Датчик тяги газового котла: устройство и работа

Современное газовое оборудование часто функционирует полностью автономно. Встроенные контрольные компоненты обеспечивают безопасность, повышая надёжность всей системы. Датчиком тяги служит одно из таких устройств в конструкции газового котла.

Применение оборудования, не нуждающегося в постоянном внимании человека, достаточно удобно. Однако, как действует датчик тяги, и насколько действителен его принцип работы?

В публикации будут рассмотрены вопросы устройства датчика тяги, его возможностей и особенностей проверки работы. Материал сопроводим фотографиями и видео.

Конструкция и принцип действия датчика

Из-за разнообразия моделей газовых котлов датчики контроля тяги бывают разных видов. В общем случае это простые устройства.

В основе большинства датчиков контроля тяги газовых котлов лежит биметаллический элемент, форма которого изменяется при колебаниях температуры. Это элементарная биметаллическая пластина, искривляющаяся при нагревании или охлаждении.

Форма пластины регулируется контактной группой, которая изменяет положение контактов. «включено» или «выключено»Сигнал от контактной группы поступает в блок управления газовым котлом.

Выбор датчика для контроля тяги в дымовом канале определяется типом установленного котла.

Существуют и используются два типа газовых котлов.

  1. Устройства с простой трубой для отвода дыма.
  2. Конструкции с дымоходом и турбиной для принудительной тяги.

Конструкции различны, а датчики тяги, применяемые для каждой из них, тоже не одинаковы.

Устройства для котлов с естественной тягой

В котлах с естественной тягой используют колпак для дымовых газов, внутрь корпуса которого установлен компактный термостат, как видно на рисунке.

Простой термостат в маленьком корпусе обычно имеет нанесенную прямо на корпус (металлическую оболочку) маркировку с указанием температуры. Например, метка «75º» показывает… Температура активации контактного элемента. сенсора.

Фото: img.freepik.com
Термостат такого типа обычно включают в конструкции настенных газовых котлов с колпаком для отвода продуктов горения, который интегрирован в дымоход.

Устройство функционирует следующим образом: если дымовые газы, проходившие сквозь колпак с датчиком, разогревают его выше заданной температуры (указывая на нарушение нормального режима тяги), то контакты разрывают электрическую цепь.

В случае разрыва цепи остановится подача газа в котел. Возобновление работы оборудования возможно лишь после охлаждения датчика и восстановления цепи.

Конструкции датчиков турбинных котлов

Котлы с дымоходом и турбиной имеют датчик определения тяги, работающий иначе, чем у газовых котлов без турбины. Главное отличие в том, что сенсор управляет вентилятором турбины котла.

По этой причине конструкция измерительных приборов тяги турбинных газовых котлов осуществляется не по температуре, а… Регулирование количества выделяемых угарных газов. .

Эти датчики функционируют при достижении заданного разрежения в камере сгорания и состоят из трех контактов.

  • контакт COM;
  • нормально открытый (NO);
  • нормально закрытый (NC).

Приборы имеют разную конструкцию, но принцип работы у всех один и тот же. При образовании рабочих условий внутри камеры газового котла (оптимальное разрежение) подводимым давлением воздуха замыкается контактная группа, отправляя сигнал на подачу газа.

Другие типы сенсорных элементов управляют тягой в котлах, работая по принципу разницы давлений выходящего потока.

Как проверить функциональность датчика?

Неисправности работы газовых котлов часто связывают именно с… датчикамиМастера часто сообщают о неисправности датчика тяги как о причине проблемы.

Проверить функционирование датчика тяги на бытовом газовом котле несложно. Периодический контроль таких узлов — дело привычки, особенно для котлов с вентиляторами.

Первый этап – проверка рабочих датчиков.

Большинство устройств, оснащенных вентиляторами, имеют контрольные точки для проверки работоспособности датчика.

Контрольные точки устанавливают преимущественно в . области дымохода На рисунке изображено примерное расположение этих деталей (верхняя часть котла).
Штуцеры подписаны так, как видно на картинке: «+» и «-«, что указывает направление потока.

Контрольные пункты (штуцеры) измерительного давления в камере сгорания котла. С их помощью производят контрольные замеры при помощи манометра.

Возле контрольных заглушек чаще всего располагается дополнительный контрольный интерфейс (на левой стороне, закрытый крышкой), позволяющий измерить температуру газов и КПД установки.

Порядок выполнения замеров следующий:

  1. Скрутить защитные колпачки на штуцерах.
  2. Подключить к штуцерам трубки манометра.
  3. Соблюсти точность подключения по точкам «+» и «-».
  4. Включить на котле режим «Трубочист».
  5. Подождать достижения оборудованием пиковой мощности.

После достижения максимальной мощности оборудования, осматривают показания манометра. допустимый уровень разреженияНагрев воды должен находиться в рамках заданного значения для данной модели котла.

Измерение давления в камере сгорания газового котла с помощью манометра.

Проверка датчика тяги на бытовой газовой колонке не ограничивается лишь измерениями манометром, важно еще проверить работу прессостата котла.

Газовый котел оборудуют вентилятором, в работе которого задействован прессостат. Регулировка работы вентилятора и, как следствие, управление работой горелки. газового котла.

Прессостат связан с воздушным каналом трубами из резины. Для проверки работоспособности этого компонента схемы необходимо открыть корпус газового котла.

В корпусе газового котла находятся вентилятор турбины и контрольный прибор прессостат.

Работа этой техники основана на простом принципе. Через воздушный канал при помощи резиновой трубки прессостат забирает давление (ниже, чем во второй трубке).

