Автономное газоснабжение ценно своей практичностью и выгодностью использования природного газа. В продаже для пополнения газохранилищ есть как летние, так и зимние виды газа, цена которых значительно варьируется.
Сбережения привлекательны для всех. Однако разумно ли экономить на газовом топливе? Разберём плюсы и минусы недорогого СУГ, узнаем о его свойствах и зимнем поведении.
Марки газового топлива для газгольдера
Важно чётко разграничивать. газ магистральный и газгольдерныйДва варианта применяются для обогрева и приготовления пищи на плитке. Впрочем, состав газа в каждом из них разный. При работе с трубами используется метан (CH. ) 4, а из газгольдера поступает смесь пропана C3H8 и бутана C4H10Далее будет рассказано о втором виде топлива «голубого».

В газгольдер поступает смесь пропан-бутана с небольшой примесью других газов. Метан не используют из-за дороговизны его сжижения для автономного газоснабжения. Для получения сжиженного природного газа метановую фракцию охлаждают до -160 °С на специализированных заводах, что обходится недешево и применяется только для перевозки СПГ на большие расстояния в больших объемах.
Сжижение пропана с бутаном обходится дешевле. Для этого нужно охлаждать их до меньших температур по сравнению с метаном. Кроме того, СУГ можно хранить длительное время в обычном газовом баллоне или газгольдере без каких-либо специальных действий. Поэтому пропан-бутановую смесь используют в автономном газоснабжении частных домов и как топливо для автомобилей.
ГОСТом регламентирует использование СУГ в виде:
- ПТ – пропана технического;
- БТ – бутана технического;
- Смеси пропан-бутан технического назначения.
Выбор марки зависит от погоды и вида газового хранилища.
BBF — это недорогой, но низкокачественный газ с конденсатом. При его сжигании выделяется примерно на 10% меньше тепла, чем при использовании обычного СПБТ. Закачка такого топлива в газгольдер и сжигание в котлах допустимо. Однако применение BBF негативно сказывается на сроке службы газового оборудования, существенно сокращая его.
Отличие зимнего СУГ от летнего
Смесь пропана и бутана в газообразном виде легко смешивается с воздухом, обеспечивая равномерное горение и полное сгорание. В соответствии с ГОСТом допускается меняющееся соотношение частей С 3H8 и C4H10 В системе управления газовым хранилищем (СУГ). Вследствие этого разделение сжиженного газа на летнюю и зимнюю марки.
Превращение СУГ из жидкости в пар происходит внутри газгольдера. При обычном давлении бутан переходит из жидкого состояния в газообразное только при температурах до -0,5 °С, а пропан – до -42 °С. Если сжиженное топливо остынет ниже этих отметок, переход в парообразную фазу будет невозможен.
При температуре воздуха минус 10–20 °С бутан сохранит свою жидкую форму. Это затруднит его применение в газовых котлах для отопления или нагрева воды. Количество бутана в газгольдере зимой должно быть минимальным.
Зимой пропан занимает до 80% состава сжиженного углеводорода (СУГ), а летом – лишь около 50%. Бутан стоит значительно дешевле, поэтому в СУГ стараются добавлять его как можно больше. Без пропановой составляющей обойтись тоже сложно.
Пропан обеспечивает давление в системе и стабильность перехода жидкого состояния в парообразное. Заливка в газгольдер зимой «летнего» варианта СУГ может привести к остановке испарения сжиженного состава. В этом случае котел лишится топлива, а дом — тепла.
Разница между «летним» и «зимним» видами автомобильного газа обусловлена содержанием пропана и бутана в смеси. Больше пропана предпочтительнее в любое время года, но при этом возрастает стоимость топлива.
Если газгольдер не заглублён по нормам СНиПов и зимой температура воздуха опускается ниже нуля, то летняя смесь СУГ в нём перестанет переходить в парообразное состояние. В результате пропан полностью испарится и закончится, а бутан так и не станет газом.
Какой вариант лучше выбрать?
Содержание бутана в СПГ влияет на стоимость газа для газгольдера: чем больше бутана, тем дешевле газ. Однако эффективность и стабильность работы оборудования зависит от пропана, который стоит дороже. Дешевизна топлива не всегда выгодна. Желая сэкономить, можно зимой остаться без отопления.
Если газгольдер располагается ниже уровня промерзания грунта, то ситуация неочевидна.
