Окрашивание повышает эстетичность отопительных батарей и предохраняет их от коррозии. Правильно подобранная краска для радиаторов обеспечит долговечность обновления покрытия.
В этой статье рассмотрены требования к эмалям, перечислены плюсы и минусы различных красок. Дополнительно представлен обзор компаний, продукция которых продемонстрировала практическую износостойкость.
Можно ли красить батареи
С покраской старых добротных батарей из чугуна Возникновению трудностей нет места. Достаточно верно выбрать краску. С радиаторами из алюминия или нержавеющей стали картина меняется принципиально.
Сначала предметы покрывают порошковой краской на производстве с последующей термической обработкой. Надёжно применить новое покрытие ЛКМ в домашних условиях поверх такого заводского покрытия трудно.
Практически все производители отопительных приборов, кроме тех, что изготавливают из чугуна, считают самостоятельное окрашивание поверхности радиатора нарушением условий гарантийного обслуживания.
Повреждения и отслоения лакокрасочного слоя на новом радиаторе признаются производственным дефектом и требуют замены оборудования. Действует гарантийное обслуживание.

Высыхающие эмалевые краски образуют плотный и цельный слой на поверхности, непроницаемый для воздуха.
Остаток кислорода сквозь краску может привести к полному разрушению защиты металла от коррозии, что часто является главной целью окрашивания радиаторов.
В паспортах всех батарей отопления категорически запрещено закрашивать отверстие автоматического воздухоотводчика. Краска на этом участке не позволит спускать воздух из системы отопления по необходимости, поэтому нужно обращать на это внимание во время покраски.
Порошковые краски окрашивают как алюминий, так и нержавеющую сталь на заводах. После нанесения красок их запекают в специальных камерах при высокой температуре. Создание таких условий в домашних условиях невозможно.
Масляные и другие краски плохо крепятся на таких радиаторах. Из-за малой адгезии краски отходят от алюминиевых и стальных поверхностей.
Чтобы получить стойкое покрытие алюминия, нужно специализированное краскопультное оборудование, а также эпоксидные грунт и эмаль. Все это обойдется недешево.
Даже незначительное нарушение технологии обязательно вызовет отслаивание покрытия. Существует ещё вариант с анодным оксидированием, однако это снова технологически сложно и предполагает наличие специальных знаний.
При наличии опыта покраски автомобилей и подходящих материалов возможна самостоятельная покраска. алюминиевой батареи Если возможно исправить, то это стоит сделать, иначе лучше приобрести новый обогреватель или закрыть поврежденный декоративным покрытием.
Конвекторы с нанизанным на пару труб оребрением из стальных пластин («гребенкой») представляют отдельную категорию. Часто такие батареи устанавливались в панельных многоэтажках в 1970–80 годах. Красить ребра нельзя, так как это значительно снизит теплоотдачу.
Трубы посередине никак не почистить даже узкой кистью. Лучше оставить эти поверхности как есть.
На таких радиаторах есть заслонки и… декоративные экраны Из железа. Его можно и нужно красить для придания эстетичного вида. Здесь подойдут обычные термостойкие краски.
Требования к эмали
При выборе краски для отопительного радиатора дома важно обращать внимание на её термостойкость. Если на банке указано, что краска может использоваться при температурах ниже +80°С, то использовать её для окрашивания радиатора не следует.
Обычные краски не подходят для окрашивания нагревательных элементов отопительных систем, так как после включения отопления могут начать отслаиваться или желтеть.
Для покраски радиатора своими руками необходима краска, обладающая следующими свойствами:
- термостойкой — минимум +80°С, а лучше +100°С;
- влагостойкой и устойчивой к истиранию;
- нетоксичной;
- с высокой теплопроводностью;
- быстросохнущей.
Из-за недостатка опыта некоторые люди для аккумуляторных блоков используют обычную интерьерную краску, которая не устойчива к высоким температурам. При нагревании та краска может желтеть или приобретать другой цвет.
Причиной тому служит наличие в составе мела или полимеров, не предназначенных для высоких температур. Таким образом, как связующее вещество, так и красящее вещество должны обладать теплостойкостью.
Для покраски радиаторов используется два слоя краски. Быстрое высыхание каждого слоя сокращает время ожидания, пока радиатор станет готовым к использованию. Часто быстросохнущие лакокрасочные материалы отличаются сильным запахом.
Чтобы семья не подвергалась воздействию этого запаха, отопительный прибор часто снимают с труб и красят в другом месте.
При выборе между глянцевым и матовым вариантами необходимо помнить: на блестящей поверхности видны любые неровности. Для шершавых и бугристых чугунных батарей лучше выбирать краску с неярким оттенком, которая не будет давать бликов от света.
Поверхность чугунного радиатора может иметь потеки металла и вмятины, которые станут заметными при применении глянцевой эмали.
Слишком тщательно выравнивать поверхность чугунной батареи наждачкой перед покраской не нужно, чтобы не поребрить ребро радиатора и избежать появления утечки.
Выбор ЛКМ для радиатора отопления
С выбором параметров проблем нет. Осталось решить, какая краска подойдет для окрашивания батарей отопления в квартире или доме.
Количество видов ЛКМ велико, а на рынке представлено множество производителей эмалей.
Краски, стойкие к высоким температурам, применяемые для окрашивания чугунных радиаторов отопления, подразделяются на:
- Изготавливаются из растительных масел и оливкового масла.
- водоэмульсионными (акриловыми);
- алкидными.
