Организация вентиляции гаража: лучшие решения для самостоятельного монтажа

Плохая или недостаточная вентиляция в гараже приводит к образованию конденсата на деталях машины. Выхлопные газы и пары рабочих жидкостей создают опасную обстановку для владельцев автомобилей.

Чтобы избежать перечисленных проблем, позаботьтесь о нормальной циркуляции воздуха. Улучшение микроклимата в автобоксе часто не требует особых знаний и больших денег.

Получите советы о том, как повысить эффективность естественной вентиляции гаража, и узнайте об альтернативных способах организации воздухообмена.

Особенности гаражной вентиляции

В начале автомобилестроения автомобилям требовалось ограждение для проведения техобслуживания. Со временем машины приобрели большую ценность и нуждались в защите от кражи — надежных гаражах с безопасной оградой.

Опыт старых водителей подсказывает беречь автомобиль и хранить его в гараже.

Гараж будет хорошим вариантом, если в нем есть вентиляция. После долгих поездок по дождливым и заснеженным дорогам автомобиль приносит с собой влагу на автостоянку. Машинам обычно отводится небольшое помещение — влага быстро насыщает воздух внутри него.

Если влажный воздух в гараже не обновляется минимум шесть раз в час, а лучше десять, автомобиль обязательно заржавеет.

В гараже нужна вентиляция для создания комфортных условий владельцам, строениям и инструменту.
Вентиляция поможет предотвратить образование конденсата, его выпадение на капоте и других металлических поверхностях, а также защитит от коррозии.
Система вентиляции заменяет отработанный воздух в гараже свежим.
В многоуровневых гаражах вентиляция должна обеспечить каждый уровень конструкции.
Для гаражей различают естественные и механические системы вентиляции. В системах естественной вентиляции воздух заходит в помещение через вентиляционные решетки и отверстия, а выходит под действием силы тяжести.
В системах с механическим приводом воздух двигает вентилятор, установленный в секторе забора или отвода воздуха.
Отработанный воздух и вредные химические соединения выводятся наружу по вентиляционной трубе.
Если вентилятор установлен в приточную систему, воздух поступает в гараж искусственно, вытесняя использованный воздух в вытяжную шахту.

Строительный нормативный документ СНиП 21-02-99 определяет оптимальную зимнюю температуру хранения автомобиля на уровне плюс пять градусов. оЕсли бокс отапливаемый, то С допустим. Помимо этого, указанный СНиП разрешает не отапливать помещения гаража.

Комфортная для автовладельца температура (например, +15оВ зимнем гараже машина может оказаться «некомфортной» из-за таяния наледи и снега, скопившихся на ней. Лучше всего следовать нормативным 5. оС.

Согласно ОНТП 01-91, норму воздухообмена в гаражах составляют от 150 куб.метров. 3По одному вентиляторному устройству на каждый машинный пост. Задача внешне проста: рассчитать диаметры воздуховодов, установить один для притока воздуха, другой для вытяжки, и циркуляция атмосферы налажена.

Тем не менее, при суровых погодных условиях России приточно-вытяжную системуПроектирование помещений закрытых автостоянок требует более внимательного подхода.

Для поддержания постоянного качественного воздухообмена в гараже в любое время года оптимальна комбинированная система вентиляции.

Условия эксплуатации и расчёт естественного проветривания.

Для эффективной работы самодельной вентиляции в гараже схема проектирования должна учитывать объём замены воздуха, сезонные колебания температуры и направление ветра.

Естественная вентиляция гаража непосредственно связана с такими параметрами:

  1. Температурной разности воздухаВнутри помещения и снаружи. Температура воздуха внутри гаража должна быть выше, чем на улице. В результате более тяжелый и свежий воздух будет поступать в гараж естественным путем через приточный воздуховод, замещая более легкую атмосферу внутри.
  2. Разности давленияРазница высот между точками подачи и отвода воздуха должна составлять не менее 3 метров.
  3. Давления перемещающейся воздушной массыВетровые потоки оказывают влияние на давление воздуха: у гаража с наветренной стороны возникает избыточное давление, а с подветренной — недостаточное. Для установки приточного воздуховода нужно выбрать сторону, где чаще всего дует ветер.

