Гараж – это не просто строение, где хранится собственный автомобиль. У него несколько функций – это небольшая мастерская и маленький склад. Если под гаражом соорудить подвал, то функционал помещения возрастает в несколько раз.
Но чтобы все функции работали, нужно заняться обустройством помещения. К примеру, установить полки в гараж, которые будут использоваться, как места хранения. И чем больше полок, тем больше всего на них поместится.
Какая конструкция должна быть
Есть несколько требований к полкам и стеллажам для инструмента, принадлежностей и прочих вещей. Их надо соблюдать строго:
- Полки или стеллажи должны соответствовать размерам гаража. Их присутствие должно выполнять одну задачу – скомпоновать пространство, чтобы инструменты и вещи не мешали ставить машину, чтобы человек мог в любое время найти их. Размеры полок для гаража должны быть такими, чтобы они сами не мешали. Если инструментов, канистр, банок и прочих, не так много, то несколько полок решают проблему. Если их много, то без стеллажа не обойтись.
- Полки должны быть надежными и устойчивыми. Поэтому нужно в первую очередь определиться, что на них будет храниться. К примеру, если это мелкие инструменты, крепежные изделия и прочая мелочевка, то можно обойтись настенными полками. Если нужно в гараже хранить покрышки, заполненные канистры, габаритные и тяжелые объекты, то нужно сооружать в гараже большой стеллаж (он же напольная полка). Чем больше конструкция, тем она дороже обойдется.
- Безопасная эксплуатация. Гараж – объект повышенной пожароопасности. Поэтому лучший для сооружения полок материал – металл. Дерево тоже подойдет, но его придется обрабатывать антипиреновыми составами. Поверхности полок должны быть нескользкими. Бортик на внешнем краю увеличит безопасность. Конструкция не должна иметь острых торчащих элементов, чтобы об них не получить травму.
- Удобство использования. Количество полок и стеллажей, их размеры, место расположения должны удовлетворять хозяина гаража. Но для этого сначала нужно определиться – какие материалы, инструменты и прочее будут храниться на полках. После можно составлять схему.
В первую очередь надо определиться с размерами полок и местами их расположения. Поэтому рекомендуется составить чертеж гаража, где постараться найти удобное место для их установки с учетом площади, которую занимает автомобиль.
Варианты полок и стеллажей
Сегодня производители промышленной мебели предлагают много различных по конструкции, форме и размерам стеллажей и полок для гаража.
Классификация:
- Стационарные напольные полки в виде этажерки. Такую конструкцию называют стеллажом. Это самый надежный вариант, потому что его крепят и к стенам, и полу, иногда даже к потолку. Завалиться такая модель не может, что обеспечивает безопасность использования. Часто на стойках конструкции сделано большое количество мест крепления, что позволяет переставлять полки, увеличивать или уменьшать их количество. Несущая способность у таких объектов высокая. Можно хранить на них тяжелые предметы. Обычно изготавливают их из металла, но полку могут быть деревянными.
- Сборно-разборные полки. Это этажерка, которую можно своими руками собрать и разобрать – настолько просты места соединения элементов. Обычно полки этого типа небольших размеров, несущая способность у них невысокая, прочность тоже не на высоте. Используются для мелкого инвентаря. Изготавливаются из металлического профиля.
- Передвижные полки. К нижним торцам опорных стоек приделаны колесики или ролики, позволяющие легко перемещать стеллаж. С одной стороны это удобно, например, подтянуть к месту ремонта авто целый арсенал инструментов. С другой стороны у модели низкая устойчивость.
- Вращающиеся. В российских магазинах такие полки появились недавно. Обычно в них хранят мелочевку. Они не предназначены для габаритных и тяжелых предметов. Вращение обеспечивает доступность ко всему, что лежит на полках. Если гараж используется в качестве мастерской, то этот вариант очень удобен. Производители предлагают напольные и настольные модели.
- Островные. Это подтип мобильного стеллажа, который может стоять на колесиках или без них. Он небольших размеров, легкий, в нем 2-4 полки. Несущая способность слабая, но для метизов, мелких инструментов, электрических в том числе, хороший вариант.
- Модульные. Состоит конструкция из нескольких модулей, которые стыкуются друг с другом. Можно наращивать полки до бесконечности.
Кроме всего обозначенного, производители предлагают навесные полки и ящики, рейлинги, решетки и прочие изделия, в которых можно хранить инструмент, инвентарь, крепежи и негабаритные предметы. Они могут быть прямыми или угловыми, можно вешать полки на стены или на потолок. Здесь максимальный показатель удобства.
Инструкция по самостоятельному изготовлению полок
Сложность изготовления зависит от того, из какого материала будет сооружаться самодельная полка в гараж. Если это металлопрофиль, то производитель работ должен обладать навыками работы с электросварочным аппаратом, электроинструментами и прочим инвентарем. Все эти агрегаты должны быть в наличии.
