Холодильный компрессор – важный элемент сплит-системы. Благодаря ему в схеме работы бытовых или промышленных машин появляется эффект охлаждения и увлажнения воздуха.
При неисправности компрессорного агрегата сплит-система фактически становится обычной безэффективной системой охлаждения, похожей на ветряную мельницу. Получить желаемый эффект от такой системы невозможно, владельцу остается только обратиться к специалистам по ремонту.
Чтобы выполнять ремонт, нужно уметь определять поломки компрессора кондиционера сплит-системы. В этой статье разберем данную задачу, изучим конструкцию модуля, наиболее частые неисправности и дадим советы по ремонту.
Устройство компрессорного модуля
Холодильный компрессор — это элемент кондиционера, относящийся к электромеханическим устройствам, полностью изолированным от внешней среды.
В случае механических или электрических поломок данный прибор невозможно так же просто отремонтировать, как и большинство других устройств. Для доступа к поврежденному элементу требуется более сложная процедура. демонтаж сплит-системы.
При серьезных поломках холодильного компрессора сплит-системы замена на новый агрегат предпочтительнее ремонта.

При общем рассмотрении машины, схема механической части холодильного компрессора схожа с устройством обычного воздушного компрессора.
В машине есть шатунно-поршневая система, часто вращательного вида, подшипники и клапанная система. Всё это находится внутри герметичного металлического корпуса.
Внутри корпуса устанавливается электрический привод. Система привода спроектирована так, чтобы обмотка из проводов без воздушного охлаждения охлаждалась рабочим хладагентом — фреоном.
Эффективный метод внутренней охлаждающей системы увеличивает срок службы двигателей компрессоров. Неисправности электромоторов встречаются, но в редких случаях.
Признаки неисправности компрессора
Если система сплит не поддерживает заданную температуру, это может означать поломку компрессора.
Работа компрессора кондиционера сопровождается характерным шумом, производимым холодильным агрегатом. Шум оборудования заметен, но не чрезмерно сильный.
По уровню шума можно выявить некоторые дефекты работы компрессора. Щелкающий или скрежещущий звук во время работы может свидетельствовать о износе или повреждении клапанов.
При таком дефекте эффективность работы компрессора существенно снижается, а корпус устройства нагревается. В результате активируется внутренняя тепловое реле, работа машины блокируется.
Иногда компрессор останавливается почти сразу после включения, хотя технически исправен.
Дефект в таком случае часто вызван нехваткой или избыточным объёмом хладагента в контуре. Тепловое реле останавливает работу при аварии, но само оно также может выйти из строя.
В процессе работы сплит-системы владелец может столкнуться с ситуацией, когда компрессорный блок не запускается, несмотря на то, что все остальные функции исправны.
Компрессор не свидетельствует о наличии дефектов — внешне выглядит исправным. Такой случай, обычно, обусловлен неисправностью пускового конденсатора емкостью от 10 мкФ и выше.
Самый серьёзный и практически не поддающийся восстановлению дефект компрессора сплит-системы – межвитковое замыкание обмоток статора двигателя привода. Стоит отметить, что в современных герметичных компрессорах такая поломка встречается крайне редко.
Проверка аппарата в зависимости от дефекта
Анализируем потенциальные шаги техника или владельца сплит-системы, учитывая описанные ранее неполадки.
Следует учесть следующее.
- Специалисты осуществляют обслуживание такого оборудования. Мы ранее сообщали о самостоятельной очистке сплит-системы. здесь.
- Система эксплуатируется с использованием опасных для здоровья веществ.
- Прибор функционирует от источника высокого напряжения.
- Необходимы навыки работы с электрикой, электроникой и механикой.
- Есть опасность навредить здоровью.
Проверка системы с помощью профессионалов — спокойный, надежный и квалифицированный подход.
Всё же допускается применение индивидуальных способностей по собственному усмотрению. В качестве альтернативы рассмотрим методы диагностики технического состояния.
Первая проблема — это сильный шум, производимый механизмами.
Если автомобиль производит необычные звуки, явно отличающиеся от обычной работы, то можно предположить поломку деталей внутри него.
Это могут быть опоры вращающихся деталей, элементы системы клапанов и прочее. В подобных ситуациях единственным решением является замена всего агрегата.
Избыток хладагента в системе также может вызывать шум. Но такой шум не будет похож на механический, а компрессор отключится через некоторое время из-за превышения высокого давления.
