История бренда «ЗИЛ» и тайны его холодильников

СССР уже много лет как прекратил существование, многие заводы обновили или полностью заменили станки, производившие бытовую технику.
Вместе с тем некоторые инженерные проекты до сих пор поражают своей надёжностью, несмотря на неидеальные условия работы.

Холодильник ЗиЛ — пример «неубиваемой» техники, которая и сегодня встречается на кухнях квартир и домов. В чем причина такой живучести? Давайте разберемся.

История производства холодильников ЗиЛ

Начало производства отечественных компрессионных холодильников с использованием фреона относится к постановлению от 7 сентября 1949 года. Согласно постановлению, на московском заводе имени И. В. Сталина было создано конструкторское бюро.

В этом месте создавали и готовили чертежи для производства маленьких агрегатов «Саратов» объемом 85 литров и более просторных ЗИЛов на 165 литров.

Фото: img.freepik.com
Впервые холодильники сошли с конвейера в апреле 1950 года. Так как завод, на котором производились приборы, носил имя Сталина, то логотип складывался из аббревиатуры «ЗиС-Москва». С 1956 года, после переименования предприятия в «Завод имени Лихачева», продукция стала брендом ЗиЛ.

Первым холодильником «ЗИС-Москва» послужил образец довоенного производства США. Один из первых экземпляров был преподнесен Брежневу и удостоился высокой оценки от него.

В послевоенное время народу было трудно купить дорогую технику – заводу в начале приходилось сталкиваться с проблемами с продажами, но к концу двух пятилеток очередь на его изделия растянулась на много лет вперёд.

На заводе имени Лихачева выпустили более пяти миллионов автомобилей «ЗИЛ». После распада Советского Союза на рынке появились автопроизводители из других стран.

Отечественная техника не смогла конкурировать из-за перебоев с финансированием новых разработок и неправильной политики маркетинга.

Чтобы оставаться на плаву, руководство начало понижать качество продукции, не обращая внимания на различные дефекты, что сразу же сказалось на покупательском спросе.

Сегодня на месте бывшей многокилометровой промзоны предприятия сохранились лишь несколько зданий. Их реконструировали и превратили в автоцентр со showroom.

В два тысячи шестнадцатом юбилей завода имени Лихачёва достиг ста лет, но возрождения производств там ждать не приходится: значительная часть цехов разобрана для строительства нового жилого района.

Причины популярности ЗиЛов

Советские холодильники служили долго из-за высокого качества каждой детали, начиная с корпуса и кончая комплектующими.

В течение длительного времени такие устройства считались дефицитом и были доступны не всем, поскольку треть произведенных экземпляров отправлялась за границу, столько же реализовывалось в Москве, а остальное распределялось по распоряжениям для высокопоставленных лиц из разных городов страны.

Преимущества холодильников «ЗиЛ»:

  • стильный (на то время) внешний вид;
  • качественная сборка;
  • толстостенный крепкий корпус;
  • Стабильные полки, высота которых можно настроить, не поглощающие запахи и просто моющиеся.
  • лояльность к перепадам напряжения в сети;
  • легкая разборка и высокая ремонтопригодность.

Каждый образец подвергался тщательному контролю качества. Даже полностью работоспособное устройство могли отмести за небольшие царапины или незначительные дефекты на швах корпуса.

На некоторых фабриках, производящих холодильники, такие особенности не признавались недостатками.

К каждой детали предъявлялись высокие требования. Бывали случаи, когда отбраковывались целые вагоны со штампами из-за пятен или расхождения в цвете поверхности.

Не пройдя контроль, комплектующие направлялись на другие, менее требовательные заводы. Благодаря такому подходу марка «ЗиЛ» долгое время считалась производителем самых надёжных холодильников в СССР.

Конструкционные особенности различных моделей

На заводе имени Лихачёва произвели несколько моделей ЗиЛов, каждая с особыми качествами для своего времени.

Недостатки тоже имелись, но по времени работы советские холодильники превосходят современные модели, и многие продолжают исправно функционировать вплоть до настоящего времени. По nærmе рассматриваем линейку моделей ЗиЛов.

№1 – первая птичка «ЗиС» ДХ-2

Предприятие выпускало флагманскую модель на заводе с 1951 по 1960 год. Первая модель конструкторского бюро завода имени Лихачева имела небольшую морозильную камеру объемом 8 л, испаритель из нержавеющей стали и надежный стальной конденсатор.

