Канализационные люки на входном отверстии коллекторного колодца обеспечивают безопасность, защищая от падения людей и животных в шахту, а также от попадания в нишу колес транспорта. Глубина технических колодцев дождевой канализации по отдельным проектам может достигать 6 метров. На дне подземного сооружения находятся металлические элементы арматуры.
Виды канализационных люков
Конструкции люков для водостоков имеют специфические формы, исключающие попадание посторонних предметов и мусора. Производители преимущественно изготавливают круглые канализационные люки, реже – квадратные и другие модели. Внешняя структура чаще выпуклая, но встречаются и плоские варианты.

Круглые люки
Классический тип эффективен для большинства шахт, имеющих цилиндрические горловины. К плюсам круглых форм относятся:
- Надежно крепится и не проваливается вовнутрь в любых положениях, обеспечивая минимальный люфт при закрывании.
- Благодаря равномерному распределению нагрузки по всей площади уменьшается вероятность повреждения отдельных частей.
- Компактные размеры и отсутствие острых углов упрощают транспортировку.
Отличаются функциональные круглые канализационные люки Эти модели расходуют до 40% меньше сырья по сравнению с изделиями такого же размера, имеющими другую форму.
Оригинальные формы
Люки квадратной и прямоугольной формы чаще всего применяются в ливневках. Размеры сторон обычно равны 300-800 мм. Такие изделия не подходят для размещения на проезжей части с большим трафиком.
В американских городах распространили применение треугольной формы для увода дождевых вод. Цель заключалась в удобном обозначении направления стока. Однако треугольные модели не отвечали требованиям безопасности и были заменены стандартными формами.
Овальные и другие канализационные люки сложной формы производят малыми партиями. Проекты для массового строительства не используют такие изделия. Заказы на штучные товары поступают по дизайнерским решениям: они придают территории уникальный запоминающийся вид. Некоторые эксклюзивные изделия украшают декоративной маркировкой, привлекающей коллекционеров.
Функциональные детали
Очертание крышек препятствует накапливанию осадков, которые при обледенении могут повредить устройство. Рифлёная поверхность повышает сцепление колёс транспортных средств и обуви людей.
Параметры канализационных люков подразделяются на стандартные и специальные. Специальные люки дополнительно оснащены определёнными элементами и приспособлениями. Некоторые специфические конструкции могут иметь:
- Устройства для крепления, используемые при подъем крышек грузоподъемными механизмами.
- На поверхности проделываются углубления, которые затем заполняются полимерными или бетонными материалами для увеличения веса.
- Механизмы, ограждающие колодцы от незаконного доступа и похищения крышек.
В ливневой канализации используют конструкции с двумя крышками: верхняя, более тяжелая, защищает инженерную систему, а нижняя имеет затворные механизмы с надежной фиксацией. Повышенный вес верхней крышки нужен для того чтобы предотвратить самопроизвольное открывание люков на проезжей части.
Состав материала
Производители создают прочные канализационные люки для различных участков сточных систем. При выборе материала учитывается назначение конструкции. Крышки маркируются согласно уровню допустимого давления.
- Л, ЛМ (A15) — лёгкие и малогабаритные конструкции весом от 15 до 60 кг. Выдерживают нагрузку до 1,5 т. Устанавливаются в скверах, парках, дворах. Имеют низкую цену.
- Модели С (B125) имеют среднюю массу, составляющую 60-80 кг. Максимально выдерживают нагрузку до 12,5 тонн. Используются на производственных и городских территориях, а также на дорогах с небольшим движением.
- Т (C250) – конструкции с массой 80–120 килограмм, предназначенные для нагрузки до 25 тонн. Устанавливают их на промышленных площадях и стоянках грузовых автомобилей.
- Тяжёлые магистральные опоры марки D400 весят не более 140 килограммов и рассчитаны на нагрузку в 40 тонн. Их устанавливают в районах с интенсивным движением грузовых автомобилей.
- СТ (E600) — сверхтяжёлые опоры, вес которых начинается от 150 килограммов. Максимальная нагрузка составляет 60 тонн. Устанавливаются на автомагистралях, АЗС и терминалах.
