Зачем устанавливать байпас в системе отопления?

В системе отопления современных домов через байпас устанавливают основные компоненты. Такое техническое решение упрощает обслуживание и ремонт подключенного к магистрали оборудования. Также оно увеличивает эффективность и экономичность обогрева, что весьма полезно.

Хотите установить байпас в системе отопления, но не уверены как это правильно выполнить? В статье рассмотрим назначение байпаса и важные детали его монтажа.

Фотографии и инструкции помогут установить байпас самостоятельно, даже если у вас нет опыта. Также предоставлены видеоролики, которые показывают каждый этап сборки обводного участка.

Что представляет собой байпас?

Байпас — трубопровод, пропускающий теплоноситель мимо части отопительной сети или параллельно ей.

В большинстве случаев на данном участке размещают различное оборудование. Одного конца обводной трубы присоединяют к патрубку подачи, другого – к патрубку отвода.

Между обходной линией и входом устройства устанавливается запорная арматура. Артутра Allows для полного перенаправления потока воды по другому пути или регулирования количества поступающей жидкости.

Чтобы полностью отключить оборудование, устанавливают кран на отводящем патрубке – между выходным отверстием прибора и байпасом.

Фото: img.freepik.com
В системах отопления из одного трубопровода первые байпасы предназначались для отключения радиаторов во время их замены или ремонта.
В самых простых трубичных системах байпас давал возможность вручную управлять температурой, уменьшая поток теплоносителя.
В современных сложных установках байпасы применяются для размещения трёх- и четырёхходовых кранов со встроенным сервоприводом, регулирующим количество и качество теплоносителя.
В системах отопления байпасы предназначены для размещения циркуляционных насосов, часто используемых в качестве резервных установок.
Для ремонта компонентов участок системы с системой безопасности могут оборудовать дублирующими каналами или специальными отрезками для перенаправления потока.
Отсекающие участки труб и байпасы могут быть расположены как по горизонтали, так и по вертикали.
Для установки циркуляционного насоса или устройства отопления доступен байпас заводского изготовления.
Собрать участок отсечки системы отопления можно своими руками из полипропиленовых труб и соответствующих фитингов.

Разновидности байпасов системы отопления

Запорную арматуру монтируют не только на входе и выходе трубопровода, но и на самой линии обхода.

По типу применяемых устройств выделяют три категории обходных труб.

  • нерегулируемые;
  • с ручным управлением;
  • автоматические.

Каждый вид обладает собственными особенностями строения и использования.

В самом простом варианте байпас — это трубка с двумя на каждой стороне отводами. Использовать такое устройство можно при присоединении радиаторов по однотрубной вертикальной системе отопления.

Вид #1 — нерегулируемый обводной патрубок

Неуправляемый байпас системы отопления — это обычная обводная труба без вспомогательных устройств.

Труба просвета всегда свободна, а движение жидкости по ней нерегулируемое. Такие байпасы чаще всего используют при присоединении радиаторов.

При создании системы отопления нужно учитывать направление движения жидкости – оно будет идти по самому легкому для нее пути.

Диаметр проходного сечения неизменного байпаса, смонтированного вертикально, не может превышать диаметр проходного сечения главной трубы. В противном случае силу тяжести движущийся в системе теплоноситель уйдет в расположенный ближе байпас.

Диаметр байпаса в вертикальной разводке должен быть на величину меньше диаметра главной трубы. При равных диаметрах большая часть теплоносителя будет проходить по обходному пути, минуя радиатор.

В горизонтальной разводке отопления Вступают в силу иные правила. Раскаленная масса поднимается вследствие низкой плотности.

Из-за этого байпас нижней разводки часто проектируют таким же диаметром, как и основная магистраль, а трубопровод к радиатору – меньшего диаметра.

Уменьшение диаметра трубы, ведущей к радиатору, повышает давление и помогает теплоносителю циркулировать равномернее в системе отопления.

Вид #2 — управляемый вручную байпас

Ручной байпас — это обходной патрубок с шаровым краном. Такой кран наилучшим образом подходит для обходных путей, потому что при открытии не сужает внутреннее сечение трубопровода.

