Белорусская бытовая техника славилась качеством и долговечностью, пользовась спросом в СССР, а после его распада – в пространстве бывших советских республик.
Холодильники Минск всё ещё встречаются в некоторых домах или на дачах, хотя выпуск последних моделей прекратился более десяти лет назад. Что привлекает в такой технике и как её ремонтировать? Ответить на эти вопросы мы попробуем.
Особенности холодильников бренда
Производство холодильных агрегатов марки Минск стартовало в 1959 году. Правительство поручило Заводу газовой аппаратуры столицы Беларуси начать выпуск бытовых устройств для охлаждения.
Первый аппарат под наименованием «Минск» выпустили в 1962 году. Позже, в 1977 году, образовалось объединение «Атлант», куда вошло Минское предприятие и станкостроительный завод из Барановичей.
Это имело значение, так как здесь производили… компрессоры для холодильных агрегатов.Атлант придавал значение техническому совершенствованию и использованию новых технологий в разработке.
Неслучайно именно здесь появился первый советский двухкамерный холодильник от марки Минск. Для того времени это был настоящий прорыв и пользовался огромным спросом.

Позже объединение начинает выпуск холодильных агрегатов АтлантВ течение определённого периода производство шло под обоим именами – «Минск» и «Атлант».
Сейчас в торговых точках чаще встречается марка Атлант, а иногда ещё используется старое название. По документам белорусский товар теперь официально называется Атлант, однако на самом деле это всё та же знакомая всем продукция из Минска.
Общие характеристики моделей производителя
Холодильные агрегаты торговой марки Минск представлены в широком ассортименте. Все модели отличаются высокой эффективностью охлаждения и низким потреблением энергии.
Простота использования и богатая палитра цветов делают это оборудование привлекательным выбором. Большая часть устройств отличается компактными размерами, подходящими даже для маленькой кухни.

Технологические особенности характеризуются простой конструкцией. Устройства оборудованы одним, иногда двумя, компрессорами.
Этот вариант применялся в двухкамерных системах. Для их функционирования заливали безопасный, но сегодня уже не актуальный хладагент.
В аппаратах Минска отсутствует система «Антииней», что облегчает ремонт.
Минский завод на своих агрегатах устанавливал капельную, или так называемую «плачущую», систему разморозки с дренажом для удаления воды из холодильного отсека.
Оттайки для морозильного отделения не предусматривалось. Его размораживали вручную при образовании наледи. В системе управления оборудованием электронику никогда не применяли.
Отзывы пользователей о технике бренда
Холодильные агрегаты белорусского производства пользуются хорошими отзывами у покупателей. Их простая конструкция снижает вероятность поломок, а при возникновении неполадок их можно попробовать исправить самостоятельно.

Минские аппараты ценятся за простую конструкцию, качественные комплектующие и сборку, благодаря чему они надежны и имеют долгий срок службы.
Иногда людей побуждают выбросить старые холодильники, даже если работали исправно, только по причине их возраста. Впоследствии это может огорчать хозяев, ведь новые модели не всегда обладают такой же надежностью и продолжительностью службы.
Типичные неисправности различных моделей
С течением времени в функционировании холодильных агрегатов могут появиться неисправности.
Опыт показывает, что чаще всего возникают такие проблемы:
- Морозный отсек функционирует исправно, но в холодильной камере слишком высока температура.
- Задняя стенка морозильной камеры покрывается инеем, который исчезает после его счистки, но затем вновь образуется.
- Холодильник охлаждает продукты, но морозильник не понижает температуру до нужного уровня.
- Компрессор может как вовсе не запуститься, так и работать непрерывно, без возможности остановки.
- Внутри рабочих отсеков появилась вода, на испарителе накапливается снег.
- Компрессор включается, но через определённый период работы неожиданно выключается.
- Агрегат не проявляет никакой активности.
Появление таких проблем может иметь различные причины. Для их определения поможет знание слабых мест модели.
Специалисты, обслуживающие аппараты марки Минск, отмечают типичные неисправности у определённых серий устройств.
Группа #1 — Минск мхм 130, 131, 151, 152, 161, 162
Для этих моделей характерна проблема промерзания задней панели холодильника. Наледь чаще всего образуется около испарителя слева от пластины.
Ледяной нарост постоянно образовывается в этом устройстве, а при его разморозке тает. После чего снова замерзает. Из-за этого хозяину приходится всё чаще размораживать агрегат. Со временем проблема лишь обостряется.

