В чём отличие зимнего и летнего газа? Какой газ предпочтительнее для заправки газгольдера?

Автономное газоснабжение ценно своей практичностью и выгодностью использования природного газа. В продаже для пополнения газохранилищ есть как летние, так и зимние виды газа, цена которых значительно варьируется.

Сбережения привлекательны для всех. Однако разумно ли экономить на газовом топливе? Разберём плюсы и минусы недорогого СУГ, узнаем о его свойствах и зимнем поведении.

Марки газового топлива для газгольдера

Важно чётко разграничивать. газ магистральный и газгольдерныйДва варианта применяются для обогрева и приготовления пищи на плитке. Впрочем, состав газа в каждом из них разный. При работе с трубами используется метан (CH. ) 4, а из газгольдера поступает смесь пропана C3H8 и бутана C4H10Далее будет рассказано о втором виде топлива «голубого».

Фото: img.freepik.com
Газгольдер наполняют сжиженными углеводородными газами. Потом газы из жидкого состояния переходят в парообразное, а затем их используют как топливо для котлов и варочных плит.

В газгольдер поступает смесь пропан-бутана с небольшой примесью других газов. Метан не используют из-за дороговизны его сжижения для автономного газоснабжения. Для получения сжиженного природного газа метановую фракцию охлаждают до -160 °С на специализированных заводах, что обходится недешево и применяется только для перевозки СПГ на большие расстояния в больших объемах.

Сжижение пропана с бутаном обходится дешевле. Для этого нужно охлаждать их до меньших температур по сравнению с метаном. Кроме того, СУГ можно хранить длительное время в обычном газовом баллоне или газгольдере без каких-либо специальных действий. Поэтому пропан-бутановую смесь используют в автономном газоснабжении частных домов и как топливо для автомобилей.

ГОСТом регламентирует использование СУГ в виде:

  • ПТ – пропана технического;
  • БТ – бутана технического;
  • Смеси пропан-бутан технического назначения.

Выбор марки зависит от погоды и вида газового хранилища.

Кроме привычных марок доступна бутан-бутиленовая фракция, смешанная с технической водой СПБТ.

BBF — это недорогой, но низкокачественный газ с конденсатом. При его сжигании выделяется примерно на 10% меньше тепла, чем при использовании обычного СПБТ. Закачка такого топлива в газгольдер и сжигание в котлах допустимо. Однако применение BBF негативно сказывается на сроке службы газового оборудования, существенно сокращая его.

Отличие зимнего СУГ от летнего

Смесь пропана и бутана в газообразном виде легко смешивается с воздухом, обеспечивая равномерное горение и полное сгорание. В соответствии с ГОСТом допускается меняющееся соотношение частей С 3H8 и C4H10 В системе управления газовым хранилищем (СУГ). Вследствие этого разделение сжиженного газа на летнюю и зимнюю марки.

Топливо подается в газохранилище в жидком состоянии, а затем переходит в парообразное при горении в котле или на плите.

Превращение СУГ из жидкости в пар происходит внутри газгольдера. При обычном давлении бутан переходит из жидкого состояния в газообразное только при температурах до -0,5 °С, а пропан – до -42 °С. Если сжиженное топливо остынет ниже этих отметок, переход в парообразную фазу будет невозможен.

При температуре воздуха минус 10–20 °С бутан сохранит свою жидкую форму. Это затруднит его применение в газовых котлах для отопления или нагрева воды. Количество бутана в газгольдере зимой должно быть минимальным.

Зимой пропан занимает до 80% состава сжиженного углеводорода (СУГ), а летом – лишь около 50%. Бутан стоит значительно дешевле, поэтому в СУГ стараются добавлять его как можно больше. Без пропановой составляющей обойтись тоже сложно.

Пропан обеспечивает давление в системе и стабильность перехода жидкого состояния в парообразное. Заливка в газгольдер зимой «летнего» варианта СУГ может привести к остановке испарения сжиженного состава. В этом случае котел лишится топлива, а дом — тепла.

Закапывание газового хранилища ниже уровня промерзания грунта частично решает проблему замерзания СУГ. Тепло земли нагревает газ внутри емкости до нулевой температуры, что обеспечивает его стабильное испарение.

Разница между «летним» и «зимним» видами автомобильного газа обусловлена содержанием пропана и бутана в смеси. Больше пропана предпочтительнее в любое время года, но при этом возрастает стоимость топлива.

Если газгольдер не заглублён по нормам СНиПов и зимой температура воздуха опускается ниже нуля, то летняя смесь СУГ в нём перестанет переходить в парообразное состояние. В результате пропан полностью испарится и закончится, а бутан так и не станет газом.

Какой вариант лучше выбрать?

Содержание бутана в СПГ влияет на стоимость газа для газгольдера: чем больше бутана, тем дешевле газ. Однако эффективность и стабильность работы оборудования зависит от пропана, который стоит дороже. Дешевизна топлива не всегда выгодна. Желая сэкономить, можно зимой остаться без отопления.