Несоблюдение этих правил делает естественную вентиляцию бесполезной. Зимой нужно увеличить температуру в гараже по сравнению с улицей и снизить приток свежего воздуха, меняя положение воздушных заслонок.

Летом требуется открыть приточно-вытяжные воздуховодыИсключительно, полагаясь на ветер перемен.

Расположение приточного воздухозаборника и вытяжной трубы должно следовать одной из линий: по длине или диагонали бокса.

Главный показатель вентиляции – количество раз, которое полностью меняется воздух в гараже за счёт воздуха извне.

Для расчета потребностей в воздушном объёме за час нужно использовать нормативы приточно-вытяжного воздухообмена (6-10 раз на час) и объем автобокса.

L=n•Vг, где

  • L – расход воздуха за час, м3/ч;
  • nПоказатель нормы вентиляции, выраженный в разы.
  • – воздушный объем гаража, м3.

Чтобы узнать количество воздуха, которое может поместиться в гараже, нужно умножить внутренние его размеры по ширине, длине и высоте.

К примеру, бокс с размерами 4 метра в ширину, 6 метров в длину и 2,7 метра в высоту вмещает объем Vг=4•6•2,7=64,8 кубометров. 3При выборе семикратного воздухообмена за час требуется 453,6 метров для такого гаража. 3.

По диаграмме можно определить оптимальный диаметр круглого воздуховода для вентиляции гаража, зная расход воздуха и его скорость.

Для подбора сечения воздуховодовПолучив значение L, его следует округлить в большую сторону до ближайшего кратного 5.

Результат расчёта по потреблению воздуха следует повысить до 455 м³. 3, т.к. это число делится на 5 без остатка – 455:5=91.

Внимательно изучаем диаграмму диаметров воздуховодов и выбираем соответствующий параметр.

Учитывая, что скорость воздухаВ каналах естественной вентиляции скорость составляет 0,5-1 м/с, для рассмотренного гаража необходимы круглые воздуховоды диаметром от 500 мм или профилированные с внутренним сечением от 450х500 мм.

Чтобы воздух поступал лучше, можно установить рядом с полом гаража решетчатый воздухозаборник вместо трубы-воздуховода. Его сечение должно быть в два или три раза больше, чем у вытяжной трубы. Вентиляция станет лучше, но зимой автомобильный бокс будет промерзать.

Приточную решетку и вытяжку следует оборудовать подвижными или съёмными крышками, которые позволяют регулировать сечение воздухозаборника по мере необходимости.

Обратите внимание на порядок частичного перекрытия вентиляционных проемов: сначала подача воздуха, затем вытягивание.

Для подбора оптимального сечения прямоугольного воздуховода требуется определить диаметр соответствующей ему круглой трубы.

Необходимо следить, чтобы сечение вытяжной трубы не превышало сечение приточного воздухозаборника, иначе возникнет обратный поток воздуха. При частичной задержке потока в приточном воздуховоде следует уменьшить сечение вытяжной трубы.

Необходимо выводить вытяжной воздуховод строго вертикально и минимум на 500 мм выше уровня гаражной кровли.

Чтобы поднять вытяжку над двухскатной крышей, её высота должна соответствовать расстоянию до кровельного конька (см. схему на рисунке).

Для вентиляции подземных помещений в гараже с смотровой ямой и погребом необходим монтаж отдельных воздуховодов притока и вытяжки.

Нужна отдельная труба для подачи воздуха в погреб и другая, стоячая труба для вентиляции.

Самый простой способ обеспечить вентиляцию в гараже – установить на стене клапан, выполняющий функции вентиляции, подогрева и очистки воздуха.

Способы улучшения естественного вентилирования

Без применения механических средств для усиления воздухообмена в гараже стабильное обновление атмосферы возможно только двумя путями: нагрев вытяжной трубы и установка на нее дефлектора.

Прогрев вытяжного канала

Нагретый воздух легче холодных масс воздуха, поступающих через приточный воздухозаборник. Стремясь к верхней точке, выходит через вытяжной вентканалВоздух внутри, меняется на свежий извне – равнивается давление внутреннего (в гараже) и наружного (на улице).

Для организации естественной вентиляции в автобоксе необходимо руководствоваться представленной схемой.