Вследствие этого данный элемент не повышает гидродинамическое сопротивление потоку жидкости.

Запорное устройство дает возможность контролировать объем жидкости, проходимой через обвод. Закрытие крана полностью перенаправляет поток по основному маршруту.

Если рабочие части шаровых кранов склонны сращиваться при длительном бездействии, то такую конструкцию необходимо периодически вращать, независимо от потребности.

Установка байпаса с краном допустима только в индивидуальной системе отопления частного жилья.
Запорное устройство на обводной перемычке в многоквартирных домах применять запрещено, так как можно случайно прервать подачу теплоносителя другим жильцам.

Область использования ручных регуляторов байпаса в системах отопления – подключение радиаторов Главная труба и присоединение гидронасосов.

Вид #3 — автоматический вариант байпаса

Автоматический байпас монтируется на трубопроводе насоса системы отопления с естественной циркуляцией. В этом участке теплоноситель может перемещаться по контуру без насоса.

Электрический нагнетатель монтируется в систему для повышения скорости потока жидкости, уменьшая теплопотери, обеспечивая равномерный нагрев помещений и повышая эффективность работы системы.

В системе насосной обвязки при работе насоса поток теплоносителя направляется через агрегат, байпас закрыт.

При остановке насоса из-за неисправности или отсутствия электропитания теплоноситель движется по байпасу. Неработающая крыльчатка устройства сужает или полностью перегораживает поток.

Существуют два вида автоматических байпасов:

  • клапанный;
  • инжекционный.

В первом варианте устанавливают обратный шаровой клапан в обходной патрубок. Такое устройство обеспечивает минимальное гидродинамическое сопротивление и почти не мешает течению жидкости при естественном перемещении.

Включение насоса повышает скорость течения жидкости. Теплоноситель из трубопровода, выходящего из системы, по магистрали направляется в обе стороны.

Далее по периметру ему легко передвигаться, но при обратном перемещении сталкивается с обратный клапан.

Из-за большего давления в выходном патрубке шарик прижимается к седлу клапана и закрывает проход трубы.

При работающем насосе гидроприводное давление сжимает шарик клапана, закрывая прямой путь. После остановки насоса давление в системе действия тяжести открывает клапан, и вода течет по обходу.

Клапанной байпас подвержен влиянию чистоты воды. Загрязнения – хлопья накипи, ржавчина, окалины – могут привести к неисправности.

Инжекционный байпас функционирует по аналогии с гидроэлеватором. В главную магистраль большой протяженности встраивается насосное устройство, размещенное на трубопроводе меньшего диаметра. При этом входной и выходной патрубки имеют внутреннее продолжение внутри магистрали.

После запуска насоса поток частично направляется в диффузор входного патрубка, где проходит через агрегат и набирает скорость.

Патрубок выходного отвода сужается, образуя сопло для выброса жидкости из системы с высокой скоростью под давлением.

За выходным патрубком, в направлении движения теплоносителя по магистрали, формируется зона пониженного давления. Это приводит к затягиванию жидкости из байпаса. Вырывающаяся струя под давлением переносит окружающему пространству кинетическую энергию.

Поток ускоренно движется по магистрали, направленное движение жидкости предотвращает обратный поток.

При неисправности насоса теплоноситель движется по байпасу естественным путём.

Энергия струи воды сообщает движение теплоносителю магистрали с инжекционным байпасом. Такое устройство устойчиво к небольшому загрязнению теплоносителя, так как не содержит приборов с точно подогнанными деталями (шарик-седло).

Назначение обводного трубопровода

Байпасный участок обеспечивает непрерывность движения теплоносителя по трубопроводу при неисправности оборудования или отсутствии электроэнергии.

Ввод и выход любого прибора, соединенного через байпас, можно закрыть двумя кранами. В результате весь поток теплоносителя будет идти по обходной трубе.

Отключенный от трубопровода прибор легко ремонтируют или проводят с ним профилактику. Его можно полностью демонтировать и заменить на новый без остановки работы системы и слива теплоносителя.