- Тип СТ (F900) — супертяжелые, масса свыше 150 килограммов. Применяются на аэродромах и причалах с очень большой нагрузкой до 90 тонн.
Изделия из различных материалов различаются стоимостью, характеристиками и назначением. Чугунная конструкция универсальна и подходит для монтажа крышек в городских и сельских районах.
Высокопрочные чугунные
Крышки изготавливаются из серого чугуна марки СЧ20. Сплав железа с углеродом содержит графит. Продукция высокого качества выдерживает нагрузку весом до 90 тонн.
Преимущества чугунных канализационных люков:
- Износостойкость, жизненный цикл от 50 до свыше 100 лет.
- стойкость к высоким температурным перепадам от -50 ºС до +90 ºС;
- Инертность по отношению к агрессивным реагентам, солям и кислотам.
Изделия отличаются широким выбором весовых категорий. Износостойкие чугунные модели изготавливают чаще всего средних, тяжелых и супертяжелых типов. Их вес находится в пределах от 15 до 150 кг, а диапазон диаметров – от 380 до 810 мм.
Чугунные плавающее люки монтируются не на горловину колодца, а прямо на дорогу. Такой способ установки увеличивает срок службы инженерных систем за счёт отсутствия просадки дорожного покрытия над колодцем. Плавающие канализационные люки состоят из корпуса, крышки и ремонтной вставки.
Пластиковые люки
Легкие изделия используют в местах с малой нагрузкой, их срок службы превышает 20 лет. По остальным показателям они не уступают чугунным: экологичные и устойчивые к перепадам температур от -40 °С до +40 °С.
Изготавливают пластиковые крышки из безопасного вторичного сырья, не выделяющего вредных веществ. Рекомендованы к установке возле жилых построек. Пластиковые модели отличаются от чугунных:
- низкой себестоимостью;
- малым весом в диапазоне 10-30 кг;
- невозможностью высечения искры.
Разнообразие дизайна пластиковых канализационных люков позволяет легко вписать их в ландшафтную композицию парковой зоны, коттеджного поселка. Крышки из пластика не воруют для сдачи в металлолом, поэтому не требуют дорогостоящих антивандальных замков.
Полимерно-песчаные
Технологии позволяют создавать долговечные канализационные люки с современным дизайном. Модели из полимера и песка производятся литьем с последующим обработкой горячим прессованием. Вес таких изделий составляет 40-50 килограммов. В их изготовлении применяют следующие компоненты:
- песок разных фракций;
- стойкие промышленные красители;
- полимерные термопластичные элементы.
Использование пластиковых бутылок и других отходов как синтетического сырья существенно снижает себестоимость производства. Полимерно-песчаные люки служат около 30-50 лет. После окончания срока службы крышки можно сдавать на вторичную переработку.
Полимерно-песчаные модели выпускаются популярными размерами: 750×90 по корпусу, 690×55 по крышке. Длина диагонали и высота измеряются в мм. Такие параметры подходят для ливневых подземных сооружений.
Люки для канализации, выдерживающие нагрузку 1,5-12,5 т, устанавливают в местах с малой и средней интенсивностью движения, на стоянках автотранспорта, в пешеходных зонах. Монтаж легких изделий не требует привлечения спецтехники, дополнительной рабочей силы.
Полимерно-композитные
Недорогие и прочные изделия изготавливаются методом горячего прессования при 100°C. В состав материала входят полиэфирные смолы, стекловолокно, кальцит, наполнители и красители. Материал дешевле чугуна, но дороже пластика.
Основные достоинства полимерно-композитных изделий:
- оптимальный вес – от категории Л до ТМ;
- устойчивы к ультрафиолету, трудногорючие;
- зимой не примерзают к горловинам;
- выдерживают перепады от -60 ºС до +60 ºС.
Полимерно-композитные канализационные люки весят не более 45 килограммов. Их применяют там, где неприемлемы все материалы кроме чугуна. Выдерживают высокие механические нагрузки на внутригородских дорогах, площадях и проезжих частях дворов. Средний срок эксплуатации полимерно-композитных моделей – 40-50 лет.