Для лучшего прогрева воздуха в верхнем слое атмосферы холодного гаража необходимо покрасить вытяжной канал чёрным цветом. В результате стенки воздуховода поглотят максимальное количество солнечной энергии и нагреют воздух внутри канала, заставляя его интенсивнее двигаться вверх.

При проектировании естественной вентиляции с учетом темной раскраски канала избегайте утепления. В случае применения метода «прогрев лампой накаливания» теплоизоляция вентканала обязательна.

С наступлением осени в гараже понижается температура. Это не проблема для автомобиля, но для приточно-вытяжной вентиляции – серьёзное препятствие.

Горячий двигатель в течение часа после прибытия в бокс будет сохранять тепло, но через несколько часов в незакрытом гараже температура станет приблизительно такой же, как и на улице. Вентиляция прекратит свою работу.

Ветровой поток охлаждает дефлектор. Воздух из канала вытяжки распределяется по нескольким направлениям, образуя зоны пониженного и повышенного давления.

Для поддержания воздушного потока и предотвращения обледенения вытяжного канала, где будет скапливаться конденсат, достаточно использовать обычную лампу накаливания мощностью 40 ватт.

Подвесьте патрон под проемом вертикального канала вытяжки и оставьте его включенным. Тепло от лампы будет достаточно для потока воздуха со скоростью 0,2-0,4 м/с.

Канал воздуховода следует обшить теплоизоляционным материалом и защитить от попадания влаги в утеплитель.
Лампа накаливания производит мало тепла, возможно, этого будет недостаточно для поддержания температуры воздуха по всей длине вытяжной трубы, и воздух быстро остынет.

Люминесцентные и светодиодные лампы не способствуют улучшению воздухообмена, так как вырабатывают мало тепла. Подходят только лампы накаливания.

Установка вентиляционного дефлектора

Устройство повышает тягу на 20 процентов без использования механизмов благодаря созданию области пониженного давления над входом воздуховода.

Благодаря конструкции (сечению), дефлекторы изменят движение воздушных потоков согласно закону Бернулли.

Параметры элементов дефлектора ЦАГИ определяются диаметром вытяжного вентканала. На схеме цифрами обозначены: оголовок вытяжки (1), стакан диффузора (2), внешний корпус (3), стойки колпака (4) и колпак (5).

Из-за искривлённой формы дефлектора ветер идёт по кривой траектории, формируя небольшие области пониженного давления. Это заставляет воздух внутри трубы подниматься.

Конструктивно вентиляционный дефлекторСостоит из следующих частей.

  1. ДиффузораСтакан, повторяющий форму усеченной конической трубы, надевается узким концом на вытяжную трубу. Способствует созданию разницы давлений воздуха и увеличению тяги.
  2. КолпакаЗавихритель, защищающий канал воздуховода от попадания летающих частиц и атмосферных осадков.
  3. Внешнего корпусаОбладает цилиндрической формой. Образует области пониженного давления, разрезая поток воздуха.

Дефлектор ЦАГИ популярен в России для увеличения естественной тяги в вентиляции. Кроме него применяют также тарельчатые, флюгерные и Н-образные дефлекторы. ротационные дефлекторы.

В России вытяжки с естественной вентиляцией часто оснащаются дефлектором Григоровича.

Работоспособность вытяжных дефлекторов зависит от погоды, точнее, от скорости ветра.

При сильном ветре устройство обеспечивает максимальную тягу в системе естественной вентиляции, а при отсутствии ветра абсолютно не функционирует.

Чем ближе конёк кровли к трубе, тем выше нужно поднимать трубу (+).

Дефлектор повышает тягу и защищает вытяжную трубу от закупоривания при сильном ветре, который обычная естественная вентиляция с малой мощностью не может преодолеть.

Вентиляционный комплекс с дефлекторным устройством максимально защищен от потери тяги при опрокидывании.

Обратите внимание на необходимость установки оголовья вытяжки с дефлектором выше уровня кровли минимум на пол метра.
Важно учитывать и условия расположения относительно кровельного конька, показанные на предыдущей схеме.

Комбинированная вентиляция автомобильного бокса

Сочетание естественной и маломощной механической вентиляции обеспечивает постоянное обновление воздуха в гараже независимо от погодных условий.

Ни тишина, ни жаркое лето не мешают работе этого приточно-вытяжного комплекса.

