Зимний и летний газ: основные отличия топлива, какой газ лучше для газгольдера?

Автономная газификация отличается практичностью и экономичностью использования голубого топлива. Но для заправки газгольдеров на рынке предлагается зимний и летний газ, которые существенно различаются в цене.

Согласитесь, сэкономить хочется каждому из нас. Но стоит ли это делать в случае с газгольдерным горючим? Далее мы подробно разберем – насколько хорош дешевый СУГ, в чем его особенности и как он будет себя вести зимой.

Марки газового топлива для газгольдера

Самое главное – следует однозначно различать газ магистральный и газгольдерный. Оба варианта используются как для отопления, так и готовки на плите. Однако это принципиально разные газовые составы. В случае с трубой мы имеем дело с метаном CH4, а из газгольдера поступает смесь пропана C3H8 и бутана C4H10. О втором типе «голубого» горючего далее и пойдет речь.

Сжиженный газ для газгольдера

Газгольдер заправляется сжиженными углеводородными газами (СУГ), которые потом сначала из жидкой фазы переходят в паровую, а затем уже используются в качестве топлива для котлов и варочных печей

В газгольдер заливается пропан-бутановая смесь с небольшим объемом примесей. Метан в данном случае не используется, так как сжижать его для применения в автономном газоснабжении слишком дорого. Чтобы получить сжиженный природный газ, метановую фракцию требуется охладить до -160 °С. Делается это на специальных заводах, стоит немалых денег и применяется лишь для перевозки СПГ на большие расстояния в больших объемах.

Сжижение пропана с бутаном более дешевая операция. Для этого охлаждать их требуется до гораздо меньших температур, нежели метан. Плюс хранить СУГ можно длительное время в простом газовом баллоне или газгольдере без проведения особых мероприятий. Поэтому-то пропан-бутановую смесь и принято использовать в автономном газоснабжении частных домовладений, а также в качестве топлива для автомобилей.

ГОСТом регламентирует использование СУГ в виде:

  • ПТ – пропана технического;
  • БТ – бутана технического;
  • СПБТ – смеси пропана и бутана технических.

Применение этих марок в каждом конкретном случае зависит от климатических условий и типа газгольдера.

Заправка газгольдера из машины

Помимо основных марок в продаже также встречается бутан-бутиленовая фракция (ББФ), представляющая собой разбавленную технической водой СПБТ

ББФ – это дешевый и низкокачественный газ с конденсатом. При его сжигании выделяется приблизительно на 10% меньше тепла, чем при использовании обычного СПБТ. Закачивать такое топливо в газгольдер и сжигать в котлах вполне допустимо. Однако его применение не самым лучшим образом сказывается на сроке службы газового оборудования, существенно снижая оный.

Отличие зимнего СУГ от летнего

Смесь пропана и бутана в газообразном состоянии хорошо перемешивается воздухом, что гарантирует ее равномерное горение и полное сгорание. При этом ГОСТом предусматривается плавающее соотношение долей C3H8 и C4H10 в СУГ. Отсюда и идет разделение сжиженного газа на летнюю и зимнюю марки.

Жидкая и паровая фаза СУГ

Топливо в газгольдер закачивается в «жидкой фазе», а в дом для сжигания в котле или на плите потом оно поступает уже в виде «паровой фазы»

Переход СУГ из жидкого состояния в паровое происходит внутри газгольдера. При этом если бутан при нормальном давлении способен перейти из жидкости в газ при температурах только до -0,5 °С, то пропан до -42 °С. Если в сжиженном виде то или иное топливо охладится ниже данных показателей, то переход его в паровую фазу будет невозможен.

При морозе на улице в минус 10–20 °С бутан так и останется в виде жидкости. В результате он станет непригоден для использования в газовом котле отопления или нагрева воды для ГВС. Чем его меньше зимой в газгольдере, тем лучше.

В «зимнем» газе доля пропана достигает 80%, а в «летнем» его лишь около 50%. Бутан значительно дешевле, поэтому его стараются добавить в СУГ как можно больше. Однако без пропановой составляющей тоже обойтись сложно.

Пропан отвечает за давление в системе и стабильность перехода жидкая/паровая фаза. Если на зиму в газгольдер залить «летний» вариант СУГ, то в какой-то момент испарение сжиженной смеси прекратится. В результате котел останется без топлива, а дом без тепла.

Заглубление газгольдера при установке

Частично проблема замерзания СУГ решается закапыванием газгольдера ниже уровня промерзания грунта. Так тепло земли согревает газовую смесь внутри емкости до температур около нуля, обеспечивая ее стабильное испарение

Базовая разница между «летней» и «зимней» марками газгольдерного газа – соотношение пропана и бутана в СУГ. Чем больше первого, тем лучше в любое время года. Однако с увеличением пропановой доли растет также цена топлива.

Если газгольдер не закопан в соответствии с требованиями СНиПов в землю, а зимой температура воздуха опускается ниже нуля, то «летняя» смесь СУГ в нем обязательно перестанет переходить в паровую фазу. И тогда в самый неподходящий момент пропан полностью испарится и израсходуется, а бутан так и не станет газом.

Какой вариант лучше выбрать?

Чем больше бутана в СУГ, тем дешевле сжиженный газ для газгольдера. Но эффективность и стабильность работы газгольдерного оборудования напрямую зависит от содержащегося в пропан-бутановой смеси более дорогого пропана. Далеко не всегда дешевизна хороша. Желая сэкономить на топливе, можно в холода оказаться вовсе без отопления.