При нормальном отборе давления, цепь контактов прессостата замкнута – газовый котел работает исправно. Изменение уровня разрежения приводит к изменению разницы давлений, вследствие чего разрывается контактная группа прессостата. В таком случае оборудование выводится из работы (блокировка котла).

На корпусе прибора контроля работы вентилятора, прессостата, расположена бирка с техническими параметрами – границами давлений для включения и отключения газовой горелки.

Любой фирменный прессостат имеет обозначения рабочих параметров на корпусе. Указывается, например, давление срабатывания для включения и отключения (например, у прессостата на фото выше это 70/45 Па). В данном случае газовая горелка работает при давлении 70 Па и блокируется при давлении 45 Па.

Второй этап — тестирование работоспособности прессостата котла.

Для проверки работоспособности прессостата достаточно оценить качество контактов в электрической цепи прибора. микропереключатель, встроенный в конструкцию прибора.

Пластина под действием силы давления воздуха, подаваемого в прибор по трубках, замыкает или размыкает контакты микропереключателя.

Для проверки контактов микропереключателя нужно подключить измерительный прибор (мультиметр) к контактной группе, установив его на измерение сопротивления в Омах.

Каждый из фирменных приборов комплектуется электрической схемой, изображённой на корпусе. Соединение щупов мультиметра и контактов прибора выполняется по этой схеме.

Проверка работоспособности датчика давления газового котла при помощи мультиметра, применяемого электриком.

Подсоединив щупы мультиметра, к каналу отрицательного давления прессостата подключают отрезок силиконовой трубки. Через подключенную трубку на приборе создают отрицательное давление (просто всасывая воздух ртом) и одновременно следят за показаниями мультиметра.

При правильной связке стрелка прибора укажет минимальное сопротивление или вовсе не отреагирует, в зависимости от давления, формируемого в трубке. При неисправности микропереключателя (нарушен канал коммутации) мультиметр не покажет никакой реакции. В этом случае прессостат нужно заменить новым.

Рекомендуем ознакомиться с тонкостями осмотра и обслуживания газовых котлов.

Этап третий — определение фактора, повлиявшего на уменьшение мотивации.

Иногда уменьшение желательности не связано с неисправностью датчика.

Практика показывает, что слабая мотивация может иметь множество причин.

  • засорением трубок передачи воздуха;
  • Загрязнением внутреннего пространства улитки вентилятора.
  • Образование капель воды в силиконовых трубах.
  • Внутри труб могут попасть посторонние предметы.

Частой причиной снижения тяги котла является засорение внутренней части улитки вентилятора.

Чистка внутренности улитки вентилятора газового котла помогает вернуть тягу к норме. Для обслуживания достаточно немного воды и мягкой щетки.

На лопастях крыльчатки вентилятора и стенках улитки газового котла скапливается пыль и гарь после длительной работы. Со временем эти отложения становятся плотными, твердыми и мешают воздушному потоку, что снижает тягу котла.

Для чистки внутренней части котла необходимо демонтировать вентилятор. В большинстве моделей котлов предусмотрена лёгкая сборка/разборка вентилятора. Обычно достаточно открутить два-три винта, чтобы отсоединить его от корпуса.

В ходе эксплуатации газового котла вентилятор должен функционировать таким образом, чтобы обеспечить оптимальную тягу дымовых газов.

Ополаскивание водой нужно проводить так, чтобы вода не попадала на статорную обмотку электродвигателя и другие электрические части. Самым подходящим способом является продувка внутренней полости улитки и лопастей сжатым воздухом. В домашних условиях такой метод часто недоступен.

Руководство по уходу за газовой колонкой представлено ниже. следующей статье.

Этап #4 — повторное тестирование тяги

После чистки и возвращения вентилятора турбины газового котла на место необходимо провести повторное тестирование работы оборудования по уровню тяги дымовых газов.

Нужно снова провести проверку уровня разрежения в камере сгорания. Для этого предварительно разобранный корпус газового котла следует вернуть на место и собрать его полностью.

Перед проверкой уровня разрежения в камере сгорания необходимо собрать газовое оборудование. Вскрытый корпус мешает нормальной работе турбины.

Обычно проверка показывает повышение давления на манометре, указывающее на нормальную работу канала отвода дымовых газов. В связи с этим можно сделать вывод, что не всегда датчик температуры или прессостат являются главной причиной нарушения тяги газового котла.

Вначале необходимо проверить все приборы и принадлежности, используемые в системе дымохода. Проблема заключалась в засорении вентилятора турбины газового котла.

Возможные причины срабатывания датчика

Частый сигнал датчика тяги у газовых котлов может возникнуть сразу после установки и начала работы нового оборудования.

Неисправности котла в данном случае обычно вызваны:

  • некорректной схемой построения канала удаления дыма;
  • неординарными погодными условиями в регионе;
  • нарушением тяговых характеристик оборудования;
  • неправильной настройкой контроллера управления.

В районах с частыми порывами ветра датчик может срабатывать из-за попадания воздуха в канал вывода дымовых газов. В этих случаях нужно установить на дымовой трубе тяговый стабилизатор.

Характеристиками тяги уже отметились ранее, настройка же контроллера газовой колонки нуждается в привлечении специалистов.

Выводы и полезное видео по теме

Видеоролик демонстрирует конструкцию датчиков тяги, описывает их положение и работу.

Специалисты отлично разбираются в газовом оборудовании, а для обычного человека устранение неполадок в газовом котле – это сложное и опасное дело.

Если возникла потребность в самостоятельном замене или ремонте датчика тяги или другого оборудования газовой колонки, следует сначала ознакомиться с системой.
Однако наилучшим способом решения проблем газовой системы является обращение к квалифицированным специалистам.

Разделитесь своими мыслями о принципе работы датчика тяги или опытом его проверки.