Установка заземления в гараже не составит труда при наличии знаний об установке и особенностях устройства электроустановок. Необходимость заземления возрастает, если гараж используется не только как место хранения автомобиля, но и как мастерская для ремонта. В процессе ремонта применяются электроинструменты, включая стационарные, работающие от напряжения 380 вольт. Такое напряжение опасно для человека.
Требования по ПУЭ
Документ о правилах состоит из глав. Одна из них с номером 1.7 называется «Заземление и защитные меры безопасности». В ней сказано о схемах заземления, одной из которых можно использовать в гараже. Выбор схемы зависит от напряжения тока, которое используется для питания электрического оборудования и инструментов.
Электропитание этого показателя прямо пропорционально сопротивлению заземляющего контура. С увеличением сопротивления ток проходит по проводнику, формирующему заземление гаража, медленнее, чем требуется.
Человеческое сопротивление должно превышать сопротивление заземления. В случае прикосновения человека к электрооборудованию с утечкой ток пойдет по проводнику с меньшим сопротивлением, а человек станет токопроводящим объектом.
Таблица показывает связь напряжений и сопротивлений заземляющих контуров.
Напряжение, В | Сопротивление, ом |
127 | 20 |
220 | 10 |
380 | 5 |
В пункте правил устройства электроустановок (ПУЭ) 1.7123 указано, какие проводники запрещено применять для заземления.
- Трубы для газа, воды, тепла, канализации и транспортировки взрывоопасных и горючих веществ.
- Водопровод с изоляционными вставками в магистралях.
- Провода при наличии проводки с применением тросов.
- трубчатые провода;
- металлорукав;
- свинцовые оплетки проводов и кабелей.
Какие виды заземления существуют
Согласно пункту 1.7.3 правил устройств электроустановок, в электрических сетях применяют шесть схем питания. В гараже допустимо использовать четыре их вида.
- С объединением заземляющего и нейтрального проводников, обозначенного как TN-C.
- с частичным совмещением – TN-C-S;
- с выделенными защитным контуром и нулевым – TN-S;
- с глухозаземленной нейтралью – ТТ.
При выборе схемы питания следует определиться с её типом и контуром заземления для гаража.
TN-C
Наиболее распространенный способ подключения. В распределительный щиток подключают четыре провода: три фазных и один нулевой. Этот нулевой провод выполняет функции заземления, так как нет отдельного заземляющего провода, что является экономией. Однако данная схема имеет несколько недостатков, среди которых существенный.
В месте прокладки нулевого провода от трансформатора к гаражу произошёл разрыв. Трехфазное питание поступает на объект, а заземление отсутствует. В результате, если включить электроприбор, на его корпус будет подаваться напряжение. При прикосновении к корпусу человека током поразит.
Однофазное подключение с напряжением 220 вольт проще в обслуживании. Если оборвался нулевой, одновременно являющийся заземляющим проводником, то электроустановки не включатся. Отсутствие питания исключает риск поражения электричеством. Трехфазное подключение небезопасно в этом отношении.

TN-C-S
Более безопасный способ прокладки электропроводки. Как и раньше, из трансформаторной подстанции выходят четыре провода: три фазных и один нулевой. Однако перед гаражом последний разделяют на два. В результате в гараж поступает уже пять контуров.
- 3 фазных;
- 1 нулевой;
- 1 заземляющий.
Заземление можно выполнить как на подстанции, так и на месте развязки.
При подаче однофазной сети в гараж нулевой провод может быть разделен на две части. К электрощитку подключится трёхжильный кабель.
Подключение гаража должно включать УЗО, устанавливаемое в нулевой контур. Повреждение общих проводов может привести к возникновению потенциала как от трансформатора, так и от соседних гаражей, подключенных к одной сети.