В теплом климате тепла земли обычно достаточно для качественного испарения бутана даже при кратковременных морозах до -15 °С. Поэтому нет необходимости тратиться на дорогой зимний вариант СУГ.
Добавьте 50% пропана – запас пригодится при небольших похолоданиях. При заморозках его будут расходовать, а с потеплением в котел снова пойдет бутан. Это не вызовет проблем газовому оборудованию.
Если дом с газгольдером стоит в холодном или очень холодном климате, то без топлива с большим содержанием пропана не обойтись. В таком регионе лучше уже осенью заранее заправить газовую емкость зимним газом. Экономить здесь не следует, иначе придется мерзнуть.
Рекомендуем изучить правила установки газгольдера на территории участка. Более подробную информацию — пройдите по ссылке. по ссылке.
Особенности заправки и забутанивание
Газгольдер не дозаправляют полностью, а заполняют на 85% сжиженным газом. Оставшиеся 15% необходимы для перехода между жидким и парообразным состоянием газа и создания давления внутри емкости. Если резервуар наполнять только летней смесью в течение года, то зимой бутан в виде жидкости заполнит его полностью. Тогда добавить новое топливо с пропаном будет невозможно, а имеющееся нельзя будет использовать по назначению.
Забутанивание газгольдера – серьёзная проблема. Для откачки образовавшегося конденсата потребуется вызвать специалистов по газу. При этом за услугу придётся заплатить значительную сумму, а выкачанный бутан потом смешают с пропаном и снова залиют кому-то в газгольдерную емкостьДля поставщика — удвоение прибыли, а для владельца системы автономного газоснабжения — только расходы. С самого начала стоит избегать такой ситуации.
Чтобы не забудься, применяют один из трёх методов.
- Осенью в газгольдер заправляют зимний сжиженный углеводородный газ перед наступлением зимы.
- Для перевода сжиженного бутана в газообразное состояние устанавливают специальный испаритель.
- Кабель для обогрева обвит вокруг газохранилища снаружи.
Чаще всего применяется первый способ. Второй способ тоже может быть полезен. Работа испарителя и обогревающего кабеля – это расход электроэнергии. Однако при наличии такого оборудования можно заказать недорогой «летний» газ на зиму без риска.
Как не продешевить при покупке газа?
Разница в цене на летний и зимний газ составляет 30–40%. Продаётся он дешевле всего весной, а дороже всего — осенью. Экономия здесь желательна, особенно при вместительном газомгольдере. Однако, если СУГ предлагается по цене за литр значительно ниже рыночной в данном регионе, следует внимательнее изучить предложение.
Определить наилучший газ для зимнего заправки в газгольдер затруднительно, выбор зависит от:
- типа установленной емкости;
- климата региона;
- наличия/отсутствия дополнительного оборудования.
В некоторых ситуациях выгоднее использовать принудительный испаритель для бутана и покупать дешевый летний газ, а в других – отдавать предпочтение зимнему СУГ. Расчет затрат для каждого случая необходимо проводить индивидуально, поскольку цена сжиженного пропана варьируется в каждом регионе.
Стоимость заправки газгольдера зависит от:
- наполненности емкости;
- удаленности населенного пункта;
- Пора года и вид топлива (летнее или зимнее).
- Объем фактической закачки газа и габариты заказанного газовоза.
Встреча на рынке поставщика с сильно заниженной ценой требует дополнительного внимания к качеству предлагаемого газа. Вместо зимнего СУГ может быть подсунут летний, а вместо качественного — смесь с конденсатом и примесями.
Заправлять газгольдер следует только у надежных поставщиков. В случае поломки замена баллонов для сжиженного газа будет стоить дорого. Излишняя экономия на топливе – это потенциальные, а часто и неизбежные расходы на ремонт газовых приборов.
Выводы и полезное видео по теме
Рекомендации по заправке минигазгольдера:
Емкость-газохранилище подлежит опорожнению перед ремонтом.
Как обманывают при заправке газгольдера:
Летом зимний газ будет гореть без затруднений. Применение летнего СУГ зимой возможно не всегда. Чтобы избежать холодов с низким давлением в газельдере из-за замедленного парообразования, лучше осенью заправлять его сжиженным топливом с высоким содержанием пропана. Но если регион тёплый или установлено специальное оборудование, то емкость допустимо заполнять недорогой летней пропан-бутановой смесью круглый год.
Комментируйте материал, задавайте вопросы, делитесь опытом и участвуйте в обсуждении.