Корпус с закругленными краями и обтекаемыми формами изготавливался из сварной стали толщиной 8 миллиметров и защищался слоем силикатной эмали от коррозии. Отличительной чертой модели служила массивная ручка, которую можно было использовать в качестве замка.

Первый холодильник ДХ-2 вмещал 165 литров, несмотря на компактные габариты: его высота равнялась 133 см, а ширина — 67 см.

Первый образец продукции предприятия не был лишен значительных недостатков.

  1. Температура в морозильной камере не соответствовала нормам, даже заявленный показатель -6°С прибор не обеспечивал в жарких условиях.
  2. Производство потребовало огромного количества металла.
  3. Агрегат был большим, тяжелым и требовал много свободного пространства на кухне.
  4. Тогда объём в 165 литров казался избыточным (дефицит моделей объёмом в 85 литров был значительно выше).

С течением времени, когда люди осознали удобство хранить продукты в холодильнике вместо за окном, этот недостаток трансформировался в преимущество и стимулировал создание моделей с большей вместимостью.

Производилось этих холодильников сравнительно мало – примерно пятьдесят тысяч ежегодно. Сейчас эта модель считается предметом коллекционирования.

В Казахстане был случай продажи агрегата почти за миллион тенге, но это скорее счастливый исход, чем нормальная цена прибора.

№2 – усовершенствованный «ЗиЛ-Москва» КХ-240

Второй вариант модели завода имени Лихачёва производился с 1960 по 1969 год, а объём выпуска существенно увеличился из-за высокого спроса и лучшей рекламы в виде положительных отзывов покупателей.

Холодильники данной серии объемом 240 литров с расширенным морозильником на 29 литров.

На заводе ежегодно производилось около 120 тысяч машин марки ЗИЛ-КХ-240. Этой моделью стал первый советский холодильник, поставлявшийся за границу.

Кроме увеличения грузоподъемности, модернизированный «ЗИЛ» комплектовался четырьмя алюминиевыми полками для посуды разного размера, которые были покрыты лаком и имели подсветку.

В продаже появились также лотки для яиц, хранение масла и «гнезда» для бутылок. Внизу холодильника установили выдвижной металлический поддон для свежих овощей, фруктов и прочих охлаждённых продуктов.

Терморегулятор с ручным управлением обеспечивал нужную температуру в морозильной камере холодильника.

Конструкторы устранили многие недочеты предшествующей модели и продлили сроки хранения продуктов благодаря установке температурного режима минус десять градусов для НТО.

Входная рама отделана пластиковыми планками, для утепления применялось тонкое стеклоткань.

Эластичный резиновый уплотнитель, расположенный по периметру внутренней стенки двери, и курковый затвор гарантировали герметичное закрытие.

№3 – прямоугольный «ЗиЛ-62» КШ-240/26**

В третьей модификации агрегата «ЗиЛа» внешне произошли существенные изменения. Пояснилось, что, хотя у прибора есть привлекательные округлые формы, его дизайн не позволяет компактно расположить его на небольших кухнях бывшего Советского Союза.

Форма корпуса превратилась в прямоугольник с острыми углами.

Двухзвездочная маркировка указывала, что в новейших холодильниках ЗиЛ-62 морозильный отсек мог сохранять температуру -12 градусов.

Объём прибора сохранился — 240 литров. Новые модели возможно устанавливать в одном блоке с кухонным гарнитуром, а верхнюю поверхность применять в качестве полки (в прошлых моделях из-за покатой формы предметы падали).

В дополнение к этому, резиновый уплотнитель на дверках заменили на магнитный, применяемый по сей день почти на всех холодильниках, а ширина корпуса была установлена в стандартном размере – 60 сантиметров.

Недостатки «ЗиЛ-62»:

  1. Устаревшая модель компрессораИзвестна своим шумным действием во время работы.
  2. Плохая теплоизоляция не давала существенно уменьшить толщину стенок корпуса и вызывала образование снежного покрова на морозильной камере.
  3. Полки, усложняющие хранение продуктов в непомерно sized упаковках.
  4. Ручка с новым дизайном, имеющим острые края, может быть травмоопасной.

Разработчики не смогли решить главные производственные трудности прошлых версий: высокую металлоемкость и сложность изготовления.

№4 – «переходной» вариант «ЗиЛ-63»

Выход на советский рынок двухдверных «Минска» и «Оки» с функцией автооттаивания и увеличенным до 300 литров объемом объема резко снизил спрос на «ЗИЛы».

Заводу имени Лихачева было доверено разработать проект трёхкамерного холодильника, способного соперничать как с российскими, так и с иностранными моделями.

