Не включается газовый котел Лемакс: возможные проблемы и пути их решения

У вас не включается газовый котёл Лемакс, исправно работавший в прошлом сезоне или даже ещё вчера? Возможно, некоторые неполадки возникали и раньше, а теперь он совсем отказывается работать? Согласитесь, остаться в мороз без отопления в доме – не радужная перспектива.

Большинство газовых отопительных котлов Лемакс имеют довольно простую, полностью механическую автоматику. А это значит, что вы сами сможете устранить большинство неисправностей. Эта статья поможет найти и устранить причину, по которой котёл не разгорается.

Рассмотрим как внешние факторы, мешающие работе агрегата, так и его внутренние поломки. Приведём инструкцию действий в разных ситуациях, а также опишем особенности котлов с электронным управлением.

Не разжигается энергонезависимый котел

Большинство владельцев газового котла Лемакс выбирают устройство с механическим управлением, не зависящее от электроэнергии. Такой выбор оправдан, поскольку не только позволяет сохранить отопление при отключении света, но и значительно уменьшает количество потенциальных поломок и стоимость комплектующих.

Пожалуй, единственное слабое место таких котлов – система розжига, отвечающая за корректный и безопасный пуск аппарата.

Котлы Лемакс напольные

Энергонезависимые котлы не выдают код ошибки, указывающий на причину отключения или невозможности запуска – неполадку придется искать самостоятельно

Среди причин отказа в старте котла есть как внешние – отсутствие тяги в дымоходе, недостаточная приточная вентиляция, неполадки газоснабжения, так и внутренние поломки котла. Подробнее каждый вариант разберём далее.

Причина #1 – слабая тяга

В энергонезависимых котлах продукты горения поднимаются по дымоходу естественным путем, за счет разности температуры и давления. Эти аппараты требовательны к качеству, чистоте и правильной конструкции дымохода.

Существует несколько способов проверки наличия тяги:

  • если забор воздуха идет из помещения, поместите под котел лист бумаги. Если он прижался к днищу топочной камеры – всё нормально, тяга есть;
  • если перед горелкой есть сквозное окошко, поднесите в него зажженную спичку при выключенном котле. Пламя должно вытянуться и отклониться вперёд, вглубь топочной;
  • котлы с коаксильным дымоходом или двумя отдельными трубами набирают воздух с улицы – проведите тест с бумагой или спичкой там.

Если тяга нормальная, следует искать причину неполадок дальше, например, в подключении датчика тяги.

Отсутствие тяги может быть вызвано разными причинами, от которых зависят способы решения данной проблемы.

Дымоход забитый сажей

Скопление сажи в дымоходе может достигать поразительных масштабов, в зависимости от качества газа и правильности настройки котла

Во-первых, дымоход со временем засоряется – копотью, мусором и т.д. Его нужно регулярно чистить, лучше всего – осенью, перед тем как включить после простоя газовый котёл Лемакс, не забывайте, что в очистке нуждается не только вертикальная часть трубы, но и её колено, выходящее из котла.

Во-вторых, труба для отвода газов должна соответствовать требованиям котла по диаметру и высоте. Кроме того, на верхушке должен быть дефлектор, защищающий от задувания, а частично, и от засоров.

В-третьих, если часть дымохода вне отапливаемого помещения недостаточно утеплена, в ней формируется холодная воздушная пробка, препятствующая отводу продуктов горения.

И наконец, тяге может препятствовать засорение копотью горелки и теплообменника внутри котла. Однако, их чистку самостоятельно можно провести только поверхностно, щеткой. Для полноценной очистки, с отключением и промывкой этих узлов мыльным раствором советуем воспользоваться нашей инструкцией.

Причина #2 – не отрегулирована подача газа

Довольно часто владельцы жалуются, что при попытке запуска котел Лемакс разгорается, но тут же полностью выключается. Чаще всего проблема именно в настройке подачи газа на запальник.

Если она минимальна, то при включении пилотная горелка сначала разгорается, а затем её пламя сбивается, задувается включившейся основной горелкой. Срабатывает защита, и котел полностью перекрывает подачу газа.

Запальная горелка котла

Если запал горит хорошо, пламя накрывает и свечу пьезорозжига, и датчик термопары, но не отрывается от горелки и не образует алых языков, только синие

Другой вариант возможен, когда пламя и на пилотной, и на основной горелке выставлено на минимум. В таком случае фитиль загорается, но не достаёт до потока газа от основной горелки, не может её разжечь. Если рискнуть и подождать, котёл может разгореться с задержкой и хлопком, когда газ немного накопится в топочной, либо автоматика всё отключит раньше, во избежание взрыва.

