Проблема утечки хладагента часто возникает в холодильном оборудовании.
Решение этой неисправности обычно доверяют специалистам по ремонту холодильной техники.
Заправка холодильника фреоном под силу даже домашнему мастеру, если он тщательно изучит этот процесс и решит применить полученные знания.
Роль фреона в работе холодильника
Если компрессор Некоторые считают компрессор сердцем холодильника, а хладагент — его кровью. Без достаточного количества этого вещества не сможет функционировать ни одно холодильное оборудование. Бесцветный и без запаха газ необходим для переноса тепловой энергии.
Фреон способен быстро переходить из жидкой формы в газообразную при сравнительно низких температурах. Проводящий его контур разделяется на две части: внутреннюю и внешнюю.
Жидкий хладагент циркулирует по внутреннему контуру холодильника, поглощая тепловую энергию из воздуха и превращаясь в газ. Затем он поступает на внешний контур, проходит компрессор и испаритель, отдает тепло внешней среде и возвращается в жидкую форму.
Холодильник работает циклом: воздух внутри всё более охлаждается, а задняя стенка отдает тепло.

Свойства фреона применяются в других устройствах, например, кондиционерах и тепловых насосах. Газ движется по герметично запаянному контуру. Вещество не представляет большой опасности для здоровья при полной утечке из обычного бытового холодильника.
В промышленном производстве применяется шестнадцать разновидностей насыщенных фторсодержащих углеводородов. Для заправки определённой модели холодильника предназначен один вид фреона, его марку обычно указывают на корпусе компрессора.
Причины утечки хладгента
Причина утечки фреона — нарушение герметичности холодильного контура. Такая ситуация может возникнуть по различным причинам: случайное механическое воздействие на элементы контура или компрессора.
Авария компрессора почти всегда ведет к необходимости доливки фреона. Даже если хладагент сохранится в контуре, его придется дозаправлять при замене неисправного элемента. Низкое качество капилляров или их износ часто приводят к разгерметизации системы.
Неправильная сборка мест соединения элементов холодильного контура может привести к их ослаблению и утечке хладагента через образовавшиеся зазоры.
Загрязнение капиллярных трубок из-за замерзшей влаги устранить просто. Иногда же засоры возникают из-за накопления частиц выгоревшего машинного масла, которые фильтр-осушитель не улавливает. Эти вещества накапливаются внутри узких трубочек и мешают свободной циркуляции хладагента.
Несмотря на отсутствие утечки фреона, для восстановления работоспособности системы потребуется разобрать холодильный контур.
Для восстановления работоспособности системы после очистки капилляров потребуется загерметизировать трубопровод и заполнить его новым хладоагентом вместо утерянного.
Чтобы начать заправку, надо выяснить источник утечки и его устранить. Для этого необходимо проверить трубопровод, чтобы определить место протечки.
При отсутствии результата от визуального обследования возможно использование мыльного раствора. Воздух в системе подаётся с небольшим давлением.
На трубы, соединения и другие участки наносится мыльный раствор. В местах утечек он начнет пениться. Проверять всё кольцо таким способом нежелательно и опасно.
Начнём с проверки наиболее уязвимых мест: стыков и зон с признаками смазочных материалов.
При отсутствии успеха мыльного раствора для обнаружения места утечки фреона необходимо применять течеискатель или обратиться к специалисту. Важно помнить, что данный прибор специфичен и настраивается на работу с определенным типом хладагента.
Его применяют для поиска протечек как до устранения, так и после завершения заправки системы, чтобы гарантировать качественность выполненных работ.
Без этого могут остаться незамеченными некоторые дефекты. Недочеты ремонта выявятся приблизительно через две недели, и тогда потребуется повторить все работы.
После устранения протечек следует проверить работу других элементов системы. Недостаток фреона может увеличить износ некоторых деталей. Без устранения причин нарушения герметичности понадобится повторный ремонт, заправка хладагентом и так далее.
Процедура замены хладагента.
Перед заменой хладагента нужно проверить наличие всех инструментов и материалов.
Шаг #1 — диагностируем проблему самостоятельно
Без хладагента система может быстрее изнашиваться и повреждаться.
Перегрев системы нарушит заданный температурный режим, из-за чего в холодильнике станет жарко, продукты испортятся. неприятный запах Важно уметь быстро распознавать и ликвидировать утечки.
Обратите особое внимание на следующие моменты.
- Внутри камеры жарко.
- Работа двигателя стала более непрерывной.
- компрессор работает непрерывно;
- внутри устройства появляется конденсат;
- Холодильник пахнет плохо, хотя продукты свежие.
- Испаритель замерзает, становясь покрытым снегом или льдом.
Проникновение может стать заметным сразу. Небрежное освобождение льда с испарителя создаёт риск случайного повреждения трубки контура.
Из узкого отверстия будет выходить газ с характерным шипением. Обратив внимание на это, можно быстро устранить неполадку.
Шаг #2 — подготовительные работы перед заменой
Перед началом ремонта холодильника его нужно отключить от сети. Также необходимо выключить все обогреватели и убрать источники открытого огня подальше от места проведения работ по заправке фреоном.
В процессе ремонта электрооборудование должно быть заземлено согласно инструкции по его использованию.
