Проверка компрессора сплит-системы: особенности диагностики и рекомендации при неисправности

Холодильный компрессор — важный элемент сплит-системы. Благодаря ему в бытовых и промышленных установках достигается охлаждение и увлажнение воздуха.

В случае отказа компрессора сплит-система превращается в бесполезный вентилятор.

Для ремонта необходимо уметь проверять компрессор кондиционера сплит-системы на работоспособность. В статье рассмотрим устройство модуля, типичные поломки и дадим советы по устранению неполадок.

Устройство компрессорного модуля

Холодильный компрессор – компонент кондиционеров, являющийся электромеханическим устройством с полностью герметизированным внутренним объёмом.

В случае механических или электрических неисправностей ремонт такого устройства затруднён.
Не получится просто разобрать его, как другие, для доступа к неисправному узлу. Процесс более сложен, а в некоторых случаях может потребоваться …
демонтаж сплит-системы.

В случае серьезных поломок замена компрессора сплит-системы новыми комплектующими проще, чем его ремонт.

Компрессоры для бытовых сплит-систем представлены в различных вариантах. Форма часто цилиндрическая, но габариты могут значительно различаться.

Рассматривая машину в общем плане, схема механической части холодильного компрессора теоретически напоминает классический воздушный компрессор.

Машина оснащена шатунно-поршневой системой, часто ротационного типа, подшипниками и системой клапанов. Всё это находится внутри герметичного сварного металлического корпуса.

Внешнее и внутреннее устройство компрессора: балансирующий узел с подшипниками, каналы для масла, приводной мотор, спиральная конструкция, нагнетательный патрубок, клапанная система, муфта, масляный поддон, опорное основание.

Внутри корпуса устанавливается электрический привод. Систему привода спроектировали так, чтобы обмотка из проводов, лишенная воздушного охлаждения, охлаждалась рабочим хладагентом — фреоном.

Долговечность двигателей компрессоров обеспечивается этим эффективным способом их внутреннего охлаждения. Неисправности электродвигателей случаются редко.

Признаки неисправности компрессора

Если система сплит не поддерживает заданную температуру, возможно это связано с неисправностью компрессора.

Работа компрессорного блока кондиционера отчетливо слышна благодаря характерному звучанию, которое издает холодильный агрегат. Звук устройства нельзя назвать громким, но во время работы аппарата его слышно отчетливо.

При решении о ремонте внутренних неисправностей холодильного компрессора требуется извлечь его из системы и предварительно удалить хладагент из контура.

Из уровня шума можно определить отдельные типы неисправностей компрессора. Например, щелчок или скрип во время работы указывает на износ или повреждение клапанов.

При данной поломке эффективность компрессора существенно снижается, а корпус прибора нагревается значительно. В результате включается автоматическая тепловое реле, работа машины блокируется.

Часто спустя запуск компрессор останавливается, но по сути исправен.

Деффект в такой ситуации обычно вызван нехваткой или избыточным количеством хладагента в контуре. Тепловое реле, отвечающее за аварийную остановку, также может выйти из строя.

Один тип конструкции тепловых реле, применяемый для защиты компрессора сплит-системы от перегрева, может выйти из строя.

В процессе эксплуатации владельцу сплит-системы может прийтись столкнуться с ситуацией, когда компрессорный блок просто не запустится.

Компрессор не имеет видимых дефектов. Частой причиной подобной ситуации выступает неисправность пускового конденсатора емкостью от 10 мкФ и выше.

Конденсаторы, запускающие компрессор сплит-системы, имеют подобный вид. Емкость этих деталей зависит от мощности компрессорного агрегата.

Самый тяжёлый и почти невосстанавливаемый дефект компрессора сплит-системы – межвитковое замыкание обмоток статора привода. Стоит отметить, что в современных конструкциях герметичных компрессоров такая неисправность встречается очень редко.

Проверка аппарата в зависимости от дефекта

Проанализируем возможные шаги техника или пользователя в случае возникновения перечисленных выше неполадок сплит-системой.

Прежде чем продолжить, обратите внимание на следующее.

  1. Специалисты осуществляют обслуживание такого оборудования. О самостоятельной очистке сплит-системы сообщалось ранее. здесь.
  2. Система наполняется опасными химикатами.
  3. Прибор функционирует от высоковольтного источника питания.
  4. Необходимы знания в области электрики, электроники и механики.
  5. Есть опасность навредить здоровью.

Проверка системы спокойным, надежным и квалифицированным способом возможна при помощи профессиональных специалистов.

Возможно использование личных навыков и умений при условии осознания рисков. Второй вариант предполагает проверку оборудования на работоспособность.

Первый недостаток — большой объем механических звуков.

Если из машины доносятся необычные звуки, отличные от обычных, то скорее всего нарушилась целостность внутренних деталей.

Это могут быть подшипниковые узлы, детали клапанной системы и прочее. В подобных ситуациях единственный выход – замена всего агрегата.

Внутренние повреждения потребовали ремонта агрегата. Для доступа к нему разрезали корпус отрезным кругом. После ремонта потребуется герметично заварить корпус.