При слишком активном горении запальника или чрезмерной тяге пламя от него может отрываться, не попадать на датчик термопары и основную горелку, что также делает запуск котла невозможным.

Котлы Лемакс комплектуются преимущественно итальянской автоматикой 630 Euro SIT или 710 MiniSIT, реже – 820 NOVA SIT. На всех этих агрегатах подача газа на горелки регулируется одинаково. Не спешите крутить винты на левой грани автомата, которые не прикрыты крышкой. Несмотря на доступность, они предназначены только для профессионалов – это штуцеры измерения давления газа.

Для начала снимите крышку блока, открутив один винт на его верхней грани. Под ней вы увидите всего 2 винта, которые можно крутить обычной плоской отверткой, побольше и поменьше – именно они и отвечают за регулировку пламени горелок.

Черные винты нужны для разборки корпуса автоматики и имеют резьбу TORX, в форме звездочки. Это своеобразная защита от непрофессионального вмешательства, которое может быть опасно

Меньший винт расположен в дальнем левом углу верхней панели, он регулирует подачу газа на запальник. Закручивая его, вы уменьшаете пламя, вплоть до перекрывания газа. Чтобы пилотная горелка работала активнее, плавно поворачивайте этот винт против часовой стрелки до желаемого результата, но не больше 2 оборотов от полностью затянутого положения.

Больший винт отвечает за регулировку минимального пламени основной горелки, его уменьшение поможет повысить экономичность котла. Однако, не перестарайтесь: при розжиге горелка должна включаться сразу вся, а не постепенно, и без хлопка – иначе это небезопасно.

На боковой панели, возле подключения газового шланга, есть винт регулировки максимального расхода газа, но его самому лучше не трогать, при необходимости попросите настроить специалиста на ближайшем техобслуживании.

Возможные поломки и их ремонт

Не всегда отказ котла запускаться связан с неточными настройками или внешними причинами, но практически всегда неисправность можно устранить самостоятельно.

Лемакс с автоматикой SIT

Все котлы с автоматикой SIT имеют схожее строение, она надёжна и удобна в настройке, практически все агрегаты доступны простому пользователю

Перед любым ремонтом отключите котел, дайте ему полностью остыть и перекройте подачу газа на стояке. Даже если у вас горел только запальник, риск обжечься очень высок.

Поломка #1 –  вышла из строя термопара

Согласно инструкции, если котел с автоматикой SIT не включается, проблему следует искать именно в термопаре и только в ней. Термопара – это датчик контроля наличия пламени, который обеспечивает перекрытие газа при затухании горелки.

При розжиге нужно 10 – 60 секунд держать нажатой ручку или специальную кнопку именно для того, чтобы термопара успела прогреться от пламени и зафиксировала электромагнитный клапан в открытом положении.

Однако, есть ряд ситуаций, когда эта система защиты срабатывает ошибочно:

  • огонь не попадает на датчик термопары;
  • датчик закоптился, окислился, загрязнен;
  • медная трубка термопары прогорела или больше не проводит электрические импульсы;
  • недостаточно хорошо закручена термопара в переходник к газовому клапану.

В котле эту деталь найти не сложно: это красная, медная трубка, один конец которой вкручен в блок управления, снизу, а другой – в панельку возле запальника и пьезорозжига.

Первым делом попробуйте слегка подтянуть гайку крепления к автоматике. Плохой контакт может быть причиной отказа в работе. Аккуратно выкрутите нижний конец термопары, который нагревается пламенем.

Панель с пилотной горелкой

Как правило, все гайки на панели с пилотной горелкой откручиваются ключом на 10, а сама панель – крестовой отверткой

Осмотрите датчик и очистите его плотной тканью или самой тонкой наждачной бумагой. Закрутите на место и попробуйте запустить котёл.

Не помогло? Посмотрите через окошко, попадает ли пламя от запальника на кончик термопары. Если нет – подогните его, открутив панельку на 2 болтах, либо отрегулируйте пламя пилотной горелки, как мы описывали выше.

При наличии мультиметра можно самостоятельно проверить работоспособность термопары. Для этого нужно открутить оба её конца и вытащить деталь из котла. На том конце, который вкручивается в блок автоматики, вы увидите свинцовый наконечник, передающий заряд на газовый клапан. Очистите его до блеска.