TN-S
Наиболее безопасный способ подключения гаражей. Кабели от подстанции к щитку: пять одножильных или один пятижильный. Для трех фаз, нуля и заземления предусмотрены отдельные контуры. Даже при обрыве нулевой жилы заземление будет функционировать независимо. Получить удар током в такой схеме невозможно.
Данный способ подсоединения – самый затратный, из-за чего его применяют в гаражах нечасто.
TT
Чаще всего применяется такая схема, не только в гаражах. При трехфазном питании электроустановок используют четырехжильный кабель, три жилы которых отвечают за фазы, одна — за ноль. Последнюю обязательно заземляют, отсюда и название — питание с глухозаземленной нейтралью.
Для создания заземления от каждой установки протягивается провод, подключаемый к заземляющему контуру, который изготавливают самостоятельно. Например, вкапывают в землю три стальных штыря длиной до трёх метров, связывая их металлической лентой.
Надежно сделанный индивидуальный заземляющий контур гарантирует электрическую безопасность гаража на сто процентов.
Схема обустройства контура заземления
Для самостоятельного устройства заземления в гараже необходимо понять его устройство. Оно включает металлические проводники: некоторые расположены вертикально, а другие – горизонтально. Вертикальные называются электродами.
Вертикальный заземлитель
Для изготовления вертикальных элементов заземления в гараже подходят стальные уголки, трубы диаметром более 32 мм и толщиной стенки более 3,5 мм. Арматура из стали, кругляк диаметром до 10 мм не рекомендуется.
Глубина вбивания определяется главным образом уровнем грунтовых вод на участке. Электроды не должны достигать воды. Вместе с тем, требуется забить их ниже глубины промерзания почвы.
Чтобы забить электроды в землю, с концов отрезают углы под 45 градусов, формируя клинья для облегчения погружения в грунт.
Горизонтальный заземлитель
Для его изготовления используют:
- стальную ленту с толщиной 4 мм и шириною 40 мм;
- проволоку с диаметром не менее 10 мм.
Вертикальные заземлители входят только в внешний контур системы заземления гаража, а горизонтальные прокладывают как во наружный, так и во внутренний контуры. Их укладывают от электроустановок к заземляющей конструкции за пределами гаража, состоящей из электродов и соединяющих их горизонтальных элементов.
Руководство по устройству заземления для гаража
Для небольшого объекта, такого как гараж, нет необходимости создавать сложный контур заземления. Предлагаются три варианта.
- Вариант с расположением электродов на одной линии – не самый подходящий.
- Закрытый треугольником, окружностью или прямоугольником. Такой вид более безопасен: при разрыве перемычки контур останется рабочим (замкнутый переходит в линейный).
- Используют этот вид конфигурации при ограниченном пространстве под заземляющую конструкцию.
Некоторые хозяева гаражей устанавливают заземление визуально. В землю вбивают электроды на расстоянии метра друг от друга по углам равностороннего треугольника, связывают их стальной полосой с помощью сварки и измеряют сопротивление. При превышении норматива (8 ом) добавляют еще электроды, создавая сложную конструкцию.
Снизить сопротивление можно 2 способами:
- Улучшить электрическую проводимость почвы самостоятельно не получится.
- Расширить контактные поверхности электродов с окружающей средой.
Второй вариант реализуется так:
- или увеличивают количество электродов;
- или выбирают глубину их заложения большей.
Монтажные работы
Схема подключения горизонтальных и вертикальных элементов представлена в виде треугольника со сторонами два-три метра. Треугольник необходимо разметить на грунте рядом с гаражом, например, у стены строения.
В последующем, можно выкопать траншею по периметру или яму треугольной формы. Глубина копки – 70-100 см. По углам треугольника в землю устанавливаются подготовленные электроды на глубину 0,5-1,0 м.
Запрещается бурение скважин и установка электродов внутри них. Рыхлая почва имеет высокое сопротивление, поэтому допускается только вбивание. Также запрещается окрашивание.
