Выбор и установка распашных ворот являются ответственными этапами организации доступа на приусадебный участок, территорию предприятия, в гараж. Ведь именно от этого зависит надежность, функциональность въездной группы. Согласны?
Но как правильно выбрать и установить ворота? Именно об этом мы поговорим в нашей статье. Рассмотрим важные критерии, влияющие на выбор, а также приведем инструктаж по установке ворот и настройке автоматики. Изложенный материал снабдим наглядными фото и подробными видеорекомендациями.
Что учитывать при выборе ворот?
Чтобы распашные ворота стали оптимальным решением, а также служили долго и без поломок, необходимо учесть ряд важных особенностей. Причем еще до начала выбора, а тем более до покупки и установки ворот.
В противном случае игнорирование указанного правила может привести к денежным потерям. К примеру, так может случиться, когда характеристики опорных столбов и электроприводов окажутся несовместимыми.
Чтобы избежать проблем следует обратить внимание на:
- местоположение;
- размеры;
- пространство для открытия;
- ветровую нагрузку;
- вид ворот;
- количество створок;
- наличие калитки;
- подбор автоматики;
- архитектурный замысел;
- материал изготовления;
- стоимость.
Перечисленные особенности напрямую влияют на функциональность ворот, их долговечность и удобство эксплуатации.
Критерий #1 — место монтажа ворот
Проектирование въездной группы следует начинать именно с осмотра места будущего расположения ворот – на этом этапе выясняется сможет ли конструкция обладать нужной функциональностью.
Для чего на местности определяется:
- удобство подъезда/отъезда транспортных средств – сможет ли автомобиль вообще подъехать к воротам, въехать в них, а потом припарковаться на территории гаража, участка;
- стоимость устранения недостатков, которые мешают осуществлять подъезд;
- юридические основания.
Последний пункт говорит о том, что наличие каких-либо ограничений сделает установку ворот в конкретном месте невозможной. К примеру, нельзя ухудшать условия проживания соседей, преграждать путь пожарным автомобилям, использовать чужую территорию.
Во время выполнения проектирования следует убедиться, что створки возможно открыть на нужный угол (90-120°) и закрыть после парковки автомобиля.
А также следует учитывать, что зимой нужно будет куда-то удалять снег, значительное количество которого обычно мешает створкам открываться. То есть рядом с воротами должен быть дополнительный запас пространства.
Критерий #2 — размеры конструкции
Во время проектирования конструкции распашных ворот следует обратить внимание на целый ряд параметров, чтобы правильно организовать планируемый пропускной режим, комфортность въезда/выезда на территорию.
Поэтому следует точно рассчитать размеры:
- всей конструкции ворот;
- проезжей части;
- створок;
- колон.
При этом следует учитывать, что въездная группа должна позволять проезжать не только имеющемуся транспортному средству, но и более габаритным. К примеру, пожарной машине или автомобилю с большими габаритами (купленному в будущем).
Критерий #3 — вид и ветровая нагрузка
Что касается вида, то существуют две основные разновидности створок въездной группы: глухие и решетчатые.
В первом случае вся площадь ворот покрывается обшивкой из различных материалов. Такой вариант является наиболее востребованным, если владельцы желают исключить обзор своей территории сторонними людьми.
Решетчатые ворота – это конструкция с отдельно расположенными створками, поэтому пространство за ними просматривается.
Глухие ворота, из-за особенностей своей конструкции, обладают высокой парусностью. Что является существенным недостатком при сильном ветре. К примеру, если электроприводы выбраны неправильно, тогда они не смогут закрыть ворота или значительно ускорится их износ. А это приведет к досрочной поломке указанного дорогостоящего оборудования.
Чтобы избежать перечисленных проблем, еще на этапе проектирования ворот, следует выполнить расчет ветровой нагрузки. Этот шаг поможет выбрать оптимальный вариант электропривода.
Для выполнения расчета площадь глухих ворот следует умножить на ветровое давление, актуальное для нужного региона. Указанный параметр можно узнать у специалистов организаций, занимающихся установкой ворот. Но во многих случаях давление ветра может достигать 60 кг/м².
Рассмотрим пример расчет нагрузки для ворот площадью 5 м²: 5м² х на 60 = 300 кг.
Затем полученное значение нужно разделить на количество створок.
Так, например, если их 2, тогда получим: 300 / 2 = 150 кг – именно такая нагрузка будет воздействовать на каждую половину ворот, при равенстве их площади.
