Протекающий хладагент является одной из частых причин неисправностей в работе кондиционеров. Для устранения проблемы необходимо дозаправить систему и проверить герметичность корпуса устройства.
Лучше поручить выполнение этой процедуры специалистам компании, обслуживающей кондиционер по договору. Самостоятельная заправка затруднена: необходимо учитывать нюансы технологического процесса и наличие специального оборудования.
Всем, интересующимся этой темой, предлагаем разобраться: как подготовить прибор, проверить количество фреона и произвести заправку кондиционера.
Что нужно знать о хладагенте?
В качестве хладагента в современных сплит-системах Чаще всего применяют фреон. Это газ, который при сжатии становится жидкостью. Путешествуя по системе внутренних трубок, фреон поглощает тепло. На внешнем агрегате тепло отдается окружающей среде.
Важный компонент системы — компрессор, который непрерывно взаимодействует с хладагентом, сжимая его до жидкого состояния. Недостаток фреона в контуре приводит к перегрузкам оборудования, что практически гарантирует его скорое выведение из строя.

Важно помнить, что цена компрессора может превышать пол стоимости новой сплит-системы. Если обнаружен недостаток фреона в системе, проверить компрессор и выполнить заправку как можно скорее.
Если эффективность работы кондиционера снизилась и помещение остывает дольше, возможно, нужно проверить уровень хладагента в системе.
Обмерзание наружной трубы контура может указывать на утечку фреона. Хладагент иногда выходит за пределы системы вследствие разгерметизации. монтаж кондиционера Работа проведена верно, за год расход топлива может снизиться на 8-10 %.
Если кондиционер исправно функционировал несколько лет. обслуживание сплита Работа производилась по инструкции изготовителя, однако затем прибор охлаждения помещения работал недостаточно эффективно, вероятно, требуется дополнительная заправка.
В некоторых случаях требуется полностью удалить старый хладагент и заправить систему новым фреоном.
Современные кондиционеры чаще всего заполняют фреоном марок R-410А и R-407С. Последний — смесь из трех хладагентов. Его нельзя добавлять к остаткам вещества в системе, так как компоненты испаряются с разной скоростью при утечке, изменяя пропорции.
Фреон марки R-410А — более современная версия, применяемая в последних моделях сплит-систем. Составы R-407С и R-410А не вредны для окружающей среды, в отличие от фреона R-22. Его используют давно, но из-за вреда озоновому слою рекомендуется избегать использования.
Безопасность фреона прямо пропорциональна стоимости. Нельзя экономить и использовать неподходящий хладагент. Информация о необходимой марке фреона указана в инструкции по эксплуатации и на шильде наружного блока.
Как подготовить прибор?
Нельзя взять баллон с хладагентом, подключить его к трубке и ввести в систему какое-то количество вещества. Сначала нужно подготовить устройство. Быстрый утечка фреона указывает на разгерметизацию корпуса.
Чтобы возобновить подачу газа в систему, необходимо выяснить причину неисправности, устранить ее, а только потом пропускать новую порцию газа. Проверяют герметичность контура и при пополнении хладагента, потерянного в процессе эксплуатации. Часто утечки появляются из-за неправильного монтажа.
Некоторые мастера неправильно обрабатывают края меди: обрезают развальцованный участок без восстановления вальцовки, из-за чего возникают течи в местах соединения трубы с внешним блоком. Медь мягкий металл.
Валцовку можно повредить, даже не отрезая трубку, достаточно неровно закрутить крепеж. Поэтому перед заправкой сплит-системы необходимо развинтить соединение и проверить состояние края трубки. При повреждении его нужно обрезать, развальцевать и завинтить крепление. При этом действовать следует аккуратно: гайка должна вкручиваться легко, без усилий.
О вероятных неисправностях кондиционера и путях их решения можно узнать дополнительно в… этой статье.
Перед заправкой систему сушат. В контур подают азот или фреон для вытеснения примесей. При высоком давлении тщательно осматривают устройство на наличие утечек газа. Иногда применяют ультрафиолетовую лампу.
Методы контроля количества фреона
При самостоятельном заправке сплит-системы фреоном важно соблюдать оптимальное количество хладагента: недостаточно – система не будет функционировать должным образом, а избыток может привести к поломкам компрессора.
Для устройства такая ситуация более неблагоприятна, чем недостаток нескольких граммов хладагента в системе. По этой причине контроль объёма фреона, подаваемого в систему, необходим при заправке.
Делают это следующими способами:
- Определяя изменение массы баллона, содержащего хладагент.
- При заданном уровне давления в системе.
- Просматривая состояние контура сквозь смотровая стёкла.
- С изменением температуры вентилятор внутреннего блока.
Чтобы узнать количество фреона, нужно отслеживать изменение веса баллона. Перед наполнением емкость с хладагентом ставят на весы, сбрасывают показания и следят за изменениями при открытом кране.
