Бытовые, офисные и промышленные кондиционеры обычно функционируют на хладагенте — фреоне. Это вещество может быть жидким или газообразным при разных давлениях и температурах.
Опыт эксплуатации кондиционеров не отменяет необходимости его демонтажа, например, при ремонте. В таких ситуациях владелец обращается к информации о самостоятельном снятии кондиционера без потери фреона для попытки устранения поломки без помощи специалистов.
Что нужно знать о хладагенте кондиционера?
Сложности с работой кондиционеров, равно как и другой техники, случаются часто. Тем, кто собирается заниматься их ремонтом, даже самостоятельно, необходимо знать основы, например о фреоне, если предстоит установка, демонтаж или ремонт.
Современные системы кондиционирования воздуха, предназначенные для бытовых или офисных помещений, функционируют с использованием хладагента, наименование марки которого указано в инструкции и на корпусе устройства.

Домашнему мастеру для начала необходимо узнать марку хладагента, используемого в системе. Информация о марке фреона указана на технической табличке аппарата, которая располагается на корпусе наружного модуля.
Какие данные необходимы для монтажа, демонтажа и запуска оборудования в работу?
Фреон обладает высокой текучестью, поэтому при малейшем повреждении герметичности системы хладагент полностью покидает её. Данный класс веществ относится к химическим соединениям, которые способны разрушать озоновый слой атмосферы. В связи с этим выпуск фреона в атмосферу даже в небольших количествах недопустим.
Установка нового кондиционера не представляет большой опасности утечки хладагента, но требует определенных знаний. Демонтаж системы – совсем другое дело. Давайте узнаем, как правильно снять кондиционер, чтобы фреон не вытек.
Демонтаж кондиционера с сохранением фреона
Рассмотрим два способа демонтажа бытовых сплит-систем с полной сохранностью фреона, доступные потребителям кондиционеров.
- Демонтаж рабочей установки.
- Демонтаж неисправной установки.
Два подхода отражают практику использования бытовых и прочих кондиционеров.
Второй случай, когда требуется снять неработающее оборудование, встречается даже чаще первого. Работоспособные кондиционеры снимают достаточно редко, давая машинам прослужить весь срок, указанный производителем.
Вариант #1 — демонтаж рабочего оборудования
Этот разбор часто происходит при переезде пользователя в новое место жительства или работы. В редких случаях техника демонтируется для замены её новой, более продвинутой версией.
Основные шаги снятия системы с утилизацией хладагента.
Этап #1 — откачка фреона из системы
Независимо от причин демонтажа рабочего оборудования, кондиционер нужно заблаговременно консервировать.
Под этим термином предполагается:
- разборка системы по отдельным модулям;
- отсоединение линейных трубопроводов;
- отключение электрических соединений;
- сохранение фреона в системе.
При исправном кондиционере выполнение пунктов из списка не представляет сложности.
Необходимо предварительно откачать фреон из испарителя (деталь внутреннего блока) и медных трубок, соединяющих внутренний модуль с наружным блоком.
Откачку хладагента в данном случае осуществляют исключительно встроенные средства компрессора кондиционера.
Действия пользователя сводятся к следующему:
- Закройте вентиль для фреона, ведущий к испарителю (трубка с меньшим диаметром).
- Не закрывать вентиль на трубе, которая больше по диаметру, и предназначена для отвода паров.
- Включить кондиционер в работу в режиме «охлаждение».
- Подождать, пока система отключится из-за низкого давления.
- Откройте кран на линии отвода пара.
Вкратце, данная технология иллюстрирует процесс снятия бытового кондиционера с сохранением фреона в наружном модуле.
После завершения процедуры понадобится разобрать установку кондиционирования на отдельные модули для перевозки в другое место монтажа.
Второй этап — разборка бытовой сплит-системы на модули.
В дальнейшем разберёмся, как разобрать кондиционер на модули. Но только после осуществимости описанного ранее процесса откачивания фреона компрессором.
Подключить манометрическую станцию рекомендуется к штуцеру, предназначенному для заправки/откачки фреона.
Этот сервисный порт, являющийся частью конструкции запорного вентиля газовой линии (большого диаметра), закрывается латунной винтовой пробкой, которую необходимо сначала снять.
Подключение манометрической станции к сервисному порту осуществляется с помощью манометра (мановакууметра), предназначенного для контроля стороны низкого давления. На фирменных приборах эта часть оборудования, включая переходной шланг, обычно имеет синюю окраску. Запорный вентиль синего манометра станции должен находиться в положении «закрыт».
Сервисный порт линии низкого давления с обратным клапаном открывается при подключении шланга с резьбовой головкой. Головка надавливает на шток клапана, позволяя соединить и разъединить порт быстро и аккуратно.
Подключив манометр, убедитесь в наличии давления в линии. Если давление отсутствует, отсоедините трубопроводы от наружного блока, открутив накидные гайки крепления. В противном случае, повторите процедуру откачки хладагента компрессором.