В результате выполненных вычислений узнаем, что для автоматизированного управления каждой створкой следует приобрести электропривод, способный справиться с нагрузкой в 150 кг. Но практичнее добавить 15% запаса по мощности, а еще лучше 50%. В последнем случае мотор привода не будет подвергаться максимальным нагрузкам, что продлит его долговечность, причем существенно (в 2 раза).
Критерий #4 — количество створок и калитка
Потребители чаще всего останавливаются на одно- и двустворчатой конструкции въездной группы. При этом створки могут быть складывающимися, причем пополам или гармошкой. Такие особенности являются востребованными при ограниченном пространстве.
Такое приспособление как калитка нередко является элементом конструкции ворот – она может быть частью дизайнерского решения. Или же ее используют как отдельную конструкцию.
Критерий #5 — эффективность автоматики
На этапе проектирования ворот следует определиться с тем, как будет происходить управление ими. То есть вручную или автоматизировано (с помощью электроприводов). Конструкция въездной группы в обоих случаях отличается.
Если на момент установки ворот денег недостаточно, но в будущем планируется установить автоматику, тогда следует принять промежуточное решение. То есть установить въездную группу, конструкция которой позволит в дальнейшем без каких-то переделок, дополнительных расходов установить электроприводы.
Критерий #6 — дизайн конструкции
Для современных распашных ворот недостаточно, чтобы они были надежными, долговечными. Потребители все чаще обращают внимание на эстетические характеристики. Особенно дизайн важен для владельцев частных домов.
В результате архитектурный план должен быть комплексным, что позволит создать гармоничный жилой комплекс.
Критерий #7 — материал изготовления
Каркас распашных ворот чаще всего изготавливается из стальных труб различного сечения. Профиль которых может быть круглым или квадратным. В редких случаях каркас делают из дерева. Это красиво, экологично, но долговечность и прочностные качества указанного материала уступают стальным аналогам.
Материалом изготовления распашных ворот чаще всего являются металлопрофиль, листовая сталь, а также различные кованные элементы, пластик разных видов, включая прозрачный, непрозрачный, сэндвич-панели. Но все более востребованными опять становится обшивка из дерева (изображена на фото ниже).
При выборе материала изготовления следует обращать внимание на его вес. Так как от него зависит мощность электроприводов, которые нужно будет установить, удобство при ручном открытии.
Критерий #8 — стоимость ворот
Ассортимент въездных групп богат в разных ценовых категориях. Поэтому приобрести ворота, по приемлемой для покупателя стоимости, будет несложно.
Также следует учитывать, что дорогие ворота обычно имеют немалые эксплуатационные, ремонтные расходы.
Этапы установки распашных ворот
Основным этапом является монтаж опорных столбов. К которым впоследствии крепятся створки ворот.
Материалом изготовления опорных столбов могут быть:
- стальные трубы – обычно используются изделия поперечное сечение которых составляет 60Х60 мм или же 80Х80 мм;
- бетон;
- кирпич;
- камень.
Для обеспечения достаточных прочностных характеристик конструкции все разновидности столбов, кроме изготовленных из стальных труб, оснащаются металлической основой – сердечником.
Установка опорных столбов
Материал изготовления влияет на объем работ при установке. Так стальные трубы достаточно вбить или забетонировать. При необходимости их можно устанавливать комбинированным способом.
Вбивание труб производится на глубину 1,5 м. Для чего необходимо предварительно подготовить скважину. Процедура забивки может осуществляться с помощью кувалды и деревянной прокладки. Но это самый трудоемкий способ. Поэтому чаще всего используют специальные приспособления, к примеру, коперы.
Затем выполняется выравнивание с помощью гидравлического уровня. Далее опорные столбы связывают с забором и между собой. Для чего используются специальные съемные планки.
Бетонирование столбов – более надежный способ, ведь вся конструкция въездной группы будет устойчивее. Оно не сложнее, чем вбивание.
Так бетонирование состоит из нескольких этапов:
- бурение скважины;
- установка и выравнивание;
- заливка бетонным раствором.
При этом глубина скважины обычно составляет не более 1,5 м. Установка опорных труб осуществляется в армированный стакан или без него. А для выравнивания применяется гидравлический уровень.
Раствором заливают не всю скважину, а только ее часть. К примеру, если глубина составляет 1,5 м, тогда бетонируют только нижние 50 см. Остальное пространство засыпают щебнем, грунтом.
Монтаж петель и навеска ворот
Независимо от способа установки опорных столбов далее следует приварить навесные петли. После чего осуществляется навеска створок распашных ворот.
Опорные столбы, имеющие стальной сердечник, до момента обкладывания кирпичом или другим востребованным материалом устанавливаются также, как и стальные аналоги.
Но следует помнить о том, что к каждому сердечнику следует приварить навесные петли и накладную пластину. Это необходимо для крепления створки и электропривода.
