Магнитный пускатель обеспечивает непрерывную и стандартно-соответствующую эксплуатацию оборудования. Посредством него происходит раздача рабочего напряжения и управление функционированием подключаемых нагрузок.
Преимущественно им подают электропитание для работы электродвигателей, а также реализуют реверс вращения, остановку двигателя.
Правильно составленная схема подключения магнитного пускателя позволит выполнять эти операции. Сбор такой схемы возможно осуществить самостоятельно.
В этой статье рассмотрим устройство и работу магнитного пускателя, а также особенности его подключения.
Отличие магнитного пускателя от контактора
Выбирая коммутационное устройство, часто возникают затруднения с разницей между магнитными пускателями и контакторами. Эти устройства, похожие во многих признаках, всё же представляют разные понятия. Магнитный пускатель объединяет несколько приборов в едином управляющем узле.
В многопозиционном переключателе могут быть установлены несколько контакторов, защитные устройства, специальные приставки, управляющие элементы. Всё это размещается внутри корпуса с определённой степенью защиты от влаги и пыли. С помощью этих устройств управляют работой асинхронных двигателей.

Контактор представляет собой компактное устройство с функционалом, определённым его конструкцией. В то время как пускатели используются в системах большой сложности, контакторы преимущественно встречаются в простых схемах.
Устройство и назначение прибора
Сопоставление подключения магнитного пускателя и контактного устройства позволяет выявить разницу: первый применяется для запуска электродвигателя. Можно утверждать, что магнитный пускатель — это тип контактного устройства, управляющего работой электродвигателя.
Разница между типами контактов настолько нечеткая, что сейчас многие производители относят МП-контакторы к переменному току с небольшими размерами. Постоянные улучшения сделали их универсальными и многофункциональными.
Назначение магнитного пускателя
Монтируют микропроцессоры и контакторы в электрические цепи для перемещения тока разного напряжения — переменного или постоянного. Работа основана на принципе электромагнитной индукции.
Устройство имеет сигнальные контакты и контакты для подачи питания. Сигнальные контакты называются вспомогательными, а контакты для подачи питания — рабочими.
МП осуществляют дистанционное управление электроустановками, включая электродвигатели. Роль системы в защите равна нулю: при исчезновении напряжения или его падении ниже 50% силовые контакты размыкаются.
При остановке оборудования с вмонтированным контактором работа его запускается только после нажатия кнопки «Пуск».
Безопасность — приоритет, так как отпадает риск происшествий, вызванных несанкционированным началом работы электрооборудования.
Пускатели, в схему которых включены тепловые релеРеле защиты предназначены для охраны электродвигателя или другой установки от длительных перегрузок. Виды реле: двухполюсные (ТРН) и однополюсные (ТРП). Срабатывание происходит под воздействием тока перегрузки двигателя, проходящего через них.
Конструкция и функционирование прибора
Чтобы монтажно-почтовые комплексы функционировали надлежащим образом, нужно соблюдать правила установки, понимать принципы работы реле и правильно подобрать схему электропитания оборудования.
Из-за кратковременной эксплуатации устройств чаще всего применяют микропереключатели (МП) с открытыми контактами. Большой популярностью пользуются модели серий ПМЕ и ПАЕ.
Первые применяют в сигнальных цепях для электродвигателей от 0,27 до 10 кВт. Вторые — от 4 до 75 кВт. Оба типа рассчитаны на напряжение 220, 380 В.
Вариантов исполнения четыре:
- открытый;
- защищенный;
- пылеводозащищенный;
- пылебрызгонепроницаемый.
Пускатели типа ПМЕ оснащаются двухфазным реле ТРН. Количество устанавливаемых реле в пускателях серии ПАЕ определяется размерами.
При напряжении, близком к 95% от номинального, катушка пускателя обеспечивает надежное функционирование.
Состоит МП из следующих основных узлов:
- сердечника;
- электромагнитной катушки;
- якоря;
- каркаса;
- механических датчиков работы;
- групп контакторов — центральной и дополнительной.
В конструкцию можно добавлять защитное реле, электропредохранители, дополнительный набор клемм, пусковое устройство.
Это реле с большим током переключения. Из-за мощных электромагнитов устройство отличается высокой скоростью срабатывания.
Катушка электромагнита, имеющая большое количество витков и рассчитанная на напряжение от 24 до 660 В, размещается на сердечнике. Для преодоления усилия пружины требуется большая мощность.
Назначение последнего – ускорить размыкание контактов. От его скорости зависит размер возникающей электрической дуги. Быстрее размыкание происходит, тем меньше дуга и лучше сохраняются контакты.
В нормальном положении контакты разъединены. Пружина поддерживает верхнюю часть магнитопровода в поднятом состоянии.