Расположите датчик термопары так, чтобы на него попадал огонь от конфорки газовой плиты или таблетки сухого спирта. Замкните датчики мультиметра на свинцовый наконечник и на медную трубку термопары и измерьте напряжение. Если все в порядке – ищите неисправность дальше, а если проблема в термопаре – придется приобрести новую деталь.

Поломка #2 – датчик тяги работает некорректно

Датчик тяги устанавливается у основания дымохода и призван перекрыть подачу газа, отключив котёл, если продукты горения перестанут выводиться.

Датчик тяги в котле

Датчик тяги располагается под верхней крышкой котла – в той части, где продукты горения наиболее сконцентрированы перед удалением в дымоход

В противном случае возможно отравление жильцов дома угарным газом, поэтому эта система защиты в обязательном порядке присутствует во всех газовых котлах.

В энергонезависимых котлах марки Лемакс датчик подключается к переходнику, которым крепится термопара к газовому клапану. Если его цепь размыкается, электромагнитный клапан перекрывает подачу топлива, и котёл отключается.

Если конструкцией предусмотрен датчик перегрева, он также включен в эту цепь. Соответственно, с нерабочим датчиком запуск котла невозможен: подача газа будет осуществляться только при нажатой ручке или специальной кнопке.

Сам датчик выходит из строя редко, обычно проблемы вызваны плохими контактами и проводами. Первым делом отключите контакты и почистите их плотной тканью, растворителем или спиртом. Осмотрите на целостность провода и их изоляцию, при возможности – прозвоните мультиметром, если проводимость нарушена – замените.

Просушите очищенные контакты, вставьте их на место максимально плотно, провода к самому датчику можно припаять. Попробуйте запустить котёл.

Если ситуация не изменилась, попробуйте замкнуть контакты на переходнике к газовому клапану, обмотав их проволокой.

Подключение датчика тяги к клапану

Датчик тяги в котлах Лемакс подключается к переходнику между термопарой и газовым клапаном, в нижней части автоматики

Если это помогло, и котёл заработал – значит, проблема всё-таки в датчике тяги. Не оставляйте контакт замкнутым надолго – это угрожает вашей безопасности! Замените датчик или вызовите специалиста.

Поломка #3 – засорение форсунки

Бывает, что при попытке включения не загорается даже фитиль и не слышно шипения газа, то есть не происходит ничего. Такое поведение котла наверняка указывает на то, что засорился жиклер или инжектор запальной горелки.

Чтобы разобраться, как зажечь пилотную горелку газового котла Лемакс, отсоедините трубку, идущую к нему от блока автоматики. На панели у горелки трубка подачи газа – средняя из 3 подключений, для удобства можно предварительно открутить термопару.

Форсунка, подающая газ тонкой струйкой, может быть окончанием этой трубки или отдельной деталью. Прочистите зубочисткой отверстие жиклера и продуйте трубку, убедившись, что воздух проходит.

Снимите панель, на которой была закреплена трубка, открутив 2 винта по бокам. Вы увидите сеточку на трубке подачи газа – через неё забирается воздух для смешивания с газом.

Учитывая, что подача воздуха идёт снизу, вдоль пола, а возле котла любят греться домашние питомцы, эта сеточка может забиваться пылью и шерстью, которая не всегда выгорает. Продуйте эту сеточку – только без фанатизма.

Новая пилотная горелка Лемакс

При необходимости пилотную горелку можно заменить вместе с панелью – но лучше поручить это специалисту, который правильно выставит и настроит оборудование

Соберите всё в обратном порядке и попробуйте запустить котёл. Позитивный результат должен быть слышен сразу – это шипение газа, подающегося на запальник.

Поломка #4 – неполадки с пьезорозжигом

Пьезорозжиг позволяет зажечь котел без спичек, нажатием кнопки. Блок под кнопкой генерирует электрический импульс, который передаётся по проводу к свече и формирует искру на её конце.

Ломается автоматический розжиг котлов Лемакс довольно редко, но, если это случилось, нужно точно определить место поломки. Для этого отключите провода от свечи, расположенной возле запальника, и попробуйте нажать кнопку. Если слышен характерный щелчок, значит неисправен электрод, если же щелчков нет – блок под кнопкой.