Избыток хладагента, загруженного в систему, может стать причиной повышенного шума. Такой шум не является механическим и при работе компрессора длительностью несколько минут система автоматически его останавливает из-за высокого давления.

Для проверки обоих вариантов проводят следующие действия:

  1. Соединить манометрическую станцию с нагнетательной стороной.
  2. Перекрыть поток воды на системе, задействовав крановую арматуру.
  3. Контролировать показания давления.

При дефектных клапанах шум увеличивается, однако давление почти не изменяется или изменяется незначительно. При неисправных подшипниках рост шума идёт вместе с повышением давления.

При проверке объема хладагента в контуре, функционирующем с помощью компрессора, манометрическая станция может применяться. Недостаток или избыток хладагента могут стать причиной сбоев в работе агрегата.

Избыток хладагента повышает давление в контуре, усиливает шум и может привести к отключения компрессора системой автоматов (датчика давления). следующей публикации.

Проблема #2 — переполнение или недостаток фреона

Тип неисправности устанавливается с помощью манометрической станции. Отключите сплит-систему от электросети, подождите немного, затем подключите манометрическую станцию и запустите кондиционер. Следите за показаниями приборов.

Рабочее давление для бытовой сплит-системы определяют по технической бирке на корпусе наружного блока. Бирка указывает предельные параметры давления в контурах нагнетания и всасывания.

Таблица с пределами давления нагнетания и всасывания служит для диагностики неисправностей.

Переполнение системы хладагентом сигнализирует о том, что превзойдены границ табличных значений. Но таблица содержит лишь максимальные показатели давлений.

Определение дефицита хладагента происходит по-другому. Среднее значение давления всасывания для бытовых сплит-систем составляет приблизительно 4-6 бар (АТИ), что варьируется в зависимости от схемы подключения.

Если давление всасывающей части контура на манометрической станции ниже диапазона 4-6 Бар, это свидетельствует о недостатке заправки.

Неисправность приводит к посторонним шумам при работе компрессора и частым включениям его защит.

Проблема #3 — нет запуска холодильного компрессора

Часто встречающийся недостаток сплит-систем, связанный с компрессором, проявляется полным отсутствием моменту запуска холодильного компрессора. Система исправно переходит в режим охлаждения, все приборы автоматики функционируют нормально.
В другом случае – вентилятор конденсатора.

При включении кондиционера вентилятор сплит-системы не запускается – сигнал о поломке пускового конденсатора, отвечающего за подачу тока на компрессорный агрегат.

При таком состоянии работы сплит-системы вентилятор конденсатора демонстрирует нетипичное поведение. В момент запуска кондиционера лопасти вентилятора начинают вращаться, но вскоре вращение останавливается.

Внутренняя часть кондиционера работает даже если компрессор наружного блока отключен.

Этот недостаток чаще всего наблюдается на системах, проработавших без сбоев пять лет и более. Причина такой работы системы — стартовый конденсатор, входящий в цепь питания электродвигателя компрессора.

Проверить исправность конденсатора легко. Подробности – далее.

Проблема №4 — короткое замыкание обмотки статора между витками.

Определить подобную неисправность — задача непростая. Например, при замыкании 2-3 витков на небольшом участке выявить дефект почти невозможно без специального прибора.

При повреждении обмотки компрессора сплит-системы происходят разрывы проводов. Ремонт такого типа допускается только в мастерской, но результат может быть неудовлетворительным.

Другие варианты, при замыкании отдаленных друг от друга участков, можно определить по простому измерению сопротивления обмоток статора.

Обмотка с «коротким» замыканием обычно обладает наименьшим сопротивлением по сравнению с другими. Для определения точного значения необходима подробная электрическая схема двигателя.

Советы по ремонту техники

Починка внутренних поломок компрессора сплит-системы осуществляется только специалистами в мастерской.

При неисправности компрессора из-за переизбытка или недостатка хладагента ремонт можно выполнить своими силами.

При избытке фреона можно удалить часть газа из системы. В другом случае требуется наоборот – заправить систему дополнительным объемом газа.

Ремонтировать при межвитковом замыкании дома бессмысленно.

При неисправности компрессора из-за пускового конденсатора необходимо открыть верхнюю крышку внешнего блочного устройства после отключения машины от электричества.

Извлеките конденсатор и измерьте его сопротивление тестером в режиме мОм, прикасая щупами к рабочим клеммам поочередно. Неисправный конденсатор не покажет разрядный эффект. Это повод для замены.

Выводы и полезное видео по теме

Видео предназначено для тех, кто хочет самостоятельно отремонтировать серьёзно повреждённый компрессор сплит-системы.

Современные сплит-системы эксплуатируются длительное время без ремонта, особенно при серьёзных поломках, таких как межвитковое замыкание или механический износ.

Простые поломки устраняются легко, а при серьезных неполадках целесообразно приобрести новую систему кондиционирования. покупка новой сплит-системы.

Есть ли у вас методы диагностики компрессоров, которые мы пропустили? Поделитесь своими наблюдениями, дополнениями и советами в комментариях.

Если самостоятельный поиск причины поломки сплит-системы вызывает затруднения, обратитесь за советом к нашим экспертам или другим посетителям сайта в комментариях.