Для этих двух вариантов выполняется проверка, которая включает следующие действия:
- Установить манометрическую станцию на стороне подачи.
- Отключить подачу воды по системе контура.
- Контролировать показания давления.
Неисправные клапаны повышают шум, давление при этом почти не изменяется или меняется незначительно. При неисправных подшипниках уровень шума растет вместе с давлением.
Избыток хладагента повышает давление в контуре. Это сопровождается усилением шума и отключением компрессора автоматикой (реле давления). следующей публикации.
Проблема #2 — переполнение или недостаток фреона
Неисправность такого вида определяется манометрической станцией. Отключаем сплит-систему от сети, ждём несколько минут, затем подсоединяем манометрическую станцию и запускаем кондиционер. Следим за показаниями приборов.
Рабочее давление бытовой сплит-системы определяют по бирке на корпусе наружного блока. Бирка указывает предельные показатели давления для частей системы подачи и отбора.
Превышение границ таблицы давления сигнализирует о чрезмерной заполнении системы хладагентом.
Определение дефицита хладагента совершается теперь иначе. Среднее давление всасывания у бытовых сплит-систем составляет приблизительно 4-6 бар, согласно АТИ, при этом оно варьируется в зависимости от конструкции системы.
Если давление всасывающего участка контура на манометрической станции существенно ниже диапазона 4-6 Бар, это свидетельствует о недостатке заливки.
Ненормальное функционирование системы влияет на работу компрессора, проявляясь в шуме и периодичном срабатывании защит.
Проблема #3 — нет запуска холодильного компрессора
Частый неисправность сплит-систем, связанная с компрессором, — полный отказ момента запуска холодильного компрессора. При этом система исправно переходит в режим охлаждения, все приборы автоматики функционируют нормально. В другом случае – вентилятор конденсатора.
При данном состояниe работа вентилятора конденсатора сплит-системы проявляет себя нестандартно. При запуске кондиционера лопасти вентилятора начинают вращаться, но практически сразу же останавливаются.
Внутренняя часть кондиционера продолжает работать даже когда внешний блок, включая компрессор, неисправен.
Этот дефект обычно возникает на работающих несколько лет (более пяти) системах. Причиной такого поведения выступает пусковой конденсатор, находящийся в цепи питания электродвигателя компрессора.
Проверить работу конденсатора легко. Подробности далее.
Проблема номер четыре — короткое замыкание обмоток статора между собой.
Определение такой неисправности — задача непростая. Например, при замыкании 2-3 витков на небольшом участке выявить дефект затруднительно без специальных инструментов.
Другие варианты дефектов, если они касаются отдаленных друг от друга частей, можно определить по простому измерению сопротивления обмоток статора двигателя.
Обмотка с «короткой» подачей обычно имеет наименьшее сопротивление по сравнению с другими обмотками. Для определения точного сопротивления необходима подробная схема двигателя.
Советы по ремонту техники
Неисправности компрессора сплит-системы можно устранить только в специализированных мастерских. Самостоятельный ремонт в домашних условиях для большинства владельцев будет малоэффективным и имеет низкую вероятность положительного результата.
При нарушениях работы компрессора из-за чрезмерного или недостаточного количества хладагента ремонт можно произвести своими руками.
В первом случае (чрезмерное количество фреона) достаточно удалить часть газа из системы. Во втором случае необходимо, наоборот – заправить систему дополнительным объемом газа.
При неисправности компрессора из-за пускового конденсатора необходимо открыть верхнюю крышку внешнего блока системы, отключив аппарат от электросети.
Извлечь конденсатор и проверить мультиметром на режии измерения сопротивления (мОм), прикасая щупами рабочими клеммам по очереди. Неисправный конденсатор не продемонстрирует разряд. Это повод для замены.
Выводы и полезное видео по теме
Видео предназначено для тех, кто хочет починить сильно поврежденный компрессор сплит-системы.
Современные сплит-системы работают продолжительное время без ремонта, особенно при серьёзных поломках, таких как межвитковое замыкание или износ деталей.
Простые поломки устраняются легко, при серьёзных повреждениях целесообразно купить новую систему. покупка новой сплит-системы.
Поделитесь методами диагностики компрессоров, которые не были упомянуты в этой статье, используя блок комментариев ниже.
В случае затруднений при самостоятельном определении неисправности сплит-системы обращайтесь за советом к экспертам и посетителям сайта в комментариях к этой публикации.