Образование льда и его объём со временем возрастают. При отсутствии действий гололёд потихоньку занимает полки, занимая рабочее пространство прибора.
Чтобы очистить поверхность от налёта, некоторые хозяйки используют нож, что чревато повреждением испарителя. Такая поломка грозит сложностями: потребуется запаять неисправную деталь, заменить фильтр и дозаправить систему хладагентом.
Группа #2 — Минск мхм 260, 268, 2706, 2712
Это холодильники с двумя камерами, где морозилка расположена сверху. Их слабым местом является закупорка капиллярной системы.
Это происходит из-за того, что в этих контурах циркулирует R134A — хладагент, который склонен образовывать засоры.
Смешанный с малым объёмом моторного масла, он создаёт мелкие «тромбы», останавливающие систему.
Морозилка работает нормально, иногда замораживает слишком сильно. В холодильнике температура постоянно повышается.
Температура может резко возрастать, но порой предварительно образуется снежный покров, который стремительно тает из-за нежелательной жары.
Для решения проблемы трубку прочищают продуванием, из-за чего тромб попадает в испаритель.

Группа #3 — сбои в работе Минск 15м
Эта модель подвержена частым поломкам. терморегуляторПотребность в замене обусловлена возможностью поломки компрессора и частыми утечками хладагента из испарителя морозильной камеры.
В крайних ситуациях испаритель покрывается наледью, и температура в охлаждаемом пространстве возрастает.

Иногда найти место протечки невозможно, тогда меняют весь испаритель. В удачных случаях повреждённую часть тщательно запаивают.
Группа #4 — Минск мхм 126, мхм 1607, 1609
Уязвимость модели номер 126 – термостат. При цикличной работе агрегата, с периодическим отключением и включением, в холодильном отсеке не допускается чрезмерно высокая температура, а морозильный отсек функционирует исправно.
Вероятно, поломался термостат, и его нужно будет поменять на новый.
Модели с номером 1607 и 1609 имеют две основные проблемы: засорение капиллярной трубки и утечку хладагента в запененной части.
В обоих случаях холодильник останавливается, а морозильник некоторое время продолжае работает, но потом тоже прекращает работу.
Главная разность заключается в том, что при протечке компрессор функционирует, но холода нет ни в одном отсеке.

Самостоятельный ремонт агрегатов Минск
Принимая решение о самостоятельном проведении ремонтных работХолодильник — сложный прибор. Диагностика и устранение неисправностей требуют специальных знаний и опыта.
Желательно наличие специалистов. В противном случае неквалифицированный ремонт может лишь ухудшить положение, доведённое до необходимости покупки нового оборудования.
Наличие навыков и опыта позволит попробовать решить проблему самостоятельно. Рассмотрим, как устранить распространенные неисправности устройств марки Минск.
Проблема #1 — засор капиллярной трубки
Эта процедура сложная и нуждается в высокой точности выполнения, поэтому важно как можно более точно определить неисправность в холодильнике.
Запустив агрегат, возьмите нагнетательную трубку в руки. Если сначала она интенсивно нагревается, а спустя три-четыре минуты охлаждается, возможно, имеется засорение.
Если конденсатор нагревается лишь частично, то подобный диагноз тоже может быть поставлен.