После этого выключают подачу электроэнергии к внешнему и внутреннему блокам, а также на разъемные соединения модулей. В случае повторного использования проводов рекомендуется их нумеровать. новом монтаже.
Этап третий — извлектие блоков с точек установки.
На следующем этапе необходимо произвести демонтаж модулей кондиционера: наружного и внутреннего, с их первоначальных позиций.
Внешний модуль малого веса (до 50 кг), установленный на небольшой высоте, можно снять вручную усилиями двух человек с применением лестниц при необходимости. В случае установки рядом с окном также возможен ручной демонтаж аппарата, но это достаточно рискованное и опасное действие.
Демонтировать внешний модуль на большой высоте без близлежащих грузовых терминалов (например, окон или дверей) – это более сложная процедура.
Для подобных ситуаций съемки обычно применяют вспомогательные приборы и обращаются в ремонтные мастерские.
- альпинисты;
- механические вышки;
- краны и т.п.
Обычно демонтаж внутреннего блока сплит-системы не вызывает сложностей. Если во время монтажа системы кондиционирования переход трубопроводов сквозь стену был герметизирован, потребуется аккуратно открыть эту часть стены, чтобы извлечь часть линейных труб, выведенных наружу. Перед работой с медными линейными трубками соединение трубопроводов разрывается непосредственно на внутреннем модуле, а сам модуль снимается с креплений.
Иногда целесообразно не отсоединять медные трубки от внутреннего модуля, демонтируя блок системы вместе с трубопроводами. Такой вариант возможен при короткой (не более 1,5-2 метров) линии, соединяющей системные модули.
Внутренний модуль бытовой сплит-системы крепится на верхней кромке монтажной пластины, прикрепленной к стене. Для его снятия нужно слегка потянуть вниз нижнюю кромку корпуса, прилегающую к стене, а затем вытащить нижнюю часть корпуса наружу. Это позволит отсоединить нижнюю область корпуса от фиксаторов.
Подняв корпус немного вверх, можно снять внутренний модуль сплит-системы.
В случае затруднений при разборке и прорыва хладагента не беспокойтесь. заправке хладагента.
Вариант #2 — демонтаж нерабочего кондиционера
Удаление фреона из неисправного бытового кондиционера сложнее, чем в первом случае.
При нерабочем компрессоре Как осуществить отсасывание хладагента непосредственно во время демонтажа кондиционера, если стандартная функция откачки недоступна?
Этот способ удаления требует помощи сервисных компаний из-за необходимости специальных приборов – станций по откачке фреона.
Использование станции откачки фреона обеспечивает полное удаление хладагента из системы кондиционирования воздуха. При необходимости станция ликвидации позволяет также осуществить вакуумирование внутреннего пространства контура наружного блока снятой системы кондиционирования.
Неисправный кондиционер очищают от фреона двумя способами удаления хладагента.
- Ликвидация жидкого вещества.
- Ликвидация газообразного вещества.
Сбор жидкой фазы фреона — первый этап откачки из неработающей системы кондиционирования воздуха. Для этого на линейных трубопроводах кондиционера открываются запорные вентили полностью.
Помимо запорных вентилей необходимо открыть регулирующие электромагнитные клапаны, установленные согласно схеме наружного модуля.
Чтобы перевести клапан в открытое положение, на катушки клапанов подаётся кратковременный ток нужной величины.
На весы устанавливают тару — баллон для фреона, оснащенный двухходовым (газовым и жидкостным) терминалом. Баллон должен быть подходящим по марке хладагента: например, для хранения фреона R22, если откачивается именно этот хладагент.
К баллону подсоединяют сервисные трубки и раскрывают на нем нужные вентили (жидкостные или газовые).
На следующем этапе включают станцию ликвидации фреона и открывают вентили манометрической станции, которая предварительно подключена в схему ликвидации хладагента из нерабочего кондиционера. Откачку фреона контролируют по стеклу манометрической станции.
Процесс откачки фреона аналогичен, за исключением того, что при извлечении газообразного фреона открыт газовый вентиль на сборном баллоне.
В этом случае — удаление газообразного вещества путем подключения шланга к газовому вентилю (терминалу).
Важно помнить, что система откачки хладагента подразумевает заполнение сборного баллона не более чем на 80%. А алгоритм работы станции ликвидации хладагента обычно настраивается именно на этот объем. Сама конструкция ликвидационной станции оборудована датчиками для контроля собранного объема.
По окончании работы по ликвидации фреона можно переходить к демонтажу кондиционера.
Выводы и полезное видео по теме
Особенности эвакуации фреона демонстрирует следующий ролик.
Снятие бытового кондиционера должно производиться с полной откачкой хладагента, чтобы предотвратить утечку фреона. В действительности же порой фреон просто выпускают в атмосферу. Это недопустимо, так как вредит окружающей среде. Простыми словами: люди своими руками ухудшают условия жизни, сливая фреон без соблюдения норм.
Поделитесь своим опытом откачки фреона и рекомендациями по ремонту в комментариях.
Если у вас есть вопросы, которые не были освещены в статье, задайте их экспертам и другим посетителям сайта.