При индивидуальном отоплении байпас используют в таких ситуациях:

  1. Врезка радиаторов в однотрубную магистраль;
  2. Обвязка [link_webnavoz]циркуляционного насоса;
  3. Подключение распределительного коллектора при устройстве водяных теплых полов;
  4. Встроенная система обогрева с твердотопливным котлом.

Особенности байпасного подключения зависят от сферы его использования.

Классический способ подключения циркуляционного насоса предусматривает байпас, входящий в основную магистраль. В него устанавливают запорный кран, позволяющий направлять весь поток теплоносителя через насос и предотвращать обратное движение.

Ситуация #1 — для радиатора отопления

Подключение радиаторов по байпасу выполняют лишь при… однотрубной системе.

Для двухтрубной системы и коллекторной разводки Установка обводных патрубков бессмысленна. Отопительные батареи подсоединены параллельно, и каждая получает воду той же температуры напрямую от подающей магистрали.

Если один обогревательный контур выходит из строя, а есть запорные краны, то остальные части системы продолжают работать.

В системе с одной трубой вода охлаждается по мере движения по контуру из-за последовательного соединения отопительных элементов.

В однотрубной системе без байпасов первый радиатор получает больше всего тепла и сильно греется, а к последнему подаётся едва тёплая вода.

Перемычка рядом с каждым радиатором раздваивает поток подающей и обратной воды.

Проходя по периметру и сохраняя температуру, поток поступает к выходу, где соединяется с теплым потоком от батареи отопления. Это позволяет передать достаточно тепловой энергии всем радиаторам, расположенным в конце цепи.

Байпас в однотрубной системе отопления позволяет отремонтировать радиатор и сохраняет часть тепла в основном потоке для более равномерного его распределения по всем отопительным приборам.

Ситуация #2 — при подключении насоса

Включение циркуляционного насоса через байпас целесообразно лишь в системе, спроектированной для естественного движения воды.

Для обеспечения надлежащего функционирования системы необходимо установить разгонный коллектор, выполнить требуемые наклоны и использовать трубы с достаточными диаметрами. Циркуляционный насос повысит эффективность магистрали.

Если система отопления с самого начала проектировалась как принудительная, то при отсутствии электроснабжения или неисправности насоса её работа станет невозможной.

Без насоса теплоноситель не будет циркулировать. В подобных магистралях насос монтируют прямо, без байпаса.

Подключение насоса через обвод предполагает риск образования противотока в байпасе и формирования замкнутого цикла циркуляции по маршруту байпас-насос.

В обходном патрубке требуется установить запорную арматуру: шаровой кран или обратный клапан.

Работающий насос полностью перекрывает просвет байпасной трубы: клапан автоматически, кран – вручную. При остановке насоса байпас открывается, и начинается конвекционное движение теплоносителя.

Исключение составляет инжекторный байпас, чья конструкция и работа препятствуют обратимому потоку жидкости.

Можно установить байпасное подключение гидронасоса своими силами или купить готовую насосную группу.

Монтаж водяных тёплых полов, ситуация #3.

Линия обвода при установке теплых полов входит в состав смесительного узла и всегда активна. Без неё нагревательный пол не будет работать должным образом.

Температура воды в подающей магистрали может достигать 80°С, а в контуре теплого пола не должна превышать 45°С. Для приготовления теплоносителя применяется смесительный узел с трехходовым клапаном, который пропускает лишь нужное количество горячей воды.

Поток идёт по обходу, соединяется с водой, отходящей от коллектора, и движется по трубопроводу к котлу.

Клапан, установлен перед коллектором, пропускает нужное количество теплоносителя для нагревания воды в теплых полах до комфортного значения. Лишняя горячая жидкость возвращается в магистраль по обводу.

Ситуация #4 — в магистрали с твердотопливным котлом

Байпас в обвязке твердотопливного котла создает малый контур циркуляции теплоносителя. Обвод подсоединяют к трубопроводу подающего горячего теплоносителя с одной стороны, и к установленному на обратке трехходовому клапану с другой.