Во время пайки необходимо соблюдать правила пожарной безопасности. Фреон безопасен для людей, но после окончания работ рекомендуется проветрить помещение.
Перед началом ремонта полезно найти и перечитать инструкцию по эксплуатации холодильника для учета особенностей конкретной модели. При заправке холодильника фреоном руководствуйтесь данными на бирке и метками на заправочном цилиндре.
Шаг #3 — удаляем остатки хладгента
Прежде чем заполнить систему газом, необходимо избавиться от имеющегося внутри хладагента. Для этого требуется обнаружить фильтр-осушитель и зажать его при помощи игольчатого захвата.
В фильтре вырезают отверстие из меди. Повреждённый участок заменят новым элементом.
Подготовьте место для пайки клапана в advance. Извлеките его из штуцера и обрежьте ненужную часть. После этого припаяйте клапан к компрессору.
Остатки хладагента удалят из системы, после чего трубами пропустят азот. Этим удалят влагу, которая могла попасть в контур.
Клапан Шредера для заправки рабочего контура холодильника предотвращает утечку фреона.
Для этих работ не рекомендуется применять баллоны с давлением газа свыше 6 атмосфер, чтобы избежать повреждения системы. Информация о внутреннем давлении обычно размещается на сосуде.
В отсутствии баллона с необходимыми параметрами газ поступает в систему через понижающий редуктор.
Система требует продувки около десяти до пятнадцати минут. Затем вентиль на игольчатом захвате закрывают и срезают фильтр возле капиллярной трубки.
Последующая просушка контура обязательна. После завершения операции установите новый осушительный фильтр взамен старого.
Осуществлять процедуру нужно не позднее чем через 15 минут после завершения последнего прогона, так как холодильный контур неприемлемо оставлять открытым дольше этого времени.
Специальные инструменты применяют профессионалы при выполнении подобного рода работ: течеискатель, тестер, вакуумный насос, гаечные ключи, термометр, пассатижи, пережимные клещи и другие.
Для работы с пайкой подготовьте защитные экраны, клапан Шредера и новый фильтр-осушитель.
Для разовой заправки холодильника нет необходимости приобретать специальное оборудование, достаточно взять всё нужное в аренду.
Шаг #4 — выполняем закачку фреона
Чтобы осуществить эту операцию, потребуется оборудование для контроля давления в системе. Ремонтники бытовой техники применяют заправочную станцию, включающую два манометра с кранами и три шланга.
Манометры бывают красные и синие. Красный предназначен для измерения давления нагнетания, а синий — давления всасывания.
При обслуживании стандартного бытового холодильника внимание уделяют преимущественно информации, отображаемой синим манометром.
Шланги с манометрами различаются по цвету: красные и синие подключены к соответствующим манометрам, а желтый располагается в центре.
Перед работой проверьте, чтобы краны на шлангах с манометрами были закрыты. Затем подключите желтый шланг к баллону с газом.
Синим шлангом соединяют патрубок, по которому хладагент поступает в контур.
На другом конце системы устанавливают красный шланг, к которому подсоединяют клапан Шредера.
После подключения всех необходимых элементов следует открыть краны на синем и красном шлангах. Затем открывается вентиль на баллоне с хладагентом, и начинается заполнение системы под наблюдением за показаниями манометров.
При давлении около полуатмосферы закройте вентили манометров.
Компрессор подают напряжение на протяжении около 30 секунд. Желтый шланг вместо баллона подсоединяют к вакуумному насосу и запускают его на 10 минут.
Вакуумирование удаляет воздух из системы и повышает качество зарядки. Затем жёлтый шланг нужно подключить обратно к баллону с фреоном.
Между коллектором и шлангом нужно оставить небольшой зазор, чтобы хладагент, поступая, вытеснял воздух из шланга, а затем подать в шланг немного газа.
Затем жёлтый шланг, из которого выпущен воздух, крепко прикрепляют к коллектору. Опять открывают синий вентиль и продолжают заполнять контур фреоном.
На данном этапе запускается компрессор и контролируются показатели манометров для проверки работоспособности системы. При стабильном давлении трубчатые элементы сгибаются и герметизируются.
Перед пробной загрузкой системы нужно оставить сервисную трубку не сжатой и незапаянной. В это время указатель голубого манометра должен быть около нуля.
Квалифицированные мастера осуществляют заправку контура фреоном, используя лишь один манометр. Объем хладагента, отправленного в контур, вычисляют по весу баллона с фреоном на обычных домашних весах.
Процесс загрузки в большинстве случаев аналогичен предыдущему методу.
Выводы и полезное видео по теме
Видео демонстрирует ремонт течи и заправку холодильника фреоном, используя весы.
Примерный способ выполнения таких работ можно увидеть в видеозаписи.
Заправка холодильника фреоном доступна при наличии нужного оборудования и навыков. Однако важно учесть множество нюансов: соблюсти правила безопасности, найти и устранить все неисправности, вызвавшие утечку хладагента, качественно выполнить финальную пайку и так далее.
Новичку полезно наблюдать за опытом мастеров, прежде чем попробовать делать это самому.
Поделитесь своим опытом по заправке холодильников фреоном с нашими читателями. Расскажите, как вы диагностировали проблему и как её решили. Оставляйте комментарии, делитесь знаниями, задавайте вопросы – блок для связи находится под статьёй.