Стремление совместить удобства городской жизни с отдыхом на даче побуждает многих домовладельцев обустраивать водопровод на своих участках. Однако эффективная работа водопровода требует также наличия канализационной системы.
Самостоятельно из подручных материалов можно построить автономную канализацию. Популярным вариантом является сливная яма из покрышек для сбора и фильтрации стоков. Устройство и монтаж конструкции просты, но эффективность и безопасность эксплуатации системы зависят от точного соблюдения технологических норм.
Этот материал поможет выбрать подходящее место для выгребной ямы и расскажет о важных моментах при этом. Здесь также найдете пошаговую инструкцию по строительству выгребной ямы из автомобильных шин, схемы обустройства и видеоролики с советами специалистов по сооружению сливных ям.
Устройство и принцип действия отстойника
Выгребная яма – простейший вариант обустройства автономной канализацииБлагодаря высокой эффективности современных септиков и очистных сооружений использование сливных сборников в частных домах и коттеджных поселках уменьшилось. Тем не менее, многие дачники всё ещё предпочитают этот способ сброса сточных вод.
Самая доступная и простая система локальной канализации использует старые покрышки от автомобилей. В таком варианте стенки приемной емкости усиливают резиновыми шинами, а дна у нее нет.

Дренажный слой из щебня и песка служит основой поглощающего варианта, иначе говоря, фильтрационного. Прочность конструкции обеспечивается весом покрышек, земляного слоя и собранных сточных вод.
Принцип работы поглощающей ямы:
- В емкость по трубам направляется сточная жидкость.
- Твердые, тяжёлые осадки скапливаются на поверхности гравийной «подушки».
- Вода, подвергнутая предварительной очистке, проникает через дренажный слой и уходит в землю.
- Накопленный ил периодически откачивается из резервуара.
Чтобы улучшить работу фильтра и быстрее отводить воду из емкости из покрышек, внутрь ее ставят полый трубу с отверстиями.
Целесообразность сливного сборника из автопокрышек
При проектировании выгребной ямы из автомобильных шин нужно учесть характеристики устройства, её работоспособность, а также возможные нагрузки на систему водоотведения.
Основные доводы за строительство колодца из резиновых материалов.
- Низкая стоимость. Старые покрышки можно получить безвозмездно на автосервисах или предприятиях автотранспорта, где их много для утилизации. В крайнем случае, изношенную резину автомобильных шин можно купить за небольшую сумму на барахолке. Главный расход – организация трубопровода.
- Простота монтажа. Установка сливного резервуара доступна для выполнения одним человеком.
Из-за стойкости к коррозии резина обеспечит долговечность ямы дольше, чем постройка из металлических бочек. Срок службы обычно составляет 10-12 лет.
Недостатками кустарного сооружения для очистки канализационных стоков являются факторы, которые сужают сферы его использования.
- Низкая производительность. И даже покрышки больших размеров не обеспечивают необходимого объема для сбора и удаления сточных вод. Погребная яма из шин будет достаточна для семьи из двух или трёх человек.
- Промерзание системы. При сильных морозах резина может деформироваться даже с использованием теплоизоляции, что грозит замерзанием сточных труб и нарушением работы канализации.
- Неприятный запах. Иногда из выгребной ямы распространяется запах отходов. Чтобы решить эту проблему, устанавливают вытяжную вентиляционную трубу и закрывают люк плотной крышкой.
- Ограниченность использования. Очистка стоков поглощающей ямой составляет 40 %, что недостаточно для безопасного отведения в грунт. В сливную яму из покрышек не следует сбрасывать сильно загрязненную жидкость и фекальные массы, чтобы не нарушить экологическое равновесие.
- Недостаточная герметичность. Полная непроницаемость стыков покрышек достичь достаточно сложно. При смещениях грунта и после очисток велик риск утечки – примеси просачиваются в землю.
Потеря герметичности является наиболее распространенной причиной неисправностей в работе канализации.
Решить проблему можно, отремонтировав конструкцию после очистки или полностью демонтировав резиновый колодец, а затем построит траншею из новых покрышек.
Построить поглощающий колодец из покрышек следует при соблюдении этих условий.
- Объем сточных вод составляет не более одного кубометра в сутки.
- Глубина залегания грунтовых вод на участке составляет 2 метра.
- Для выгребной ямы без дна желательны лёгкие и хорошо дренируемые грунты (песок, супесь). На тяжёлых грунтах (глина) вода может застаиваться.
Строительство ямы может быть полезным на дачном участке, в сауне или бане с кратковременной эксплуатацией.
Выбор места под сливную яму
При возведении смотровой ямы следует руководствоваться нормами, указанными в… СанПиН 42-128-4690-88Документ устанавливает точные пределы прокладки канализации на территории участка.
Дополнительные, однако столь же важные, ограничения расстояния от бака для сточных вод.