Свечу можно попробовать зачистить от нагара, открутив панель с горелкой и термопарой. В случае необходимости, купите новую деталь и замените. Чтобы снять и заменить блок с кнопкой, достаточно снять крышку блока автоматики.

Поломка #5 – неисправен газовый клапан

Газовый клапан отвечает за подачу топлива к обеим горелкам, а также перекрывает газ в аварийных ситуациях. Снизу электромагнитный клапан управляется термопарой и датчиком тяги, а сверху напор регулируется термостатом типа баллон – сильфон.

Система многокомпонентная, а деталь, пожалуй, самая важная в котле, поэтому самостоятельно вмешиваться в его работу не рекомендуется.

Электромагнитный клапан котла

Электромагнитный газовый клапан открывается либо при нагреве термопары, либо механически – нажатием ручки или кнопки, в зависимости от модели автоматики котла

Услышав от специалиста о возможных проблемах с газовым клапаном, не спешите огорчаться: возможно, замена не потребуется. При длительной эксплуатации котла может выработаться смазка, а также потребоваться регулировка.

Самому можно добраться до  клапана, открутив переходник, в который крепится термопара, и вывернув сам клапан. Сделать это непросто – затягивается клапан очень туго, во избежание утечек.

Сверху разобрать блок управления SIT можно только с помощью специальной отвертки или ключа с головкой TORX Т-20. Прежде чем разбирать блок управления, обязательно отметьте положение всех ручек и регулировочных винтов.

Котел с электронным управлением

Линейка котлов Лемакс, которые подключаются к сети 220В, активно расширяется и сейчас включает настенные двухконтурные модели Prime, а также напольные Clever и Wise.

В отличие от импортных конкурентов, платы управления которых часто перегорают из-за перепадов в электросети, эти аппараты рассчитаны на работу в условиях российских сетей.

Настенный котел Лемакс разобранный

Настенные котлы, как правило, имеют встроенный циркуляционный насос, расширительный бак и значительно больше систем контроля и защиты

Однако, и такие модели иногда могут выйти из строя.

Для обеспечения безопасности, основные системы защиты по-прежнему механические:

  • термопара контролирует горение и перекрывает газ, если горелка потухла – ошибка Е1;
  • датчик тяги даёт сигнал на отключение, если продукты горения не отводятся – ошибка Е3;
  • мембранный газовый клапан перекроет подачу топлива, если его давление упадёт ниже критического, либо газ отключат в сети – ошибка Е1;
  • термостат перегрева контролирует температуру контура отопления, при перегреве отключает котел с ошибкой Е2.

Все эти системы устроены так же, как в котлах с механическим управлением, а их расположение зависит от модели. Поэтому повторно описывать проверку и ремонт каждого узла не будем, а найти их в своём котле вам поможет инструкция к нему.

Кроме того, котел с электронным управлением не запускается, если обнаружит неисправность любой своей платы или датчика, либо их неудовлетворительные показания – например, низкое давление воды или напряжение питания менее 170В.

Чтобы не пришлось перебирать весь котел, на расположение неисправности укажет код ошибки и его расшифровка в инструкции.

Для настройки и ремонта электронных элементов управления лучше обратитесь к специалисту, он может перепаять, перепрошить или заменить плату

Если котел вообще никак не реагирует на попытку включения, даже экран не загорается, вероятнее всего – проблема с электроснабжением. Как ни банально, проверьте, включена ли вилка в розетку, поднят ли автомат, есть ли вообще свет в доме.

Штекер из розетки мог выдернуть ребенок, а автомат мог отключиться от перепада напряжения, так что не пренебрегайте этим советом.

Если с электропитанием всё в норме, а дисплей котла не загорается, вызывайте сервисную службу для диагностики и ремонта или замены элементов электронного управления.

Выводы и полезное видео по теме

Подробно и наглядно рассказано, почему не загорается фитиль на котле с автоматикой EuroSIT 630, которой оборудованы многие модели Лемакс, описано в этом видео:

С котлом Лемакс, работающим под электронным управлением, можно познакомиться в следующем обзоре:

Теперь вы знаете, что делать, если однажды ваш газовый котел не запустится. Сохраняйте спокойствие и проверяйте всё шаг за шагом – и вам наверняка удастся восстановить отопление в доме.

А какая модель газового котла Лемакс установлена у вас? Случались ли проблемы с его запуском и как удалось решить проблему? Расскажите об этом другим посетителям нашего сайта – присоединяйтесь к обсуждению в комментариях.


Исходная статья