При подаче питания на магнитный пускатель ток проходит через катушку, создавая электромагнитное поле. Это поле притягивает подвижную часть магнитопровода, сжав пружину. Замыкаются контакты, и питание поступает на нагрузку, в результате чего та включается.
Отсутствие напряжения приводит к исчезновению электромагнитного поля МП. Пружина возвращается в исходное положение, толкая верхнюю часть магнитопровода вверх. В результате размыкаются контакты, прекращая подачу питания нагрузке.
Некоторые модели пускателей имеют защитные устройства от перенапряжения, работающие на базе полупроводниковых схем.
Питание катушки управления магнитный пускатель получает от переменного тока, значение полярности которого не важно.
В состав пускателей входят силовые и блокировочные контакты. К первому виду подключают нагрузку, а второй вид защищает от некорректных действий во время подключения.
Количество пар силовых МП может составлять 3 или 4, что определяется конструкцией устройства. Каждая пара включает в себя подвижные и неподвижные контакты, соединенные с клеммами корпуса с помощью металлических пластин.
Первые функционируют непрерывно, получая постоянное напряжение. Переход в нерабочее состояние наступает лишь при активации пускателя.
Контакты на контакторах замкнуты только при работе пускателя, тогда и осуществляется питание.
Контакт первого вида используется для кнопки «Стоп», а нормально открытый — для кнопки «Пуск».
Нормально замкнутые контакторные цепи всегда имеют подачу питания на нагрузку, разрыв происходит только при срабатывании пускателя. Контакторам с нормально разомкнутыми контактами питание поступает лишь в момент работы пускателя.
Особенности монтажа пускателя
Неверно смонтированный магнитный пускатель может вызывать ложные срабатывания. Для предотвращения этого не следует устанавливать его в местах с вибрацией, ударами или толчками.
МП можно устанавливать в электрощитах, следуя инструкциям по монтажу. Надежная работа устройства гарантируется при условии установки на ровной, плоской и вертикальной поверхности.
Тепловые реле необходимо защищать от постороннего тепла, так как перегрев негативно влияет на работу устройства. Поэтому устанавливать их следует в прохладных местах.
Монтировать магнитные пускатели в помещениях, где установлены устройства мощностью свыше 150 ампер, запрещено. Включение и отключение подобных устройств может привести к быстрому удару током.
Чтобы избежать смещения пружинных шайб в контактном зажиме пускателя, конец проводника изогнуть в форме буквы «П» или кольца. При подключении двух проводников к зажиму концы их должны быть прямыми и располагаться по обе стороны зажимного винта.
Перед включением пускателя необходимо осуществить осмотр и проверить работоспособность всех деталей. Перемещение подвижных частей должно осуществляться вручную. Электрические подключения следует согласовать с электрической схемой.
Популярные схемы подключения МП
Чаще всего применяют монтажную схему с одним устройством. Соединение основных её элементов выполняют при помощи трёхжильного кабеля. кабель Два размыкаемых контакта при выключенном устройстве.
В обычных условиях реле Р замкнуто. При нажатии клавиши «Пуск» цепь замыкается. Нажатие кнопки «Стоп» разрывает схему. В случае перегрузки тепловой датчик Р срабатывает и разрывает контакт Р, машина останавливается.
Важное значение при данной схеме имеет номинальное напряжение катушки. Если напряжение на ней 220 В, а на двигателе 380 В, при соединении в звезду, данная схема нецелесообразна.
Для этого используют схему с нейтральным проводником, подходящую при соединении обмоток двигателя по схеме «треугольник».
Тонкости подключения устройства на 220 В
Какой бы способ подключения магнитного пускателя не был выбран, в проекте всегда предусматриваются две цепи: силовая и сигнальная. Напряжение по первой цепи подается, а вторая управляет работой аппаратуры.
Особенности силовой цепи
Для питания модуля платы используют контакты, обозначенные как А1 и А2. На эти контакты подается напряжение в 220 В, если катушка рассчитана на это напряжение.
Подключение «фазы» к А2 более удобно, но принцип подключения одинаковый. Источник питания присоединяется к контактам, расположенным ниже на корпусе.
Важно, чтобы напряжение соответствовало стандарту до 220 В.
Включение или выключение такого способа подключения возможно только посредством действий с вилкой. Схема может быть улучшена установкой автомата перед МП, который будет управлять подачей питания.
Изменение цепи управления
Изменения затрагивают только цепь управления, силовая цепь остаётся без изменений. В целом схема подвергается небольшим модификациям.
Клавиши устанавливают последовательно перед многопозиционным переключателем. Первая – «Пуск», затем – «Стоп». Контакты магнитного пускателя управляют посылаемым импульсом.