Мобильный газгольдер на прицепе

Если используется мобильный газгольдер без закапывания в землю, то к зиме летний СУГ в нем обязательно следует поменять на зимний, иначе можно остаться без газа для котла и варочной плиты

В случае с заглубленной ниже уровня промерзания газгольдерной емкостью ситуация не столь однозначна. В теплом регионе тепла земли обычно с лихвой хватает, чтобы обеспечить качественное испарение бутана даже при кратковременных морозах до -15 °С. В результате смысла тратиться на дорогостоящий зимний вариант СУГ нет никакого.

Вдобавок 50% пропана – это хороший запас на случай недолгих заморозков. В морозы будет тратиться он, а при потеплении в котел вновь пойдет бутан. Никаких проблем газовому оборудованию это не создаст.

Однако если дом с газгольдером расположен в холодном или очень холодном климатическом районе, то без использования топлива с повышенным содержанием пропана не обойтись. В таком регионе лучше еще по осени заранее осуществить заправку газовой емкости предназначенным специально для зимы газом. Экономить здесь не следует, иначе придется мерзнуть.

Также рекомендуем ознакомиться с правилами монтажа газгольдера на участке. Подробнее – переходите по ссылке.

Особенности заправки и забутанивание

По нормам газгольдер заправляется сжиженным газом не полностью, а на 85%. Оставшиеся 15% нужны для перехода жидкая/паровая фаза и создания внутри емкости давления. Если заполнять резервуар в течение года только летней смесью, то зимой бутана в виде жидкости накопится в ней под завязку. Тогда добавить новое топливо с пропаном будет просто невозможно, а имеющееся нельзя будет использовать по назначению.

Газгольдер и машина для заправки

С точки зрения заправки между летним и зимним газом разницы нет никакой – в обоих случаях используется одна и та же машина-газовоз и один и тот же газгольдер

Забутанивание газгольдера – серьезная проблема. Чтобы откачать образовавшийся “конденсат”, придется вызывать газовщиков. При этом деньги они за откачку возьмут немалые, а выкачанный бутан потом разбавят пропаном и зальют вновь кому-то в газгольдерную емкость. Для поставщика двойной навар, а для владельца системы автономного газоснабжения одни затраты. Лучше изначально не допускать подобной ситуации.

Чтобы избежать забутанивания, используется один из трех способов:

  1. К зиме по осени в газгольдер заливается «зимний» СУГ.
  2. Устанавливается специальный испаритель для принудительного перевода сжиженного бутана в газ.
  3. Газгольдер снаружи оборачивается обогревающим кабелем.

Чаще всего применяется первый способ. Но два вторых также исключать не стоит. Работа испарителя и обогревающего кабеля – это затраты электроэнергии. Зато если установлено и используется подобное оборудование, то можно без опаски на зиму заказывать дешевый «летний» газ.

Как не продешевить при покупке газа?

Разница в цене между летним и зимним газом порядка 30–40%. Дешевле всего он продается весной, а дороже всего – осенью. И сэкономить здесь конечно хочется, особенно если газгольдер вместительный. Однако если СУГ предлагается по стоимости за литр сильно ниже рынка в конкретном регионе, то стоит серьезно задуматься.

Однозначно указать какой газ лучше всего заливать в газгольдер на зиму невозможно, окончательное решение зависит от:

  • типа установленной емкости;
  • климата региона;
  • наличия/отсутствия дополнительного оборудования.

В одних ситуациях выгодней устанавливать принудительный испаритель для бутана и приобретать дешевый летний газ, а в других – делать выбор исключительно в пользу зимнего СУГ. Для каждого конкретного случая расчет затрат нужно делать индивидуально. Тем более, что цена сжиженного пропана в каждом регионе своя.

В газгольдеры по нормам следует заливать СУГ в виде СПБТ в зимнем либо летнем варианте, но нерадивый и особо ушлый поставщик может подсунуть сильно более дешевый аналог ББФ

Стоимость заправки газгольдера зависит от:

  • наполненности емкости;
  • удаленности населенного пункта;
  • сезонности и типа газа (летний либо зимний);
  • объема фактической закачки и размеров бочки заказанного газовоза.

Если вам на рынке попался поставщик с сильно заниженной ценой, то следует лишний раз подумать, насколько у него качественный газ. С одной стороны он способен подсунуть вместо зимнего СУГ летний, а с другой – вовсе залить в газгольдер некачественную смесь с конденсатом и примесями.

Покупать для газгольдера топливо следует лишь у проверенных временем продавцов. При проблемах замена емкости для сжиженного газа обойдется в круглую сумму. Излишняя экономия на горючем – потенциальные, а зачастую и неизбежные затраты на ремонт газового оборудования.

Выводы и полезное видео по теме

Рекомендации по заправке минигазгольдера:

Процесс откачки из газгольдерной емкости газа для ее ремонта:

Как обманывают при заправке газгольдера:

Летом зимний газ будет гореть без каких-либо проблем. А вот применение летнего СУГ зимой возможно далеко не всегда. Чтобы не встретить холода с низким давлением в газгольдере из-за замедленного парообразования, лучше всего его осенью заправлять сжиженным топливом с высоким содержанием пропана. Но если регион теплый или установлено специальное оборудование, то емкость вполне допустимо заполнять дешевой летней пропан-бутановой смесью круглый год.

Оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы, делитесь опытом и участвуйте в обсуждении этого материала. Блок для связи расположен под статьей.


Исходная статья