Для работы мобильного газового баллона не заглубленного в грунт зимой необходима замена летнего СУГ на зимний. В противном случае могут отсутствовать газ для отопительного котла и плиты.

Если газгольдер располагается ниже уровня промерзания грунта, то ситуация неочевидна.
В теплом климате тепла земли обычно достаточно для качественного испарения бутана даже при кратковременных морозах до -15 °С. Поэтому нет необходимости тратиться на дорогой зимний вариант СУГ.

Добавьте 50% пропана – запас пригодится при небольших похолоданиях. При заморозках его будут расходовать, а с потеплением в котел снова пойдет бутан. Это не вызовет проблем газовому оборудованию.

Если дом с газгольдером стоит в холодном или очень холодном климате, то без топлива с большим содержанием пропана не обойтись. В таком регионе лучше уже осенью заранее заправить газовую емкость зимним газом. Экономить здесь не следует, иначе придется мерзнуть.

Рекомендуем изучить правила установки газгольдера на территории участка. Более подробную информацию — пройдите по ссылке. по ссылке.

Особенности заправки и забутанивание

Газгольдер не дозаправляют полностью, а заполняют на 85% сжиженным газом. Оставшиеся 15% необходимы для перехода между жидким и парообразным состоянием газа и создания давления внутри емкости. Если резервуар наполнять только летней смесью в течение года, то зимой бутан в виде жидкости заполнит его полностью. Тогда добавить новое топливо с пропаном будет невозможно, а имеющееся нельзя будет использовать по назначению.

С позиций заправочной станции различий между летним и зимним топливом нет — применяются одни и те же газовозы и газгольдеры.

Забутанивание газгольдера – серьёзная проблема. Для откачки образовавшегося конденсата потребуется вызвать специалистов по газу. При этом за услугу придётся заплатить значительную сумму, а выкачанный бутан потом смешают с пропаном и снова залиют кому-то в газгольдерную емкостьДля поставщика — удвоение прибыли, а для владельца системы автономного газоснабжения — только расходы. С самого начала стоит избегать такой ситуации.

Чтобы не забудься, применяют один из трёх методов.

  1. Осенью в газгольдер заправляют зимний сжиженный углеводородный газ перед наступлением зимы.
  2. Для перевода сжиженного бутана в газообразное состояние устанавливают специальный испаритель.
  3. Кабель для обогрева обвит вокруг газохранилища снаружи.

Чаще всего применяется первый способ. Второй способ тоже может быть полезен. Работа испарителя и обогревающего кабеля – это расход электроэнергии. Однако при наличии такого оборудования можно заказать недорогой «летний» газ на зиму без риска.

Как не продешевить при покупке газа?

Разница в цене на летний и зимний газ составляет 30–40%. Продаётся он дешевле всего весной, а дороже всего — осенью. Экономия здесь желательна, особенно при вместительном газомгольдере. Однако, если СУГ предлагается по цене за литр значительно ниже рыночной в данном регионе, следует внимательнее изучить предложение.

Определить наилучший газ для зимнего заправки в газгольдер затруднительно, выбор зависит от:

  • типа установленной емкости;
  • климата региона;
  • наличия/отсутствия дополнительного оборудования.

В некоторых ситуациях выгоднее использовать принудительный испаритель для бутана и покупать дешевый летний газ, а в других – отдавать предпочтение зимнему СУГ. Расчет затрат для каждого случая необходимо проводить индивидуально, поскольку цена сжиженного пропана варьируется в каждом регионе.

По нормативам необходимо заливать в газовые баллоны сжиженный углеводородный газ (СУГ) в виде СПБТ – зимнего или летнего варианта. Однако, недобросовестный поставщик может предложить более дешевый аналог – ББФ.

Стоимость заправки газгольдера зависит от:

  • наполненности емкости;
  • удаленности населенного пункта;
  • Пора года и вид топлива (летнее или зимнее).
  • Объем фактической закачки газа и габариты заказанного газовоза.

Встреча на рынке поставщика с сильно заниженной ценой требует дополнительного внимания к качеству предлагаемого газа. Вместо зимнего СУГ может быть подсунут летний, а вместо качественного — смесь с конденсатом и примесями.

Заправлять газгольдер следует только у надежных поставщиков. В случае поломки замена баллонов для сжиженного газа будет стоить дорого. Излишняя экономия на топливе – это потенциальные, а часто и неизбежные расходы на ремонт газовых приборов.

Выводы и полезное видео по теме

Рекомендации по заправке минигазгольдера:

Емкость-газохранилище подлежит опорожнению перед ремонтом.

Как обманывают при заправке газгольдера:

Летом зимний газ будет гореть без затруднений. Применение летнего СУГ зимой возможно не всегда. Чтобы избежать холодов с низким давлением в газельдере из-за замедленного парообразования, лучше осенью заправлять его сжиженным топливом с высоким содержанием пропана. Но если регион тёплый или установлено специальное оборудование, то емкость допустимо заполнять недорогой летней пропан-бутановой смесью круглый год.

Комментируйте материал, задавайте вопросы, делитесь опытом и участвуйте в обсуждении.