Нормативные документы
Разработка и установка сточных систем проектируются с учетом норм строительства и санитарии. Документация определяет передовые инженерные решения, конструкции люков промышленного производства и новые методы монтажных работ.
При возведении ливневой канализации можно применять типовые проекты с внесением изменений, учитывающих особенности участка. При большой площади стока воды целесообразно предусмотреть дополнительные колодцы для очистки. В проект следует включить защитные решетки для улавливания крупного мусора.
Требования к люкам
Стандарты устанавливают назначение и методы изготовления канализационных люков из различных материалов. ГОСТ 3634-2019 определяет технические характеристики изделий, включая требования к изготовлению люков, дождеприемников и коверов для ливневой канализации.
В данном стандарте прописана маркировка, обозначающая назначение инженерных сетей.
- К − канализация промышленного и бытового назначения;
- Д − канализация отвода дождевых и талых вод.
Помимо двух основных отметок имеются знаки на крышках для особых связей.
- крышки для водоснабжения маркируются буквой В;
- гидрант и пожарный водопровод − Г;
- газовая магистраль − ГС;
- теплосеть − ТС;
- телефонная сеть − ГТС.
При изготовлении канализационных люков производитель обязан указывать свою марку и год выпуска. Обозначения выполняются любым шрифтом на верхней поверхности крышек. Колеса автомобилей не должны проскальзывать по рисунку и маркировке на люке в любую погоду.
К каждому люку или партии производитель прилагает паспорт, содержащий дату проведения технического контроля.
Технология монтажа
Строительство ревизионных колодцев с люками предусмотрено на каждой ветке ливневой канализации согласно документам СП 32.13330.2018 и СНиП 2.04.03-85.
Для сбора воды с приемников на придомовой территории необходим дополнительный колодец. Кольцу строится и оборудуется вдоль дорог и площадок. На бетонную плиту или прочную кирпичную кладку устанавливается чугунный люк.
Установка пластикового люка
Установка монтажных люков осуществляется таким же образом, как монтаж инженерных систем обычной канализации. Люк любого вида состоит из крышки и опалубки, которую иногда называют обечайкой.
- Устанавливают опалубку на горловине колодца, следуя уровню, чтобы избежать деформаций при эксплуатации. Для крепления применяют специальные отверстия в опалубке пластиковых канализационных люков.
- Заливку цементного раствора часто проводят с применением армирования или упоров для предотвращения попадания густой смеси внутрь колодца. В качестве меры предосторожности иногда используют установленную в отверстие автокамеру.
- Установка крышки люка выполняется путем вставки её в предусмотренные пазы опалубки после того, как раствор высохнет и будет удалено удерживающее приспособление или автомобильная камера.
- Люк с выступами над поверхностью горловины колодца следует оборудовать отмосткой. Выемку грунта производят в метре-полтора метра от крышки. Полученное углубление засыпают песком и утрамбовывают. Верх отмостки заливается бетоном. В зелёных зонах люки канализации декорируются искусственными камнями или другими способами.
Монтаж дорожных люков
В проектах строительства дорог учитываются модели с точной геометрией. Место установки люка должно обеспечивать давление на опорную плиту не более 7,5 Мпа. При монтаже на выровненную плиту корректировка уровня люка по отношению к дорожному покрытию не требуется. Устройство, установленное таким образом, прослужит много лет без замены.
Во время ремонта с добавлением слоя дорожного полотна устанавливают опорное кольцо между перекрытием и канализационным люком. Элемент повышает уровень люка и снижает нагрузку на плиту перекрытия. Опорное кольцо сокращает удельную нагрузку более чем в 10 раз.
Критерии выбора модели
Для установки рядом с домами на улицах с небольшим трафиком оптимальны канализационные люки из полимерных материалов, так как они не создают шума от проезжающих автомобилей.
При выборе любого изделия важно принимать во внимание климат и нагрузку. Правильно выбранная и установленная модель прослужит много лет. Нужно руководствоваться информацией из нормативных документов.