Когда ворота не планируется автоматизировать, то необходимость в накладных пластинах отпадает. Если обстоятельства поменяются, то их можно будет прикрепить к опорным столбам с помощью химических анкеров или сварки. Последний способ является более надежным.
Рекомендуем ознакомиться с пособием по электросварке для начинающих.
В любом из случаев пластина не должна крепиться ниже 50 см от уровня земли – чем ниже, тем больше на него воздействует влага. Так, зимой электропривод занесет снегом, что может обернуться досрочной поломкой.
Открытие створок ворот может осуществляться в любую сторону, но практичнее, если наружу. Это позволит сэкономить место на своей территории.
Особенности установки и настройки автоматики
В комплект систем управления воротами входит значительное количество элементов, обеспечивающих их эффективную и безопасную эксплуатацию:
- Электроприводы различных видов (рычажные, линейные). Каждая створка оборудуется одним таким приспособлением.
- Блок управления.
- Фотоэлементы. Они не являются обязательным элементом конструкции, то есть автоматика и без них легко справится с закрыванием/открыванием ворот. Фотоэлементы позволяют моментально выявить препятствие – ребенка, животное, неудачно подъехавший автомобиль. Затем отдать команду на прекращение перемещения створок.
- Провода.
- Пульты управления.
- Распределительные коробки.
Автоматика ворот работает от напряжения 220 В.
Если владелец планирует самостоятельно осуществить установку автоматики, то следует выбрать модель электропривода, на которую не будет утеряна гарантия после монтажа своими руками.
Требования к размещению электропривода
Важным моментом при настройке элементов конструкции системы управления створками ворот является их правильное размещение:
- Фотоэлементы должны располагаться строго друг напротив друга. Это необходимо, чтобы ничего не мешало приемнику получать командный сигнал от передатчика.
- Во время монтажа электроприводов следует учитывать требования и рекомендации производителя. Практически всегда следует строго соблюдать требования в отношении расстояния между петлями и углом опорного столба. Критично важно, чтобы кронштейн электропривода находился на нужном удалении (значение указывается в инструкции) от угла столба.
Если перечисленные требования игнорировать, то ворота просто не будут открываться.
При креплении кронштейна электропривода к закладной пластине с помощью сварки изначально выполняется прихватывание. После чего производится измерения, а также пробное открытие/закрытие створки и только потом осуществляется обваривание. В таком случае, если выявлены какие-то недочеты, то кронштейн можно перенести на новое место без особых сложностей и потерь.
Шток электропривода должен крепиться к каркасу створки, а не к полотну, даже, если оно жесткое. Блок управления размещается на вертикальной поверхности, причем не ниже, чем в полуметре от грунта, а желательно выше. Этот элемент системы является герметичным, но правильно, если резиновая прокладка периодически будет заменяться. Что позволит снизить вероятность поломки дорогостоящей платы, аккумуляторов, трансформатора, находящихся внутри.
Нюансы подключения и настройки
Подключение автоматики к питанию осуществляется после того, как все элементы системы установлены. Изначально провода подводятся к блоку управления. А далее на мотор привода и остальные устройства.
Для подключения автоматики желательно использовать медные ПВС-провода. Их следует защищать с помощью гофротруб. Если кабель будет проходить под проезжей частью дороги, тогда лучше взять пластиковые водопроводные трубы, что исключит повреждение даже при существенной нагрузке.
Прокладка проводов должна осуществляться скрыто, то есть их следует прятать внутри опорных труб, в заборе и т.д. Если такой возможности нет, то для изоляции нужно применять материалы, устойчивые к воздействию ультрафиолета.
Для уменьшения нагрузки на электропривод следует использовать фиксаторы крайних положений створок. Они снижают негативное воздействие на мотор-редуктор во время ветра, раскачивания створок людьми. Что значительно увеличивает срок их службы.
Разблокировать ворота при отсутствии электричества можно с помощью специального ключа. Он прилагается к каждому электроприводу.
Выводы и полезное видео по теме
Ролик поможет разобраться с тем, как осуществляется монтаж автоматики:
Современные распашные ворота могут эффективно предотвращать несанкционированное проникновение на территорию. А также существенно повысить комфортность и безопасность проезда въездной группы. Но для этого необходимо правильно выбрать и установить ворота и автоматику.
У вас есть опыт самостоятельного монтажа ворот, установки и подключения автоматики? Расскажите об этом нашим читателям – блок-форма для комментариев расположена ниже. Также здесь вы можете загрузить оригинальные фото своих ворот, задать вопросы или оставить рекомендации по выбору.