Клапан соединяет прошедшую через радиаторы охлажденную воду с нагретым теплоносителем из обходного контура. В котел подается жидкость температуры минимум 50 градусов Цельсия.

При работе твердотопливного котла требуется обвязка, которая защищает его от образования конденсата на стальных стенках топки при поступлении холодной воды. Конденсат вызывает коррозию и ускоряет выход нагревательного агрегата из строя.

Для работы твердотопливного котла создаётся небольшой контур циркуляции. Отводящая ветвь здесь имеет решающее значение.

Горячей водой через байпасный обводной участок нагревается жидкость, подаваемая из системы, до температуры, предотвращающей образование конденсата и коррозии внутри котла.

Ситуация #5 — при монтаже обводных труб

Установка обходных линий различного типа в системе отопления требует определённого подхода.

При подключении радиаторов:

  • Диаметр трубы, обходящей главный трубопровод, должен быть на величину меньшим, чем диаметр самого трубопровода.
  • Установка перемычки должна быть максимально близкой к радиатору.
  • Установка крана на байпас в многоквартирных домах запрещена.

Установка обхода радиатора возможна как при создании новой системы отопления, так и при ее модернизации.
Для этого требуется подготовка шлангов нужных диаметров, двух тройников и запорной арматуры.

На входе монтируют одно из представленных устройств.

  • шаровой кранкоторый не препятствует потоку и пропускает всё текущее.
  • вентиль – для ручной регулировки объема теплоносителя;
  • Соединение шарового крана с автоматическим терморегулятором. Поток воды к радиатору автоматизирован.

В выходные на патрубок ставят краны — шаровые или запорные.

Элементы скрепляют сваркой или резьбой. Необходимо гарантировать герметичность состыков, провести испытания после сборки и исключить утечки.

Радиатор нагревается лучше всего при таком условии: диаметр патрубков радиатора на один размер меньше, чем у основной линии, а диаметр байпаса — на один размер меньше, чем у патрубков. Уменьшение сечения подводящих частей повышает гидравлическое давление и способствует более полному прогреву теплоотдающего устройства.

При установке насоса байпас обычно входит в состав главной магистрали. Так как он поддерживает движение теплоносителя при естественной циркуляции, нельзя уменьшать его сечение.

Установка насоса осуществляется на обходной трубе, диаметр которой не превосходит диаметр основной магистрали. установки циркуляционного насоса рассмотрены в другой нашей статье.

Для упрощения установки можно купить готовый насосны́й узел нужного размера и компоновки.

Изготовить развязку перекачивающего агрегата своими руками можно, придерживаясь определенных правил.

Ось крыльчатки насоса должна быть горизонтальной, а крышка клеммной коробки направлена вверх.

Это обеспечивает свободный доступ к клеммам для подключения питания и предотвращает попадание жидкости на них в случае протечек.

В байпасную линию устанавливают качественный обратный клапан или шаровой кран для полного пропуска потока через насос и предотвращения обратного движения жидкости по обходу.

При самостоятельном монтаже насосной развязки необходимо правильно разместить все детали. Для удобства монтажа применяются накидные гайки – американки. Данные фитинги гарантируют надежное и герметичное соединение элементов, а также простоту их разборки и сборки.

Выводы и полезное видео по теме

Неправильная установка обводной линии радиатора, результатом чего становится недостаточное нагревание охлаждающей системы.

Установка запорного крана на байпасе радиатора в многоквартирном доме недопустима.

Как смонтировать обводную трубу с насосом для удобного разборки и обслуживания установленного устройства?

Простое инженерное решение, байпас, повышает эффективность системы отопления и создает комфортный температурный режим во всех комнатах. .

Отказ отдельных частей системы отопления или электроэнергии не создаст серьёзных сложностей. Циркуляция теплоносителя сохранится, и в доме будет тепло.

Вы занимаетесь самодельным монтажом байпаса и хотите узнать что-то большее? Свои вопросы можно задать в комментариях к статье.

Есть ли у вас положительный опыт сборки? Поделитесь им, возможно, это поможет домашним мастерам избежать ошибок.