Существуют ещё «серебрянка» и молотковая краска, каждая со своими преимуществами. Нужно обдумать выбор.
Вариант #1: масляные
Ранее масляные краски для окрашивания батарей были распространены. Их обычно производят на основе органических олиф и доступны по цене. После нанесения и высыхания на радиаторе создаётся покрытие, стойкое к высоким температурам, механическим повреждениям и влаге.
Использование масляных (оливных) красок имеет и недостатки.
- Неприятный запах Во время окрашивания и высыхания имеет место резкий запах.
- Недолговечность покрытия Батарею нужно будет перекрашивать раз в два-три года.
- Большая толщина лакокрасочного слоя — как следствие, снижение теплоотдачи радиатора.
- Длительность высыхания Температура внутри помещения влияет на время высыхания, которое может продлиться до двух суток.
- Вероятность образования потеков, особенно при несоблюдении технологии нанесения.
Если использовать для покрытия батареи не термостойкую, а обычную масляную краску, то во время отопительного сезона покрытие может разрушиться.
Лучше всего применять краски на основе олифы лишь при отсутствии альтернатив или для кратковременной (на один сезон) бюджетной отделки системы отопления.
Вариант #2: водно-дисперсные (водоэмульсионные)
Эти краски выпускаются на основе ПВА или полиакрилата. Радиаторы лучше красить красками на основе полиакрилатов. Краски на ПВА имеют низкую стойкость к влаге и предназначены только для окрашивания внутренних поверхностей стен и потолков.
ЛКМ не подойдут для металла, на который могут лежать мокрые варежки для просушивания. Такие покрытия сразу стерты с поверхности отопительного прибора.
Достоинства термостойких акриловых эмалей для радиаторов состоят в следующем.
- быстро высыхают;
- образуют долговечное покрытие;
- не имеют резкого запаха;
- устойчивы к истиранию.
Большинство водоэмульсионных красок продаются белого цвета. Для получения нужного оттенка в состав добавляют колеры. Получаемое покрытие похоже на пластик с лёгким блеском.
Его просто мыть, и оно не трескается.
Вариант #3: алкидные
Алкидные краски обладают наибольшей термостойкостью, стойкостью к воде и моющим средствам среди представленных вариантов. покраски батарей.
Большинство эмалей, продаваемых в магазинах, не подходят для радиаторов. При выборе термостойкой эмали нужно быть предельно внимательным.
Разновидности этой эмали зависят от растворителей и модифицирующих добавок.
Выделяют органическую и кремнийорганическую эмаль. Первая имеет резкий запах, а вторая — повышенную термостойкость.
Кремнийорганическую алкидную краску на основе полиорганосилоксановых полимеров используют для окрашивания батарей, печей, дымоходов, котлов и каминов. В её составе нет солей, которые при нагреве начинают кристаллизоваться, снижая прочность лакокрасочного слоя.
Эта эмаль устойчива к температурам до +600°С. Во время ее использования важно обеспечить хорошее проветривание комнаты. При высыхании эмаль выделяет вредные пары, поэтому окрашивать лучше на открытом воздухе.
Вариант #4: серебрянка
Если белый цвет не обязателен, можно использовать серебрянскую краску: алюминиевую пудру с растворителем и битумным лаком. Не стоит покупать готовые краски, например, БТ-177, потому что термостойкостью они не обладают.
Для получения наилучшего результата серебрянку рекомендуется приготовить самостоятельно, смешав порошок ПАП-1 с лаком БТ-577 в соответствующих пропорциях. Такая смесь дает краску, рассчитанную на температуры от 300 до 400°С.
Важно следовать указанному в инструкции соотношению компонентов при приготовлении смеси. Покрытие для батареи отопления прослужит долгое время.
Краткий обзор производителей
Предлагаются термостойкие лакокрасочные материалы для окрашивания систем отопления: как импортного, так и отечественного производства.
К числу главных производителей относятся:
- Скандинавскую TIKKURILA с серией «Termal».
- Немецкую DUFA сериями «Thermo» и «Aqua-Heizkorperlack».
- Российскую ТЕКС со специальной «эмалью для радиаторов».
- Польскую SNIEZKA.
- Словенскую BELINKA.
- Российскую ЛАКРА.
Представлено множество вариантов с разной стоимостью и составом, поэтому выбор большой. Выбирая грунтовку под краску, лучше предпочесть продукцию одного производителя. Не рекомендуется смешивать различные варианты подешевле.
В данном обзоре рассматриваются популярные термокраски, предназначенные для покраски радиаторов, металлических печей и других деталей системы отопления. этой статье.
Выводы и полезное видео по теме
Чтобы выбрать эмаль для окрашивания чугунного радиатора, нужно лишь внимательно изучить этикетку. В помощь — видеоматериалы, которые помогут разобраться с ассортиментом термостойких красок для радиаторов.
Как подобрать эмаль для радиаторов отопления?
Как окрашивать чугунные радиаторы?
Какую эмаль рекомендуется использовать для покраски батарей?
Радиатор отопления лучше красить специальной термостойкой эмалью, а не любой подходящей под руку краской.
Обычный лакокрасочный материал теряет свои свойства при нагревании радиатора. Важно убедиться, что состав покрытия не содержит мела, который желтеет от тепла.
Ищете хорошую краску для радиаторов отопления? Может быть у вас есть опыт использования термостойких эмалей? Пишите комментарии к статье, задавайте вопросы и присоединяйтесь к обсуждению.