Климатическая техника китайской компании Gree завоевала рынок уже давно. Это крупнейший в мире производитель кондиционеров. Многообразие моделей, выпускаемых во всех сегментах рынка, дает о себе знать — разобраться с тем, как работают блокирующие системы и как устроены механизмы самодиагностики без общего представления об их типичных ошибках невозможно.
Эти кондиционеры не так уж сложны в сравнении с оборудованием от производителей, претендующих на высокотехнологичность, а не на массовость. Ведь коды ошибок кондиционера Gree максимально унифицированы. Надо просто знать, где, что искать и как трактовать.
А ведь было бы не лишним знать, стоит ли платить деньги мастеру сразу после самоотключения кондиционера, не так ли? На наше и ваше счастье производитель сделал так, что в большинстве случаев причину поломки или как минимум «больную часть» кондиционеров Gree можно установить, научившись пользоваться всеми их функциями.
Самые распространенные кондиционеры Gree
Вопрос не праздный, так как в большинстве случаев обыватель осведомлен о типах кондиционеров довольно слабо. Кроме того, кондиционеры одного и того же типа часто имеют несколько разных наименований.
Когда говорят о бытовых кондиционерах, в большинстве случаев имеют в виду двухблочные настенные инверторные сплит-системы. Кондиционеры без инвертора — уже вчерашний день, в мире их начинают запрещать к продаже.
Если упрощенно, то сплит-системы — это такие кондиционеры, одна «коробка» которых висит за окном, другая в помещении. Также Gree производит и мультисплит системы. Мультисплит системы — это когда «коробка» за окном только одна, а внутри дома «коробок» несколько и все в буквальном смысле слова создают «погоду в доме».
Присмотрелись? Увидели за окном коробку? Отлично, этого достаточно, продолжаем диагностику.
Кондиционеры Грии могут использовать для работы хладагенты:
- фреон R22;
- фреон R410a.
Химическая формула первого вещества — дифторхлорметан, второй представляет из себя смесь пентафторэтана и дифторметана. Названия запоминать необязательно, главное, что следует запомнить, — ошибки двух- и мультиблочных кондиционеров марки Грии, работающих на разных хладагентах, отображаются одинаково.
Общие принципы диагностики
Показатели датчиков внешнего блока выводятся на пульт управления и внутренний блок. На пульте высвечиваются ошибки, которые дублируются миганием лампочек-индикаторов. Их расположение и назначение легко запомнить, их всего три.
А можно и не запоминать, на ряде моделей они подписаны и их названия точно есть в инструкции:
- Индикатор работы (Running), его мигание отвечает за ошибки с литерами Е и Н6.
- Индикатор тепла (Heating mode), он «подмигивает», если кондиционер Грии выдал ошибки с литерами H0-H9, FA, FH.
- Индикатор холода (Cooling mode), ошибки F0-F9, FF.
Лампочки мигают в определенной последовательности, тем самым «выдавая» ту или иную ошибку. Также ошибки дублируются на самом блоке и на пульте. Так что считать количество помигиваний, которые повторяются каждые 3 секунды, необязательно. Тем более что их может быть 9 или 11.
Ряд моделей кондиционеров Gree имеет малоинформативный дисплей или не имеет его вовсе. Поэтому проще всего для диагностики использовать пульт, на котором написано все, что требуется знать для определения неисправности. Диагностика производится с ориентацией на данные многочисленных датчиков кондиционера.
Первые действия при сбое работы кондиционера
И вот, случилось страшное. Замигали индикаторы, на пульте высвечивается литера «ошибки», кондиционер отключился, уже можно начинать паниковать? Паниковать в любом случае не нужно. Для начала надо обесточить внутреннюю панель кондиционера. Если в доме установлена мультисплит система, то надо обесточить их все.
После этого надо подождать минут 5 и включить обратно. Если после повторного включения опять будет высвечиваться та же ошибка, то следует узнать, с чем придется иметь дело. Не исключено, что сломались датчики, а система в порядке. А возможно, ошибок не одна, а несколько.
В этом случае кондиционеры Gree высвечивают самую потенциально опасную ошибку. Для большей простоты восприятия лучше условно разделить возникающие ошибки по отвечающим за них индикаторам.
Ошибки по индикатору работы кондиционера (Е)
Ошибка E0 кондиционера Gree означает недостаточно высокое пусковое напряжение. То есть, скорее всего, «в розетке» просто недостаточное напряжение. Для кондиционера это потенциально опасно, так как продолжительное воздействие на его электросети пусковых токов может вызвать перегрев, который «сожжет» изоляцию проводки, а после и сам электроприбор.
Если дело «в розетке», то проблема решается покупкой стабилизатора напряжения, который приведет напряжение к нужным 220В.
Но возможно, дело и в проводке самого кондиционера. Поэтому если напряжение сети составляет 220В, но кондиционер по-прежнему выдает ошибку E0, то нужно проверять ее.