- Расстояние до водопроводных труб зависит от направления движения грунтовых вод. Его можно приблизительно определить по уклону рельефа. При движении воды от сливной ямы минимальное расстояние между трубами и ямой должно составлять не менее 40 метров, в обратном случае – не меньше 25 метров.
- До ближайшей колодца или скважины с питьевой водой необходимо расстояние не менее 50 метров. В некоторых случаях, по решению санэпидслужбы, это расстояние можно сократить до 30 метров.
- Расстояние до открытого водоема – минимум 30 м.
- Между деревьями, кустарниками и выгребной ямой расстояние — четыре метра. То же самое расстояние применимо к проезжей части.
- Очистная установка расположена примерно в трех метрах от прилегающего участка.
Лучше всего располагать выгребную яму в углублении участка вдоль направления движения грунтовых вод. Для уменьшения риска проникновения в дом неприятных запахов резервуар для стоков размещают по ветровой стороне, вдали от жилья.
Во время проектирования системы нужно предусмотреть свободный подход чистящей техники к септик-танку.
Технология сооружения выгребной ямы из шин
Инструктаж, как сделать сливную яму с дренажной скважиной из старых шин, представлен ниже.
Сооружение сливной конструкции из использованной авторезины подразумевает выполнение ряда привычных шагов.
Первый этап. Определение объёма накопителя для сточных вод.
Главным этапом строительства автономной канализации из автопокрышек является определение размера накопительного бака, что поможет рассчитать количество и размеры необходимых покрышек. Размер резервуара обусловлен числом проживающих в доме человек.
В день взрослый человек расходует примерно 170-200 литров воды на различные нужды: купание, стирку, готовку и т.д. Семья из трех человек потребляет около 600 литров (0,6 кубических метров) воды в сутки.
Полученное значение (0,6 куб. м) умножается на три. Объем резервуара должен составить 1,8 куб. м. Для точности расчетов необходимо учесть тип грунта. При обустройстве выгребной ямы на пористом субстрате объем «резинового» бака можно уменьшить на 20%. В случае плотного грунта – увеличить на 10%.
Чтобы вычислить количество шин, нужно выяснить объем одной покрышки. Это просто: достаточно знать диаметр и высоту автомобильной покрышки.
Этап #2. Подготовка материалов и инструментов
Для возведения поглощающей ямы и организации к ней коммуникаций понадобится инструмент и стройматериалы. Земляные работы проводятся разными видами лопат.
Совковая лопатаИзогнутый черпак позволяет легко подбирать и вынимать землю из канавы.
Если металл лопаты искривился, его можно укрепить дополнительными бортами.
Штыковая лопатаПредпочтительно использовать инструмент средней длины (1,5 метра) для начала земляных работ.
«Землекоп»Лопата-рыхлитель с длинной ручкой по устройству похожа на двойные вилы. Ею разрыхляют плотные слои почвы.
Ориентировочный список материалов:
- ПокрышкиДля создания опоры подойдут шины от тракторов, грузовиков или легковых машин. При высоком уровне грунтовых вод эффективнее использовать крупные по размеру шины, что позволит обеспечить необходимый объем без необходимости глубокого заложения в грунт.
- Щебень, гравий и песок. Для обустройства фильтрующего дна башни необходимы материалы из автопокрышек.
- Трубы канализацииДля монтажа трубопровода можно использовать двухслойные трубы из полиэтилена или пропилена диаметром 110 миллиметров. Помимо труб потребуется купить гофры, тройники, заглушки и фитинги.
- Крышка. Подойдет пластиковая утепленная модель канализационного люкаРазмер диаметра определяется по величине смотровой ямы.
- Пленочная гидроизоляция и бетонный раствор. Для герметизации резервуара необходимо ма terial’nye для обработки: раствором заделывают внешние трещины «пирамиды», а внутреннюю поверхность стенок выстилают пленкой.
- Пластиковая или бетонная трубаПроникает в дренажную подушку и действует как фильтр.
Для монтажа потребуются: резак или электролобзик, рулетка, строительный уровень, садовый бур, лестница, ведро и веревка.
Этап #3. Вывод канализационной трубы
Установка локальной очистной системы начинается с создания выносного выпуска. Затем собирают стояк внутри дома, присоединяют тройники и трубы для отведения стоков. В старых зданиях выпуск канализационных труб может проходить через подвальное помещение или погреб.
Без предварительно проведённого выпускного канала в новом доме потребуется разобрать пол и сделать отверстие в основании.
Трубопровод на выходе из дома должен иметь глубину не менее 60 сантиметров, оптимально – 1 метр. При меньшей, чем 90 сантиметров, глубине траншеи трубопровод необходимо утеплить. Подробнее о глубине залегания канализационных труб см. далее. далее.
Этап #4. Земельные работы
Для разметки границ котлована применяют покрышку. Покрышку кладут на место и по окружности выставляют колышки. Для удобного размещения покрышки в котловане ее диаметр увеличивают на 20-40 см.