Когда масса уменьшится на требуемую величину, заправку останавливают. Данный метод применим только при полной заправке контура. При дозаправке системы необходимо знать вес хладагента, уже находящегося внутри, что в домашних условиях затруднительно.
Для таких задач выпускаются специализированные весы, однако многие специалисты используют доступные домашние модели.
Требования к прибору следующие:
- грузоподъемность — не менее 20 кг;
- градация шкалы — от 100 г;
- наличие опции взвешивания тары.
Для контроля изменения массы емкости с хладагентом удобнее всего применять электронные весы.
Ещё можно отрегулировать давление в магистрали до требуемого уровня. Для такой регулировки нужен манометрический коллектор, позволяющий измерить давление в системе.
На контур поступает хладагент частями, сравнивая давление с нормой до достижения равенства.
Коллектор — оборудование недешевое, покупать которое для однократного использования раз в несколько лет нецелесообразно. Его применяют не только при заправке фреоном, но и при осушении и вакуумировании системы. Такой инструмент можно взять у знакомого мастера или арендовать в специальной точке.
Смотровая трубка для оценки состояния хладагента доступна специалистам. Это метод заключается в визуальном наблюдении за потоком хладагента до момента исчезновения воздушных пузырей. В быту применяются первые два метода.
Температуру измерить просто, но не всегда это точный способ. Вентилятор с заполненным контуром обычно имеет температуру около восьми градусов, некоторые модели могут иметь пять, допускается отклонение на пару градусов. Хладагент добавляют небольшими порциями, делая замеры периодически.
Как заправить кондиционер хладагентом?
Для начала подготовьте баллон с фреоном, весы, коллектор и термометр, а также вакуумный насос и прочее оборудование.
Порядок работы по заправке сплит-системы на весах такой:
- Перед работой вентиляторов радиаторы следует очистить от пыли.
- Открутить колпачок с массивной трубы блока наружного устройства.
- Присоедините этот выход к шлангу коллектора.
- Установить на весы емкость с фреоном.
- Положите груз с весом нуля на платформу весов и активируйте режим измерения веса тары.
- Соедините вакуумный насос с контуром для удаления из системы остатков старого фреона, влаги, загрязнений и воздуха.
- Подключить к контуру емкость с фреоном.
- Включить кран и отслеживать показания весов.
- Закройте кран и разъедините ёмкость с кондиционером.
- Снимите шланг и закройте отверстие пробкой.
- Проверить работу системы.
При заправке с контролем температуры установите среднюю скорость вращения вентилятора внутреннего блока и включите устройство в режим охлаждения до достижения 18°С. Запишите температуру и показания манометра.
При температуре 25°С давление в контуре должно быть 4,2–5 бар.
После достижения максимального давления измеряют температуру воздуха повторно.
Уровень должен снизиться существенно. В этот момент манометр открывают приблизительно на 10 секунд, после чего продолжительность закачки хладагента в систему ведется до достижения максимального давления.
Когда температура воздуха опустится на 12-14 градусов Цельсия, заправку можно закончить и приступить к испытанию системы.
Для оценки работоспособности прибора после дозаправки необходимо его подключить к сети и установить минимальный режим охлаждения. Примерно через четверть часа если трубы начнут покрываться льдом, в системе недостаточно хладагента, требуется добавить фреон. В противном случае процедура завершена успешно.
Несколько важных нюансов
Перед началом работ прочитайте техпаспорт кондиционера и прилагаемую к нему инструкцию. Если эти документы отсутствуют, обратите внимание на металлический шильд на наружном блоке.
На этой металлической пластине обычно указаны основные сведения о данной модели. Можно узнать марку фреона, необходимое давление в контуре, количество граммов хладагента для заправки системы и другое.
Давление в контуре зависит от хладагента и температуры воздуха. При измерении по манометру при сильных колебаниях температуры необходима поправка. Информация о корректировке давления доступна в справочниках.
Во время проверки работы кондиционера после наполнения фреоном разрешается активировать только режим охлаждения. Неправильное включение нагрева может привести к заливу компрессора и полной поломке системы.
Выводы и полезное видео по теме
Заправка сплит-системы фреоном:
Как выполнить дозаправку контура:
Самостоятельная заправка сплит-системы сложна, однако выполнима. Для этого требуется выбрать подходящий способ, найти нужное оборудование и чётко следовать инструкции по заправке. В случае отсутствия полного понимания процесса целесообразно обратиться к профессиональному мастеру за помощью и советом.
Хотите дополнить информацию или у вас появились вопросы о заправке сплит-системы? Оставляйте комментарии к посту, участвуйте в обсуждениях и делитесь своим опытом восстановления климатического оборудования. Форма обратной связи расположена внизу блока.