Несколько рекомендаций:
- Для заглубления вертикальных заземлителей длиной 1-1,2 метра достаточно кувалды. При большей длине необходимо использовать перфоратор или вибратор.
- При длине электрода в три метра его можно изготовить из отдельных частей, соединенных резьбовой муфтой. Такой подход облегчит забивание без применения стремянки.
- Когда устанавливаемый элемент встречает твердую поверхность, например камень, его целесообразно обрезать, а рядом установить новый. Соединение двух стержней повышает площадь заземлителя.
Электроды вжиты, требуется обвязать их. Стальную ленту можно приварить или соединить с помощью болтов и гаек. Второй способ предпочтительнее, так как сварка в грунте подвергается влаге и ржавеет. Ржавчина уменьшает контакт, что увеличивает сопротивление.
Болты не ржавеют, но могут ослабнуть, поэтому на каждый болт надевается две гайки: одна — контргайка. Места соединений не следует закрывать грунтом; грунт должен находиться на поверхности. Это необходимо потому что самые уязвимые места в конструкции заземления гаража расположены именно там. Поэтому их всегда нужно держать в поле зрения для обслуживания и ремонта.
По кратчайшему пути от гаража к треугольному контуру ведут горизонтальный заземлитель, закрепляя его болтами или сваркой.
Внутри гаража провод можно укладывать открыто, а снаружи — только в траншею.
Теперь необходимо проверить сопротивление изготовленной конструкции с помощью мультиметра. При превышении допустимого значения сопротивления гаража следует добавить несколько электродов, забивая их до контакта с горизонтальными перемычками, к которым затем и крепятся.
Сопротивления можно проверять домашними способами без измерительных приборов. Например, лампочкой мощностью 100-200 Вт: её надо вкрутить в патрон, один провод которого подключается к заземлению, а другой — к фазе. Яркий свет указывает на правильную установку заземляющего контура. Тусклый свет свидетельствует о слабом контакте в соединениях, который необходимо найти и устранить.
Сопротивление остаётся неизменным при любых погодных условиях.
Внутри гаража общая проводка должна подключаться к распределительному щитку, желательно через УЗО. От точки подключения прокладывается заземляющая разводка ко всем электропотребителям и оборудованию: розеткам, светильникам, сверлильному станку. сварочный аппарат и прочее.
Завершающий шаг – заполнение ямы или траншей грунтом, который нужно тщательно протрамбовать.
В системе ТТ малое сопротивление предпочтительно. В системе TN-C-S это значение не должно быть меньше 0,4 ома. Это связано с тем, что показатель характеризует трансформатор. Если сопротивление будет ниже в заземлении гаража, то сопротивление воздушной линии от подстанции перейдет на гаражный контур, что небезопасно.
Как правильно обслуживать заземление гаража
Со временем заземляющий контур, смонтированный в гараже, утратит свои свойства. Металлическая конструкция со временем разрушится под воздействием природных факторов. Однако срок службы можно увеличить, регулярно осуществляя уход за контуром.
- Проверяйте конструкцию каждые шесть месяцев на наличие обрывов участков.
- Важно обращать внимание и на толщину устанавливаемых элементов. Толщина не должна уменьшаться, так как меньшая толщина приводит к большему сопротивлению.
- Проверяют заземление в гараже раз в 12 лет, измеряя сопротивление.
Самостоятельно организовать заземление в гараже представляется вполне осуществимым. Следует лишь чётко придерживаться инструкций, правил и рекомендаций, особое значение уделяя технике безопасности. В случае сомнений в качестве конечного результата целесообразно пригласить специалистов.
Видео о том, как сделать заземление в гараже самому.
Уважаемые читатели, у большинства из вас есть гаражи, во многих из которых установлены точильные и сверлильные станки. Необходимо заземлять такие станки. Поделитесь опытом в комментариях, как собирали заземляющий контур. Сохраните статью в закладках, чтобы не потерять полезные рекомендации.