Влагами смоченной тряпочкой бережно протираем конденсатор, избавляя его от мусора и пыли, препятствующих эффективному охлаждению газовой смеси.
Если после процедуры часть конденсатора остается холодной или слабо нагревается, то причиной тому возможно закупорка капилляра тромбом, препятствующим движению остывшего газа. После очищения конденсатора работа холодильника может быть нарушена.
Снижение давления в чистом элементе приведет к ухудшению прохождения смеси сквозь засор в трубке. Точный диагноз возможен лишь после разбора системы.
Специалисты советуют проводить эту процедуру только при наличии соответствующих навыков и специального инструмента. Для этого необходимо открыть крышку для заправки, а затем присоединить к ней манометр.
Следующим шагом запускаем компрессор. Необходимо следить, чтобы давление не снижалось ниже нуля. Выключаем двигатель. Если давление сохранилось на прежнем уровне или увеличивается незначительно, то капилляр, вероятно, забит.
На фильтре обрезаем капилляр и смотрим. Если из фильтра под давлением брызгает хладагент, то трубка забита.
Начинайте чистку системы. Важно помнить: для процедуры используйте исключительно оригинальное масло.
Не используйте растворители, промыватели или другие химические вещества. Используйте только масло того же типа, которое уже применялось в системе. Помните, что это может быть как синтетическое, так и минеральное масло.
Смешивать категорически нельзя, так как образуются хлопья, которые ещё больше забьют капилляр. Подготовив всё нужное, приступаем к работе. Для начала полностью размораживаем холодильник.

Подключаем патрубок гидропресса к капиллярному трубопроводу. Наполняем пресс заранее подготовленным маслом.
Эксперты советуют каждому составу назначать свой пресс. Такой подход стоит недешево, но исключает сложности при очистке.
Мелко выдавливаем масло прессом до лёгкого хода рукояти. Для очистки обычно хватает пяти-шести нажатий.
Мастера рекомендуют прочистить трубку азотом. В случае невозможности этого действия предлагается прикрепить к фильтру компрессор холодильника и запустить его для продувки.
После замены фильтра и герметизации системы её вакуумируют и наполняют хладагентом. Важно точно следовать техническим условиям и заливать точное количество газовой смеси. Ремонт закончен.
Проблема #2 — промерзание задней панели
Нарушение термоизоляции холодильного отсека приводит к появлению проблемы. Из-за разных причин возле испарителя накапливается конденсат, который постепенно разрушает теплоизоляцию.
Ремонт заключается в восстановлении устройства.
Его проводят так: сначала агрегат выключают из сети и полностью размораживают. После этого дверки закрывают скотчем.

Затем оборудование устанавливают на подставку нижней частью к двери. Нужно аккуратно открутить три винта, фиксирующие конденсатор. Четвёртый винт ослабляют, но не извлекают.
Таким образом деталь станет возможно сдвинуть по диагонали, что даст доступ к зоне с нарушенной изоляцией. Проведем изучение изоляционного материала. Для этого нажмем на него пальцем.
Если после работ остаётся углубление, из которого течёт влага, то материал повреждён. Его требуется очень осторожно изъять. Для этого берётся деревянная лопатка и ей удаляется испорченная изоляция.
Исполнение операции с помощью ножа может показаться более легким. Однако таким способом возможно повреждение трубок и испарителя, что недопустимо. Аккуратно отскребаем изоляцию до внутренней стенки охладительного отсека.
Если по краям высушенного участка остались слегка сырые места, их можно просушить феном. Важно помнить, что это возможно лишь в том случае, если влага небольшая и не проникла глубоко.
Некоторые агрегаты имеют выступ овальной формы, называемый «валком», на задней панели. Изоляцию вокруг него следует осторожно обрезать ножом и снять.