Ошибка E1 — это отключение с целью защиты компрессора от слишком высокого давления. Ошибка E3 означает, что на компрессор подается слишком низкое давление.
Иногда для устранения E1 достаточно хорошо помыть воздушный конденсатор кондиционера. Если он недостаточно обдувается, то это ведет к повышению давления фреона. Если кондиционер имеет водяной конденсатор, надо проверять поступление воды. Еще одна возможная причина — переизбыток самого фреона или не отрегулированный терморегулировочный вентиль.
На всякий случай стоит сразу проверить вентиль. Он должен быть как минимум открыт. Если визуально все в норме, то для регулировки контура придется звать мастера. Самостоятельно, к тому же без навыков и манометра отрегулировать вентиль (возможно, также придется регулировать нагнетательный клапан) и перезалить фреон по весам вряд ли получится.
Слишком низкое давление в контуре может возникнуть, если испаритель, вентилятор или фильтр загрязнены. То есть алгоритм действий точно такой же. Сначала удаляется грязь, а потом регулируется контур. Также надо проверить плотность вальцовки соединений. Если на них видны следы масла, то значит, смесь подтекает.
Ошибка E2 означает, что внутренний блок кондиционера может начать обмерзать или уже обмерзает.
На примере этой ошибки можно пояснить общий принцип диагностики проблем, связанных с компрессором (E1-E5):
- Какой-то датчик срабатывает, предупреждая о проблеме.
- Удаляем загрязнения, которые могут вызвать температурные экстремумы. Проверяем крыльчатку вентилятора. Все равно пульт «выдает ошибку»?
- Вероятнее всего, проблема в уровне фреона, подтекают неплотно свальцованные медные трубы, неправильно отрегулированы терморегулировочный вентиль или нагнетательный клапан.
Если это так, то скорее всего придется вызывать мастера. Так как речь идет либо об изначально неправильном монтаже кондиционера (придется перевальцовывать трубы и перезаправлять фреоном кондиционер), либо о более серьезных проблемах, требующих замены комплектующих.
По этому же принципу решается проблемы E5 (срабатывание датчика защиты компрессора от перегрузок) и E4 (срабатывание датчика защиты нагнетающей трубки компрессора от перегрева).
Ошибка E6 говорит о том, что отсутствует фаза, то есть необходимо переподключить коммутации. Также проверять коммутации надо при ошибке H6. Действуя последовательно и не торопясь, можно найти проблему в электроцепи.
Ошибка E7 — противоречие заданных режимов, характерна для мультисплит систем. Один блок мультисплит системы настроен на режим, противоречащий другому блоку той же системы. Кондиционер, выражаясь по-простому, запутался.
Ошибка E8 означает, что датчик электродвигателя внутреннего блока показывает перегрев испарителя. Опять-таки, надо проверять терморегулеровочный вентиль и нагнетательный клапан. Если они в порядке, то возможно, в испарителе просто кончается фреон. А возможно, забились трубки испарителя.
Отключение в результате ошибки E8 защищает от подачи слишком холодного воздуха в режиме нагрева. Холодный воздух может привести к образованию жидкости, которая, в случае попадания ее в компрессор, почти наверняка выведет его из строя.
И, наконец, ошибка F0 означает, что датчик нагнетения сломался. Скорее всего, так они и есть.
Ошибки по индикатору холода кондиционера (F)
Ошибки по индикатору холода говорят о неисправности датчиков. Но как же так? Ведь выше было написано о том, что практически все ошибки по индикатору работы могут быть связаны с тем, что датчик работает некорректно.
Тут как раз и вступает в действие правило приоритета потенциально более опасных неисправностей. Выведенный из строя в результате перегрева или перегрузки компрессор означает окончательную поломку кондиционера. А выведенный из строя датчик — только потенциальную поломку.
К тому же датчиков на кондиционерах Gree стоит много. Вот лишь некоторые из них:
- на испарителе (ошибка F1)
- на конденсаторе (ошибка F2)
- на наружном блоке стоит датчик, измеряющий показатели на улице (ошибка F3)
- температурный датчик нагнетения (ошибка F4)
- датчик нагнетающей трубки компрессора (ошибка F5), той самой трубки, которая может перегреться и выдать ошибку Е4.
Если датчики не работают как следует, то их надо менять, другого выхода нет. Определить, исправен температурный датчик или нет можно при помощи омметра или мультиметра. Они измеряет сопротивление датчика. Также понадобится термометр. Он измеряет температуру воздуха в момент измерения.
Штатное сопротивление при конкретной температуре термистеров Gree можно узнать из развернутого описания модели. Для того чтобы измерить сопротивление датчика, надо извлечь его из цепи, поэтому лучше адекватно оценивать свои познания в электротехнике. Если в них есть сомнения, то лучше позвать мастера. У него заодно и мультиметр откалиброван.