Один из прототипов «ЗИЛ-65» с тремя камерами, электроприводом и объемом двигателя 600 литров так и не вышел на конвейер.

Разработкой дизайна новых приборов занимались совместно с специализированными институтами, а вместо старого компрессора был куплен лицензионный вариант у американской компании Tecumsen.

В итоге промышленная база завода оказалась недостаточно мощной для реализации задуманного проекта. Проект прекратился сразу же после того, как стало ясно, что понадобится возведение нового цеха и приобретение производственной линии за валюту, которая в то время была дефицитной.

На основе новых разработок вышла модель повышенного комфорта – «ЗиЛ-63» КШ-260/26, которую выпускали на заводе до 1988 года.

Несмотря на то что устройство предназначалось как промежуточный вариант до запуска совершенно нового холодильника, большой интерес покупателей и хорошие финансовые результаты сохранили его выпуск в течение двенадцати лет.

Высокие объёмы продаж способствовали ускорению работы руководства, что привело к отставке перспективных разработок на потом.

В моделях грузовиков «ЗИЛ-63» впервые применили технологию «подвесной ручки», которую можно было установить для открывания дверей слева или справа.

В грузовике «Зил-63» помещался компрессионный холодильный агрегат. Компрессор и асинхронный электродвигатель с пусковой обмоткой монтировались на пружинной подвеске и скрывались под общим кожухом.

Достоинства новой линейки:

  • улучшенная теплоизоляция;
  • Для снижения шума отделение для машин теперь закрывается звукопоглощающим экраном.
  • Полки из металла с возможностью настройки высоты с интервалом 3 см.
  • увеличение полезного объема на 20 л;
  • Возможность поменять открывание дверей на ту, которая удобна.
  • Легкая съемная ручка оптимальной длины.

Кроме того, прибор получил дополнительные элементы комфорта: небольшую полочку для мелочей, отсеки для масла и сыра, ящик на пятнадцать яиц, ограничитель максимального открытия двери в сто пять градусов.

В комплект входят регулируемые ролики для транспортировки, форма для льда, а также контейнер с прозрачной крышкой для хранения свежих овощей и фруктов.

К минусам относилась необходимость ручного размораживания, а также проверенный временем, но уже не актуальный компрессор, производство которого продолжалось на том же заводе.

Непрекращающееся развитие и применение передовых технологий позволили другим холодильникам обойти «ЗИЛ» в рейтинге.

Встречайте новые двухдверные холодильники! этой статье.

№5 – представитель «переходной» линейки «ЗиЛ-64»

Модернизированные модели «ЗиЛ-64» КШ-260/30 появились на рынке с 1988 года и производились до 2001 года.

Холодильники эти оказались очень живучими. Некоторые внимательные хозяева до сих пор используют их на дачах.

Теперь в этих холодильниках есть автоматическое оттаивание, усовершенствованная ППУ-изоляция и возможность понизить температуру заморозки до -18 градусов.

Объем НТО был увеличен до 30 дм3В нем установили разделительную пластмассовую полку для упорядоченного размещения продуктов.

В холодильниках «ЗиЛ-64» реализована инновационная система охлаждения и авторазморозки с выводом талой воды из камеры, аналогичная современным системам «NoFrost».

Эти приборы не смогли долго конкурировать с зарубежными производителями, из-за чего производство прекратили.

Вне зависимости от надежности и качества изготовления, даже автомобили ЗиЛ стареющей модели могут выйти из строя.

И в этом аспекте у старых приборов небольшой плюс по сравнению с современными: ремонт возможен самостоятельно, да и запчасти недорогие, хотя из-за времени покупки могут быть затруднительны.

Выводы и полезное видео по теме

Узнайте больше о знаменитых холодильниках из нашего видеоролика.

История советского бренда холодильников «ЗиЛ»:

Замена термостата у «ЗиЛ-64»:

Из старого устройства можно создать стильный антиквариат, отреставрировав корпус «ЗИЛа».

Несмотря на богатую историю, модели «ЗИЛ» уже давно устарели и уступают современным холодильникам по объёму, тишине работы и простоте разморозки.

Если у вас есть подобный раритет, не спешите расставаться с ним – некоторые мастерские предлагают модернизацию старых приборов и смогут превратить ваш «ЗиЛ» в стильную изюминку для интерьера дачи или квартиры в винтажном стиле.

Есть вопросы по статье? Хотите добавить интересные факты? Оставьте комментарий, задайте вопрос, поделитесь опытом — форма для связи расположена ниже.