Нажим кнопки запуска пропускает напряжение на управляющую катушку. Удержания в рабочем положении кнопки «пуск» необязательно.
Поддерживается принцип самозахвата: к кнопке «Пуск» подключаются дополнительные самоблокирующие контакты, которые подают напряжение на катушку.
После замыкания катушка самоподпитывается. Разрыв цепи отключает МП.
Кнопка «Стоп» часто бывает красного цвета. Кнопка запуска может называться не только «Пуск», но и «Вперед», «Назад». Обычно она зелёная, но встречается и чёрная.
Подсоединение к 3-фазной сети
Подключение трёхфазного питания возможно через катушку МП, работающую от напряжения 220 В. Схему обычно применяют с асинхронным двигателем. При этом сигнальная цепь не претерпевает изменений.
Различия в силовой цепи невелики. На входа, подписанные как L1, L2, L3, подаётся три фазы напряжения. Трехфазная нагрузка подключается к точкам T1, T2, T3.
Ввод в схему теплового реле
Между магнитным пускателем и асинхронным двигателем устанавливают тепловое реле, выбирая его тип по типу двигателя.
Реле подсоединяют к выходу с магнитного пускателя. Через него ток поступает на мотор, при этом нагревается реле. Верхняя часть реле имеет дополнительные контакты, соединенные с катушкой.
Нагреватели реле рассчитаны на максимальный ток, проходящий через них. Это позволяет реле отключать пускатель при угрозе перегрева двигателя.
Кроме того, ознакомьтесь с нашей статьей о выборе и подключении электромагнитного пускателя на 380 В. Подробнее — пройдите по ссылке. ссылке.
Запуск мотора с реверсным ходом
Для работы оборудования необходим поворот двигателя как в одну, так и в другую сторону.
Схема подключения предусматривает два модуля управления, кнопку запуска или три отдельных клавиши: две пусковые «Вперед» и «Назад», а также одну стоповую.
Нормально замкнутые контакты КМ1.2 и КМ2.2 обеспечивают защиту силовой цепи от повреждений со стороны к.з.
Схема готовится к работе таким образом:
- Включают АВ QF1.
- На силовые контакты МП КМ1, КМ2 поступают фазы А, В, С.
- Фаза идет в цепь управления (А) через SF1 (автомат защиты сигнальных цепей) и клавишу SB1 «Стоп», далее на контакт 3 (клавиш SB2, SB3), а также на контакт 13НО (МП КМ1, КМ2).
Схема функционирует по алгоритму, который определяется направлением вращения двигателя.
Управление реверсом двигателя
Пуск вращения происходит по нажатию клавиши SB2. В фазу А через КМ2.2 подаётся ток катушке МП КМ1. Идет включение пускателя: замыкаются нормально разомкнутые контакты, размыкаются нормально замкнутые.
При срабатывании КМ1.1 запускается самоподхват, после чего при замыкании контактов КМ1 ток фаз А, В, С поступает на аналогичные контакты обмоток электродвигателя, что приводит к его вращению.
Выполнившееся воздействие разделит цепь, управленческую фазу А прекратит поступать на дроссель КМ1, а сердечник с контактами под действием возвращающей пружины вернётся в начальное положение.
Связь прервётся, подача тока на двигатель М остановится. Система перейдет в режим ожидания.
Пуск осуществляется нажатием кнопки SB3. Фаза A по КМ1.2 перейдет на КМ2, МП, где срабатывает, и через КМ2.1 окажется на самоподхвате.
Механизм управления (МП) по контактам контроллера механизмов (КМ2) переместит фазы местами. В результате двигатель М изменит направление вращения. Одновременно соединение КМ2.2, находящееся в цепи питания МП КМ1, отсоединится и не позволит включению КМ1 до тех пор, пока работает КМ2.
Работа силовой схемы
Фазы для изменения направления вращения двигателя управляет силовая схема.
Включение контактов МП КМ1 подаёт фазу А на первую обмотку, фазу В — на вторую, а фазу С — на третью. При этом двигатель работает в левом направлении.
При срабатывании контактора КМ2 фазы В и С переходят на третью и вторую обмотки соответственно. Фаза А остаётся без изменений. Движение двигателя изменится в правую сторону.
Выводы и полезное видео по теме
Подробности об устройстве и подключении контактора:
Практическая помощь в подключении МП:
По предоставленным схемам возможно самостоятельно подключить магнитный пускатель к сетям с напряжением 220 или 380 В.
Сборка проста, но для обратной схемы важна двусторонняя защита, исключающая встречное включение. Блокировку можно реализовать механически или с помощью блокировочных контактов.
У вас возникли вопросы по материалу? Оставляйте комментарии в блоке ниже. Там же можно поделиться полезной информацией или рекомендациями по установке магнитных пускателей нашим читателям.