Ошибка F6 означает, что конденсатор перегревается, а вентилятор работает на малых оборотах. При этом ошибка F6 отнюдь не всегда означает, что вентилятор работает плохо. Возможно, дело в утечке фреона.
Ошибка F7 защищает кондиционер от утечки масла, срабатывая при его уносе из системы. Ошибки F7 и F6 часто случаются почти одновременно по одной и той же причине — утечке рабочей жидкости на вальцевых соединениях медных труб.
Надо внимательно осмотреть соединения, при наличии на них следов масла, можно начинать готовиться минимум к перевальцовке всех соединений — кондиционер был установлен неправильно.
Коды F8 и F9 говорят об угрозе компрессору при низкой частоте вращения. F8 — компрессор перегружается при низкой частоте вращения, F9 — при высокой температуре нагнетания и низкой частоте вращения. Причинами перегрузки компрессора в данном случае может быть вообще все что угодно. От банальной грязи до сгоревшей платы управления. Поэтому лучше сразу обращаться в сервис.
Ошибка FF говорит об отсутствии питания на одной из фаз, надо проверять коммутации.
Ошибки по индикатору тепла кондиционера (H)
Наиболее часто встречающаяся неприятность — это код H1. Она же самая легко исправимая.
Кондиционер перестал подавать тепло потому что включил режим размораживания внешнего блока. Сработал контрольный датчик теплообменника наружного блока и автоматика выключила нагнетание тепла. Оно подается на наружный блок, размораживая его. Разморозит — все будет работать. Если нет, то нужно проверять исправность датчика и теплообменник.
Ошибка H2 означает, что под угрозой находится электростатический фильтр, тот самый который собирает пыль и другие частицы, циркулирующие в воздухе. Этот фильтр можно почистить. Или заменить на новый. По отзывам, именно фильтры кондиционеров Gree являются одним из наиболее слабых мест. Так что лучше бы научиться их чистить заранее.
Для этого надо просто извлечь фильтр из кондиционера, прополоскать в моющем растворе, хорошо промыть под струей воды и как следует просушить. А потом вставить обратно.
Кондиционер с загрязненным фильтром работает громче, также возможно заметное искрение. Так что можно принять меры, не дожидаясь ошибки H2.
Ошибка H3 защищает компрессор от перегрева. Перегрев, как и перегрузка компрессора, могут возникнуть из-за утечки масла, фреона или фреона и масла. В первую очередь надо проверять вальцевые соединения. А может, из-за неисправности вентилятора или конденсатора.
Если следов масла на соединениях нет, вентилятор работает нормально, а сам внешний блок чист, то надо калибровать контур при помощи все тех же нагнетательного клапана, терморегулировочного вентиля и манометра.
Ошибка H4 означает сбой в работе. Если после перезапуска кондиционер не заработал, проблема либо в управляющей плате, либо в неправильном монтаже.
Код H5 означает неисправность платы IPM наружного блока. Если плата вышла из строя, ее нужно менять.
Литера H7 означает, что неисправность компрессора показывает инвертор энергосбережения (DC Инвертор). Именно он отвечает за включение и выключение компрессора в инверторных сплит-системах. Постоянные включения и выключения рано или поздно скажутся на работе компрессора. Ошибка H7 редко случается по причинам, которые можно устранить самостоятельно.
Ошибка H8 означает, что автоматика считает дренажную систему переполненной конденсатом. Надо проверить наружную дренажную систему. Если она забита — почистить.
H9 — проблема в электронагревателе. Для начала нужно проверить работает ли он. Если не работает, то возможно причина в размыкании цепи. Или нагреватель перегорел.
Проблемы H0 и FH однозначно означают срабатывание термодатчика на испарителе (Н0) или на испарителе и кондесаторе при низкой частоте вращения. Надо проверять холодильный контур и уровень хладагента в контуре как при ошибках E7 и E8. Причины точно такие же, только указали на них датчики инвертора.
Ошибка под литерой FH означает, что испаритель может обмерзнуть. Исправный кондиционер может решить проблему самостоятельно. При необходимости, его нужно почистить. Также испаритель может обмерзать из-за утечки фреона или сбоя настроек клапана и вентиля контура.
Выводы и полезное видео по теме
Инструкция по устранению ошибки Е4 — заправка фреоном по весам и перевальцовка помогли решить проблему:
Как несложно заметить, некоторые поломки могут быть замечены всеми тремя индикаторами. Вопрос только в том, какой индикатор заметит поломку раньше. Поэтому прежде чем пытаться самостоятельно исправлять ошибки, надо в общих чертах представлять себе, как устроены внутренний и внешний блоки кондиционера, принцип работы контура и принцип подключения кондиционера к электросети.
После этого многие вопросы отпадут сами собой. Достаточно будет посмотреть на таблицу и вспомнить что именно обозначает та или иная литера. А дальше уже действовать по обстоятельствам.