После удаления всей повреждённой изоляции переходим к очистке дистанционных колец на трубке испарителя. Их аккуратно снимаем и чистим.
Специалисты настоятельно рекомендуют проявлять повышенную аккуратность при работе с участком, где трубка соединяется с отсеком, так как его изолируют втулкой. Чуть ниже располагается еще одна заглушка. Небрежное обращение с ними может привести к нарушению герметичности.
После очищения колец устанавливаются на свои места. Используем герметик для тщательной изоляции участка входа трубки и заглушки.
Затем восстанавливается изоляция. При использовании «вальца» потребуется изготовить форму для заливки, изготовленную из гладкой стали и точно повторяющую конфигурацию вырезанной части.
Для других устройств подойдёт кусок картона, подходящего размера для отсутствующей части.
Затем готовится смесь. Обычно используется двухкомпонентная система для теплоизоляции.
Компоненты соединяют в одной емкости и хорошо смешивают в течение полуминуты.
Для выполнения этой задачи можно использовать электродрель.
Подготовленная смесь засыпается в углубление в изоляционном материале, после чего накрывается пленкой. Затем, в зависимости от модели устройства, предварительно подготовленной формой или картоном.
На поверхности размещается груз. Нужно дождаться застывания состава, что займет около получаса. Затем груз удаляют, снимают пленку и тщательно осматривают созданную изоляцию на наличие дефектов.
Это могут быть слишком широкие поры или пустые места. Если такое имеется, готовят новую порцию состава и устраняют дефекты. Получив качественную изоляцию, переходят к последнему этапу.

Излишки пены удаляем ножом, обрабатываем неровности и выступающие части наждачной бумагой. Затем скотчем фиксируем ремонтируемый участок. После этого устанавливаем конденсатор на место.
Агрегат устанавливаем вертикально, снимаем клейкую ленту и подключаем к электросети. Важно помнить, что ремонт изоляции — сложная процедура. В случае сомнений в своих способностях лучше обратиться к профессионалу.
Проблема #3 — выход из строя уплотнителя
Замена или ремонт уплотнительной резинки на дверце — одна из простейших работ, но пользуется высокой популярностью. С течением времени резина теряет эластичность, растрескивается и хуже выполняет свои функции.
Из-за скопления снега внутри морозильного отделения часто требуется разморозка. Можно попробовать восстановить эластичность уплотнителя.
Подробнее о том, как разморозить холодильник читайте далее.
Возможно, он не потерял эластичности, а просто деформировался. Возьмем фен и аккуратно нагреем резину. Разогретую часть осторожно выровняем, вернув ей исходную форму.
Работаем с повышенной аккуратностью: излишний нагрев может привести к оплавлению резины или потере ею прочности и формы. В таком случае уплотнитель придется только заменить. При невозможности устранить неполадку переходим к замене детали.
Для агрегатов Минск найти оригинальный уплотнитель сложно. Лучше всего подобрать уплотнитель с похожими характеристиками.
Лучшим вариантом может быть элемент из модели Атлант. После подготовки нового уплотнителя можно перейти к снятию старого.

Сначала нужно осторожно снять его с дверки. Способ снятия может отличаться в зависимости от используемого крепления. Прокладку, установленную в специальные пазы дверки, поддевают отверткой и извлекают.
Уплотнитель аккуратно отклеивают. Если деталь крепится саморезами, то их выкручивают и снимают резину. После демонтажа дверку очищают, моют и тщательно просушивают.
Затем устанавливают новую прокладку, закрепив ее аналогичным образом, что и прежнюю. Однако некоторые специалисты считают оптимальным вариантом закрепление на саморезах, расположенных под резинкой.
Если прокладку ранее крепили подобным образом, необходимо использовать более крупные крепежи, так как отверстия под старые, вероятно, расширены.
Выводы и полезное видео по теме
Как правильно выполнить регулировку термостата:

Тонкости ремонта пускозащитного реле:

Видео-урок по восстановлении уплотнителя холодильника:

Холодильные агрегаты Минск — надежные устройства, эффективно производящие холод и эксплуатируемые длительное время. Несмотря на прекращение выпуска, они продолжают функционировать во множестве жилищ. Со временем могут возникнуть неисправности, устранимые компетентным специалистом.
Желание починить технику самостоятельно требует оценки своих возможностей. Неудача часто приводит к покупке новой техники.
Опыт использования холодильников Минск есть? Поделитесь своим мнением в комментариях ниже.