Сначала землю проще выкапывать штыковой лопатой. Верхний плодородный слой почвы (первые 50 см) можно равномерно разнести по огороду, более глубокие слои пригодится для обратной засыпки.
Рыть глубокий котлован проще с помощью лопаты длинной ручкой: уплотненный грунт разрыхляется «землекопом», затем собирается совковой лопатой и загружается в ведра. Для перемещения наполненных емкостей в канаву и на поверхность устанавливается лестница.
Вместе работая можно ускорить процесс копки и построить простой подъемник — прикрепить к ведрам веревку.
Для безопасности при проведении земляных работ на глубине необходимо иметь помощника. Один человек копает, а второй находится сверху и следит за безопасностью, защищая от обрушения стенок котлована. Важно соблюдать это правило особенно при обустройстве ямы в нестабильных грунтах.
Этап #5. Заготовка автомобильных покрышек
В отношении технологии подготовки шин для монтажа выгребной ямы мнения исполнителей расходятся. Группа специалистов считает, что вмешательство в конструкцию шин недопустимо, поскольку полное или частичное удаление протектора может нарушить устойчивость сегментов и целостность конструкции.
Сохранение бортов покрышек ухудшает работу поглощающей ямы: полезный объем резервуара значительно уменьшается, а в образовавшихся «карманах» отходы накапливаются очень быстро. Качественно очистить ил с рельефных стенок практически невозможно – бак быстро переполняется нечистотами, и канализация выходит из строя.
В покрышку для авто нужно сделать отверстие для прокладки трубы сточной системы.
Этап #6. Формирование дренажной скважины
На большой глубине почва часто плотная, глинистая, плохо впитывает и пропускает воду. Чтобы увеличить площадь всасывания сточных вод и повысить эффективность работы поглощающей траншеи, устанавливают один или несколько дренажных каналов.
Ход выполнения работы:
- Для добычи чистой воды необходимо пробурить садовым буром максимально глубокую скважину, которая пройдет через прочные слои земли, задерживающие движение очищенной воды. Глубина траншеи от дна ямы составляет до 3-5 метров.
- Изготовьте трубу нужной длины и диаметра для дренажного канала. Верх трубы необходимо установить на 1 метр выше основания сливной ямы, чтобы предотвратить её засорение илом.
- С боковых сторон трубы, от верхней части и оставив 50 см до дна, высверливаются отверстия. Верх канала загораживается мелкими ячейками из полипропилена.
После обустройства дренажной скважины, то есть установки перфорированной трубы в выбуренный ствол, на дно котлована укладывается слой щебня и гравия — толщина фильтрующей подушки составляет примерно 20-30 см.
Этап #7. Монтаж шин и герметизация бортов.
В основание необычной шахты устанавливают первую шину, пропуская через неё дренажную трубуВторым колесом пользуются аналогично первому. Борта при этом сближают удобным для работника способом.
Сравнив и выправив оба колеса, необходимо сделать сквозные отверстия в шинах. Через них продеть проволоку или пластиковый хомут и плотно затянуть.
Во время строительства башни стыки покрышек герметизируют: соединения промазывают бетонным раствором или битумной мастикой. После застывания смеси можно начинать обратно засыпать котлован.
Вертикально уложенные шины обеспечивают конструкцию устойчивостью.
Последняя шина должна слегка выступать над поверхностью земли. После установки всех шин внутренние стенки резервуара обрабатывают гидроизоляционным материалом. Самым распространенным вариантом гидробарьера является герметик, соответствующий составу.
Этап #8. Заключительное обустройство
По краю борта финишной покрышки сооружают небольшой насыпной ряд и утрамбовывают его – формируется отмостка, которая не пропускает воду внутрь траншеи. Сверху емкость закрывается утеплённым люком.
Вентиляционную трубу можно вывести через пластиковую крышку. Наружная часть вентканала должна иметь длину не менее 60 сантиметров для нормальной работы вентиляции.
Для сохранения тепло- и гидроизоляционных качеств люка, вентиляцию канализационной системы можно организовать иначе: в крышке необходимо прорезать отверстие и установить «Г»-образный рукав вентиляции с выходом за пределы котлована. Такие работы проводятся до засыпки.
Выводы и полезное видео по теме
Метод создания траншеи для стока воды из шин с системой водоотвода по бокам и в основании.
Устройство самодельной сливной ямы для дачи:
Выгребная яма, сделанная из покрышек, проста в сооружении и доступна в изготовлении. Однако при её использовании есть риск того, что часть нечистот попадет в грунт без фильтрации, поскольку конструкция из шин не обеспечивает полной герметичности. Устройство поглощающей траншеи из шин оправдано только в исключительных случаях.
Строили сливную яму из шин и столкнулись с трудностями? Или заметили неточности в информации или у вас есть что рассказать другим читателям? Напишите свои комментарии под статьей.