СССР уже давно развалился, множество заводов обновили или заменили линию производства бытовой техники. В то же время некоторые инженериные разработки до сих пор поражают своей надёжностью при далеко не идеальных условиях работы.
Холодильник ЗиЛ – пример «неубиваемой» техники, которую часто можно увидеть в современных квартирах или домах отдыха.
История производства холодильников ЗиЛ
Начало производства российских компрессионных холодильников с использованием хладагента фреона связано с постановлением от 7 сентября 1949 года. Оно предусматривало создание конструкторского бюро на заводе имени Й. В. Сталина в Москве.
Здесь разрабатывались и готовились чертежи для производства малообъёмных агрегатов «Саратов» на 85 литров и больших, на 165 литров, ЗИЛов.
Первый холодильник «ЗиС-Москва» создали на базе образца довоенной американской промышленности. Один из первых экземпляров был преподнесён Брежневу и удостоил высоких слов от руководителя.
В трудных послевоенных условиях народ не мог позволить себе дорогую технику. Завод сначала сталкивался с проблемами продажи продукции, однако уже через несколько пятилеток очередь на его товары растянулась на долгие годы.
На заводе имени Лихачева выпустили свыше пяти миллионов автомобилей «ЗИЛов», однако появление иностранных производителей после распада СССР изменило ситуацию на рынке.
Отечественная техника не смогла конкурировать из-за перебоев с финансированием новых разработок и неправильной политики маркетинга.
Чтобы оставаться на плаву, руководство начало понижать качество продукции, игнорируя различные недостатки, отчего потребительский спрос сразу же снизился.
В 2016 году столетний юбилей отметила легендарная фабрика имени Лихачева, однако разговоров о возобновлении производства нет – большую часть цехов снесли для возведения нового района.
Причины популярности ЗиЛов
Секрет продолжительной службы советских холодильников – высокое качество каждой детали, начиная с корпуса и заканчивая комплектующими.
В течение длительного периода эти устройства считались престижной техникой, которая была доступна не каждому: треть произведенной продукции поставлялась за границу, столько же реализовывалось в Москве, а остальная часть распределялась по заявкам для высокопоставленных должностных лиц из различных городов Союза.
Преимущества холодильников «ЗиЛ»:
- стильный (на то время) внешний вид;
- качественная сборка;
- толстостенный крепкий корпус;
- Стабильные полки с возможностью настройки высоты, которые не вбирают запахи и просто очищаются.
- лояльность к перепадам напряжения в сети;
- легкая разборка и высокая ремонтопригодность.
Каждый образец подвергался тщательному контролю качества.
На некоторых заводах, производящих холодильники, подобные особенности не являлись недостатками.
К каждой детали предъявлялись высокие требования. Были случаи, когда отбраковывались целые вагоны со заготовками из-за пятен или несоответствия цвета поверхности.
Не соответствующие стандартам комплектующие направлялись на другие предприятия с менее строгими требованиями.
Конструкционные особенности различных моделей
На заводе имени Лихачёва разработали несколько серий ЗИЛовых автомобилей, каждая с собственными преимуществами того времени.
Несмотря на имеющиеся недостатки, срок службы советских холодильников превосходит срок службы современных моделей, и многие из них продолжают исправно работать у своих хозяев. Подробнее рассмотрим модельный ряд ЗиЛов.
№1 – первая птичка «ЗиС» ДХ-2
Предприятие выпускало флагманский холодильник с 1951 по 1960 год на заводе. Первая модель конструкторского бюро завода имени Лихачева имела небольшую морозильную камеру объемом 8 литров, испаритель из нержавеющей стали и надежный стальной конденсатор.
Корпус с закругленными гранями и плавными линиями изготавливался из стали толщиной 8 мм и покрывался слоем силикатной эмали для защиты от коррозии. Модель отличает массивное рычаг, которое выполняло функцию замка.
Первый продукт производства завода был неидеален, имея ряд существенных недостатков.
- Температура в морозильной камере не соответствовала норме, даже заданный показатель -6°C прибор не мог обеспечить в жару.
- Производство потребовало огромного количества металла.
- Агрегат отличался внушительными размерами, весом и потребляемой площадью на кухне.
- В то время объём в 165 литров признавался чрезмерным, так как спрос потребителей на модели объёмом 85 литров был значительно больше.
С течением времени, после того как люди поняли выгоды хранения продуктов в холодильнике по сравнению с авоськой на улице, этот недостаток перешёл в категорию достоинства и стимулировал создание более вместительных моделей.
Выпускалось небольшое количество этих холодильников – приблизительно 50 тысяч ежегодно. В настоящее время эта модель считается редкой техникой.
В Казахстане был случай продажи агрегата почти за миллион тенге, однако, скорее всего, это исключение, нежели нормальная цена.
№2 – усовершенствованный «ЗиЛ-Москва» КХ-240
Вторая модель завода имени Лихачёва производилась с 1960 по 1969 год, выпуск увеличился из-за высокого спроса и отличной рекламы — положительных отзывов покупателей.
Холодильники этой серии обладали объемом в 240 литров, а емкость отделения для низких температур возросла до 29 литров.
В обновленном «ЗИЛе», помимо увеличения полезного пространства, предусмотрено четыре алюминиевых полки для посуды разной величины, покрытых лаком и с подсветкой.
В дополнение к этому были добавлены лотки для яиц, место для хранения масла и «гнезда» для бутылок. Внизу холодильного шкафа установили выдвижной металлический поддон для свежих овощей, фруктов и прочих охлаждаемых продуктов.
Конструкторы усовершенствовали модель, устранив неточности предшественницы и продлив срок сохранности запасов благодаря установленному режиму охлаждения при температуре -10 градусов для НТО.