Если полка будет изготавливаться из дерева, то процесс упрощается, потому что для соединения частей не надо использовать сварку и другие сложные технологии. Все крепится саморезами. Поэтому далее будет идти разговор о том, как сделать из пиломатериалов полки в гараж своими руками.
Это будет самая дешевая конструкция, которая по безопасности эксплуатации уступает металлическим аналогам. Но чтобы увеличить этот критерий, нужно обрабатывать деревянные элементы антисептиками и антипиренами – именно в такой последовательности. После стеллаж красят или обрабатывают лаком.
Что понадобится
Для сооружения напольной полки в гараже потребуется:
- брус с сечением 50х50 мм;
- доски толщиною 20-35 мм, шириною 100-200 мм;
- металлические крепежные уголки;
- саморезы по дереву;
- наждачная бумага;
- защитные пропитки;
- краска или лак.
Но чтобы определиться с количеством требуемых материалов, нужно точно знать размеры гаражной полки. Высота должна быть равна высоте гаража. Это дает возможность на одной и той же площади разместить большее количество полок.
Глубина требует баланса. Потому что глубокие полки занимают много места, но с другой стороны они более вместительны. Поэтому у каждого свои в этом плане мысли, отсюда широкая вилка размера – 30-80 см. Но если полка предназначается для габаритных вещей, то берется максимальный размер, и наоборот.
С учетом, что для стоек выбран брус 50х50 мм, длина полки не должна превышать 1 м. К примеру, если длина гаража 4 м, то можно использовать 2 варианта:
- Изготовить 4 полки длиною по 1 м и соединить их между собой.
- Использовать брус большего сечения не только на стойки, но и на каркас полок. Это увеличит себестоимость сооружения.
Следующий размерный параметр – расстояние между горизонтально уложенными полками. Здесь стандарта нет, это может быть любой размер. Как рекомендация – 30-50 см.
Что потребуется из инструментов:
- пила по дереву;
- шуруповерт;
- карандаш и рулетка;
- металлическая линейка;
- строительный уголок;
- малярная кисточка;
- ванночка для краски.
Пошаговая инструкция
Изначально нужно изготовить этажерку, к примеру, длиною 1 м, глубиной 50 см и высотою 2,5 м. И таких стеллажей надо столько, сколько поместится в длину гаража. В первую очередь, следуя инструкции, надо нарезать стойки и элементы каркаса.
Высота 4 стоек по 2,5 м. Их нужно вырезать из подготовленного бруса 50х50 мм. Из этого же материала нарезаются части каркасной конструкции, на которые будут укладываться доски, формирующие полки. Поэтому нужно определиться с расстоянием между последними. К примеру, те же 50 см. Значит, потребуется 4 каркаса, нижний из которых устанавливается на высоте 50 см от пола.
Элементы каркасной конструкции – это 2 бруска длиною 1 м, равные длине стеллажа, и 2 бруска длиною 50 см, равные его глубине. Так как каркасов 4, значит, нужно нарезать 8 элементов по 1 м – это 8 м, и 8 по 50 см – это 4 м. Плюс длина стоек – их 4 по 2,5 м, то есть 10 м. Всего нужно 22 м.
В зависимости от длины одной рейки можно подсчитать их количество. К примеру, если длина одного бруска 4 м, значит: 22:4=5,5 шт. Придется купить 6 шт.
В первую очередь надо изготовить каркасы под сами полки. Это прямоугольная конструкция из 4 частей: 2 бруса длиною 1 м, 2 по 50 см. Их надо разложить на ровной поверхности: пол, верстак, стол, точно воспроизведя прямоугольник. Здесь можно использовать строительный уголок для выверения прямых углов между стыкуемыми элементами.
Все бруски между собой соединяются стальными крепежными уголками на саморезы. К примеру, вот так, как на картинке ниже.
Есть другой вид уголков. Они также являются надежными крепежами. Но для их использования края брусков надо подрезать под 45º, чтобы состыковать под прямым углом. При этом уголок укладывается по торцовой поверхности двух стыкуемых элементов. На фото ниже это видно.
Можно обойтись и без уголков. Просто крепление проводится длинными саморезами (не менее 80 мм), которые вкручиваются в торцы соединяемых брусков. В каждый торец по 2 самореза.
Стойки подрезаны по требуемым размерам высоты будущей полки, каркасы для горизонтальных подставок тоже готовы. Остается только собрать их в единую конструкцию.
Нужно на ровную поверхность уложить параллельно 2 стойки. На них с одного конца нанести метки карандашом на расстоянии 50 см. Приложить к ним один готовый каркас и закрепить их между собой теми же стальными крепежными уголками. Крепежи лучше устанавливать под каркасной конструкцией, чтобы уголки собой выполняли дополнительно функции опорной полки.
