого вида изоляции.

До середины 70-х годов девятнадцатого века внутреннюю поверхность металлических труб обрабатывали цементно-песчаной изоляцией. Материалы на основе эпоксидных смол для покрытия поверхностей. Впервые цех по нанесению наружного антикоррозийного слоя был апробирован на Волжском автомобильном заводе. С 1975 года на предприятии, которое было запущено в 1970 году, в эксплуатацию дан новый цех. За первый год работы завода было выпущено более миллиона единиц продукции.

Фото: img.freepik.com

На предприятии осуществлялась полная внешняя Внутреннее покрытие стальных труб размером от 53 до 142 сантиметров производилось совместно с Ярославским лакокрасочным заводом, который предоставлял порошковые материалы.

Помимо России, технология эпоксидной изоляции металлических труб является основной и в других странах.

  • Азии (Индия, Китая);
  • Северной Америке (США, Канада);
  • на юге Африки (ЮАР).

Для защиты от коррозии применяют полимеры (PE, PP, PU), силикатную эмаль и другие двукомпонентные материалы.

Виды заводского изготовления эпоксидной изоляции

Классификацию защитных покрытий трубопроводов осуществляют по составу, числу слоев и способу нанесения. Технология внутреннего покрытия стальных труб жидким материалом проста. Полимеризация состава происходит при температуре 60-70 °С в течение нескольких часов.

Для нанесения порошкового состава необходимо повысить температуру обрабатываемой поверхности до 190-210 °С. Время полимеризации увеличивается. Преимущества порошковой технологии:

  • выше производительность;
  • Возможность применения более широкого спектра модификаций для среды перевозки.
  • безопаснее для экологии.

Новым предприятиям предстоит сделать выбор между жидким и порошковым методами. Остальные заводы действуют по технологиям, к которым у них уже есть оборудование.

Структура внутренней изоляции

Покрытия из эпоксидных и комплексных материалов наносят на металлические трубы в один, два или три слоя. Сварные швы внутри трубы обрабатываются отдельно. Их закрывают стальной муфтой, защищенной эпоксидным слоем с двух сторон.

Внутренняя изоляция определяет технические характеристики, продолжительность эксплуатации и область применения трубопровода.

  1. Покрытие подходит для труб небольшого и среднего диаметра. Применение изделий ограничено температурой рабочей среды, которая не должна превышать 80 °С.
  2. Два слоя изоляции: антикоррозионное (320 мкм) и защитное (440-750 мкм). Покрытие устойчиво к ударам, агрессивным средам (на 31% эффективнее), уменьшает шероховатость поверхности на 16%. Можно эксплуатировать в условиях высоких температур (выше 80 °С).
  3. Триплекс состоит из эпоксидной грунтовки и двух слоев полиэтилена. Обладает высокой прочностью и отличным сцеплением.

Компания Simitomo Metal Ind. создала технологию формирования комбинированного покрытия. Сначала наносится состав из разных смол, толщина которого составляет 100-300 микрон.

Эпоксидная смола является основным компонентом, отличающимся высокой адгезией к металлам и полимерам PE. Пористая поверхность основы улучшает сцепление со сталью и последующими слоями внутренней изоляции трубы. Нанесенные далее полимерные структуры устойчивы к воздействию большинства кислот и повышают уровень защиты от механических повреждений.

Положительные свойства эпоксидной изоляции

Трубопроводы с внутренним защитным покрытием обеспечивают большую пропускную способность, длительный срок службы и уменьшают расходы на ежегодное обслуживание.

Внутреннее покрытие стальных труб помогает снизить скорость кристаллизации и отложения парафинов. Общие затраты на очистку трубопровода сокращаются на 54–75%. точное значение варьируется в зависимости от состава транспортируемой жидкости.

Другие достоинства эпоксидной изоляции:

  • Благодаря высокой теплостойкости рабочий температурный диапазон увеличивается до 80°С, а при определенном составе – до 110°С.
  • Сохранность состава и качества перевозимых материалов обеспечивается.
  • Устойчивость к катодному отслаиванию увеличена — случаев стресс-коррозии не зарегистрировано.
  • Из-за меньшей шероховатости внутренней поверхности снижается расход энергоресурсов.
  • Монтаж трубопроводов ускоряется: эпоксидный слой быстрее сохнет после испытательных запускa.
  • Изоляция соответствует экологическим нормам, так как не содержит каменного угля смолы.
  • Образование минеральных отложений исключается – минимизируется выход из строя клапанов и другой запорной арматуры.
  • Стальные стенки магистрали сохраняют целостность длительное время, увеличивая срок её службы.

Перевозка опасных веществ подразумевает особую важность последнего пункта. Общая скорость коррозии составляет 0,01-0,4 мм в год. Местная скорость может достигать 6 мм в год.

Эпоксидные составы, применяемые в данном случае, не содержат токсичных смол и других для здоровья человека опасных веществ. Также нанесение препятствует образованию колоний микроорганизмов. Благодаря этим свойствам трубопроводы можно применять для подачи питьевой воды и в пищевой промышленности.

Эпоксидная технология имеет недостаток – низкую ударную прочность. Из-за этого трубы с однослойной изоляцией нуждаются в особом внимании при монтаже и транспортировке.

Особенности покрытия ЦПИ

Цементно-песчаная изоляция обладает первоначальной устойчивостью к механическим повреждениям и ударам. Защита от химических воздействий активируется при первом прохождении транспортируемого вещества по магистрали. Поток жидкости действует на ЦПИ, мельчайшие крупинки изоляции прижимаются и разносятся по стальной поверхности, заполняя поры в стенках трубопровода. Формируется гидроксид кальция, что полностью подавляет коррозию.

Имеется изоляционный слой толщиной 4-16 миллиметров вдоль трубы, а на сварных швах – от 3 миллиметров. Прочность покрытия ЦПИ при сжатии не менее 445 МПа. Единственными причинами разрушения металла являются старение и механические повреждения.

Заключение

Внутри стальных труб создается защитная оболочка от коррозии с помощью цементно-песчаных смесей, полимерных или лакокрасочных покрытий на основе эпоксидных смол. Это повышает качество транспортируемых веществ по мере их доставки, увеличивает срок службы трубопровода и сокращает расходы на обслуживание.

Покрытия предотвращают образование отложений минерального, биологического и парафинового происхождения. Это увеличивает возможности применения трубопроводов и снижает потребление энергоресурсов.

Ваше мнение о применении эпоксидных составов для внутреннего утепления труб? Пожалуйста, напишите об этом в комментариях. Разместите публикацию в своих соцсетях и добавьте её в избранное.

В видео показана эпоксидная изоляция внутренней поверхности труб.