Входная рама отделана пластиковыми накладками, а для утепления применялось тонкое стеклоткань.
Эластичный резиновый уплотнитель, размещённый по периметру внутренней стенки двери, а также курковый затвор гарантировали герметичное закрытие.
№3 – прямоугольный «ЗиЛ-62» КШ-240/26**
Третья модель «ЗиЛ» имела заметно иной внешний вид агрегата. Округлости дизайна, хотя и привлекательны, не позволяли компактно разместить прибор на небольших кухнях СССР.
Корпус принял форму прямоугольника с резкими прямыми углами.
Вместимость прибора осталась такой же – 240 литров, однако новые модели устанавливались в едином блоке с кухонным гарнитуром, а верхняя поверхность служила полочкой.
Также резиновый уплотнитель на дверцах заменили на магнитный, применяемый до сих пор практически во всех холодильниках, и установили стандартную ширину корпуса — 60 сантиметров.
Недостатки «ЗиЛ-62»:
- Устаревшая модель компрессораИзвестна своим шумным функционированием.
- Недостаточно качественная теплоизоляция не давала существенно снизить толщину стенок корпуса и провоцировала образование снежного слоя на морозильной камере.
- Полки, затрудняющие хранение продуктов в необычных контейнерах.
- Ручка с новым дизайном имеет острые края, что может быть небезопасно.
Разработчики не смогли решить главные проблемы производства прошлых версий — высокое потребление металла и сложность изготовления.
№4 – «переходной» вариант «ЗиЛ-63»
Началом продаж двухдверных «Минска» и «Оки» с функцией автооттайвания и багажником на 300 литров спрос на «ЗИЛы» существенно снизился.
Заводу имени Лихачева поручили разработать проект трехкамерного холодильника, способного соперничать как с отечественными, так и с иностранными аналогами.
Разработкой дизайна новых приборов занимались совместно с специализированными институтами, а лицензию на замену устаревшего компрессора купили у американской компании Tecumsen.
Промышленное производство завода не соответствовало требованиям для реализации амбициозного проекта: проект прекратился после того, как стало известно о необходимости возведения нового цеха и приобретения оборудования за недостающую валюту.
Модель повышенного комфорта «ЗИЛ-63» КШ-260/26, созданная по новым разработкам, выпускалась на заводе до 1988 года.
Несмотря на то, что аппарат разрабатывался как промежуточная модель до запуска революционного холодильника, высокое покупательское предпочтение и хорошие финансовые результаты продлили его выпуск на 12 лет.
Высокие продажи обуславливали руководство, поэтому перспективные разработки были отложены.
В автомобиле «Зил-63» разместили компрессионный холодильный агрегат. Компрессор и асинхронный электродвигатель с пусковой обмоткой установили на пружинной подвеске, скрыв под общим кожухом.
Достоинства новой линейки:
- улучшенная теплоизоляция;
- Для снижения шума, отсек с механизмами прибора теперь закрывается звукоизолирующим щитом.
- Полки из металла, высоту которых можно плавно менять с интервалом в 3 сантиметра.
- увеличение полезного объема на 20 л;
- Функция открывания дверей с любой стороны.
- Легкая отсоединяемая ручка комфортной длины.
Прибор также снабжен множеством удобных элементов: маленькой полкой для небольших продуктов, отсеками для масла и сыра, лотком на пятнадцать яиц и ограничителем максимального открытия дверцы в сто пять градусов.
Кроме того, в комплект входят регулируемые ролики для перемещения, форма для изготовления льда, а также контейнер с крышкой из стекла для хранения свежих овощей и фруктов.
К минусам относилась ручная разморозка, надежный и прослуживший долго компрессор, производство которого продолжалось на том же заводе.
Непрекращающийся труд по улучшению продукции и применение передовых технологий позволили холодильникам «ЗиЛ» занять лидирующие позиции.
С двумя дверями можно ознакомиться в современных холодильниках. этой статье.
№5 – представитель «переходной» линейки «ЗиЛ-64»
Модернизированные модели «ЗИЛ-64» КШ-260/30 начали поступать в продажу с 1988 года и производились до 2001 года.
Эти холодильники оснащены функцией автоматического оттаивания, усовершенствованной ППУ-изоляцией и возможностью понижения температуры заморозки до -18 градусов.
Объем НТО был увеличен до 30 дм3В контейнере появилось отделение из пластмассы для упорядоченного хранения продуктов.
Из-за конкуренции со стороны иностранных производителей производство этих устройств пришлось прекратить.
Даже несмотря на прочность конструкции и высокое качество сборки, старые ЗИЛы могут выйти из строя.
И в этом аспекте эти приборы имеют небольшой плюс по сравнению с современными: разобраться с ними может каждый сам, а запасные части недорогие, хотя из-за времени приобрести их может быть сложно.
Выводы и полезное видео по теме
Узнайте больше о известных холодильниках в нашем видеоролике.
История советского бренда холодильников «ЗиЛ»:
Замена термостата у «ЗиЛ-64»:
Как преобразить старый прибор в модный артефакт: реставрация корпуса «ЗИЛа».
Несмотря на почётное прошлое, модели «ЗИЛ» сильно уступают современным холодильникам по объёму, тишине работы и простоте разморозки.
Если у вас есть подобный раритет, не торопитесь с ним расставаться – некоторые мастерские предлагают услуги по модернизации старых приборов и смогут превратить ваш «ЗиЛ» в стильный элемент, который украсит интерьер дачи или квартиры в винтажном стиле.
Есть вопросы к статье? Хотите поделиться информацией или опытом? Комментарии, вопросы и пожелания принимаются в разделе ниже.