Точно так же через каждые 50 см устанавливаются и крепятся к опорным стойкам остальные 3 конструкции под полки. Остается прикрепить к полуготовой этажерке 2 оставшиеся стойки. Их можно уложить прямо поверх лежащей на полу конструкции и прикрепить к каркасам уголками на саморезы. Можно сделать наоборот: на уложенные параллельно друг друга опоры положить полуготовый стеллаж, перевернуть его на 180⁰.
Многоуровневая полка для гаража готова. Ее надо обработать антисептическим составом, который будет защищать дерево от плесени. Когда пропитка высохнет, наносится антипиреновый состав. Он тоже должен просохнуть. Далее вся конструкция покрывается краской или лаком.
Так изготавливаются все этажерки, которые между собой соединяются или саморезами напрямую, или перфорированными вставками в виде куска ленты. Крепление последних тоже на саморезы.
Есть другой вариант, который поможет собрать полку в гараже стационарного типа. Она будет прочно прикреплена к внутренней стене гараж. Для этого потребуется доска с сечением 30х100 мм. Ее крепят к стене горизонтально на уровнях через каждые полметра. К примеру, это будет 3-4 доски во всю длину стены гаража.
Далее собрать конструкцию, состоящую из тех же досок, уложенных через каждые 50 см на стойки из той же доски. Расстояние между опорами – 1-1,5 м. Получается решетка с ячейками 50х100 см. Ее нужно поставить вертикально на расстоянии от стены, равной глубине гаражного стеллажа.
Далее соединить с досками, прикрепленными к стене поперечинами из того же материала сечением 30х100 мм. Поперечины устанавливаются у каждой стойки по всей ее высоте на уровне горизонтальных элементов. Крепление то же – стальные уголки на саморезы.
Это экономичный вариант, потому что отсутствуют стойки у стены. Но при этом такой вид стеллажа невозможно перемещать, не разобрав его полностью.
Последний этап в сооружении полок для гаража – установка настила. Здесь можно использовать доски, фанеру, ОСП или ДСП, листовое железо, профнастил и даже пластиковые панели. Любой плоский материал сюда подойдет.
Можно использовать металлическую сетку. Просто выбирать необходимо из расчета нагрузки, которую тот или иной материал может выдержать. При этом сам настил к каркасу можно крепить или укладывать без крепежей. Если выбраны доски или панели, то лучше закрепить.
Предлагаем вашему вниманию статью — полки для обуви своими руками.
Полезные советы, как спланировать пространство гаража
Куда поставить полку, как распределить на ней инвентарь и инструменты – вопросов много. Поэтому несколько рекомендаций:
- Лучшее место для стеллажа – длинная стена в гараже.
- Если какими-то инструментами или другими вещами хозяин гаража пользуется часто, их надо укладывать на полки, расположенные в удобном месте.
- Емкости, наполненные жидкими вещества, на верхних уровнях лучше не хранить. Могут упасть, разлиться, повредить автомобиль или нанести травму человеку.
- Если ручного инструмента в гараже много, то лучше всего под него выделить одну большую зону. Их можно или разложить по позициям, или сделать в днище отверстия, куда эти инструменты вставляются.
- Покрышки от авто лучше хранить на полу. Для этого на нижней подставке снимается настил.
Фото варианты компоновки полок в гараже
Компоновать стеллажи в гараже можно по-разному. Главное, чтобы все пространство было удобно эксплуатировать. Вот несколько интересных вариантов.
Очень удобный вариант в плане формирования сразу нескольких зон вдоль стены. Здесь и верстак, полки над и под ним. Широкий пенал, в который войдет практически весь арсенал инструментов. Плюс – большой открытый шкаф для домашнего скраба, который в доме или квартире не поместился.
Еще один вариант с верстаком, но малогабаритный. Изготовлен из профилированной трубы методом сварки. Продумана система хранения покрышек, инструментов и горюче-смазочных материалов. Все компактно, удобно и надежно.
Угловой вариант для гаража, где деревянный верстак снабжен нижними нишами. Что удобно. Сверху к стене прикреплена открытая угловая полка – простая конструкция из настила, металлических кронштейнов, множества крючков, приспособленных для размещения инструмента. Вариант недорогой, тоже компактный, но функциональный.
Еще один угловой тип – подвесная модель из досок и труб. Эти трубы называются мебельными. У них тонкая стенка, но несущая способность удивляет. К ним продаются такие же фитинги (отводы, тройники и прочее). Собрать из труб можно любую конструкцию под размеры и форму гаража. Они могут быть настенными, напольными, угловыми и прочими. Удобный для самостоятельного изготовления материал.
Наверняка кто-то из читателей сам изготавливал стеллажи в гараж. Поделитесь опытом в комментариях – из чего собирали, какую форму выбрали, с каким трудностями пришлось столкнуться.