Схема комбинированной вентиляции идентична устройству системы естественной вентиляции. В ней применяется такое же размещение воздуховодов для притока и удаления воздуха, такое же сечение воздушных труб и дефлектор на верхней части вытяжного канала.

Разница заключается в установке в полость вытяжного воздуховода: осевого или . центробежного вентилятора.

В связи с низким уровнем, воздух из общей вентиляционной системы в гаражный подвал со смотровой ямой не поступает.
Потребуется организовать отдельную приточку и вытяжку для этого помещения (+).

Установка для вентиляции не должна быть мощнее 100 ватт, этого хватит. Вентилятор нужно устанавливать в утеплённый участок воздуховода, чтобы в него не поступал конденсат.

Электронным таймером, установленным в переходнике от розетки к вентилятору, можно управлять его работой.

Проlonged operation of the exhaust fan is uneconomical due to high energy consumption and unnecessary. Additionally, during winter, combined garage ventilation will be excessively efficient and significantly cool down the garage.

Таймерный переходник устанавливает частоту и продолжительность функционирования вентилятора на сутки и до нескольких последующих дней.

Установка электронного таймера в электрическую цепь вентилятора на кухне позволит управлять его работой.

При selecting достаточно мощной центробежной установки для вентиляции может понадобиться большее сечение для вытяжного воздуховода. Выбор сечения трубы, поставляющей воздух, зависит от скорости воздушного потока.

Если диаметр вытяжки мал, она сильно гудит и плохо вытягивает воздух.

Обустройство механической вентсистемы

Главное ее достоинство — независимость от погодных условий. Есть два основных минуса: потребность в электричестве и сравнительно высокая цена. Циркуляцию воздуха обеспечивают центробежные вентиляторы.

В автобоксах устанавливают такие системы механической вентиляции:

  • Модульные.Приточно-вытяжной комплекс состоит из автономных блоков, отвечающих за подачу и очистку свежего воздуха, а также удаление выработанного воздуха. Модули функционируют раздельно; для согласованной работы им требуются контрольные датчики.
  • Моноблочные.Каждый блок — готовое устройство механической вентиляции, обеспечивает подачу и удаление воздуха одновременно. Среди блочных вентиляторов экономичными считаются модели с рекуперационными пластинами. Рекуперация снижает потребление энергии на нагрев приточного воздуха.

Механическую вентиляцию с моноблоком легче установить, если вывести через стену гаража одно отверстие. Комплекс, состоящий из нужных модулей, обеспечивает больше воздуха.

Модульный приточно-вытяжной комплекс способен обеспечить необходимые «воздушные» характеристики — это его преимущество.

Перед поступлением в воздуховоды воздух фильтруют и в холодный период нагревают. Его подачу в гараж осуществляют по воздушным каналам через решетчатые отверстия, которые проделаны в полу или стенах почти на уровне пола, а также в стенках смотровой ямы.

Воздух, уже побывавший в работе, выходит через вытяжную трубу, оснащённую вентилятором с необходимой мощностью.

В больших боксах для автомобилей установку вентиляции лучше проводить с помощью воздуховодов и канальных вентиляторов.

Организация временной вентиляции

Для ремонта с сваркой и покраской металла в гараже нужна серьёзная вытяжка, но её можно использовать не всегда.

Как построить систему на время? Рассмотрим один любопытный пример.

На выхлопные отверстия, представленные парой с каждого бока от ворот, устанавливаются пластиковые угловые отводы. К ним будет подключена система вытяжной вентиляции.
Для работы вентилятора механической вытяжной системы прокладываем проводку и подводим силовую линию к удобному для подключения месту.
Под потолком закрепляем кусок доски с установленным вентилятором.
Измеряем расстояния воздуховодов: от вытяжного отверстия до вентилятора и от вентилятора до места, где его работа необходима.
Проложили гофрированный воздуховод до вентилятора и соединили его с вытяжным отверстием. Крепление выполнено хомутами к стене.
Вместо подвижного отрезка воздуховода, способного создавать помехи при перемещении по гаражу, устанавливаем кронштейн с металлическим стержнем на потолок.
Из проволоки создаётся каркас для вытяжной воронки, используя соединительную деталь для стыковки отрезков гофры.
Каркас обкладываем фольгированной пароизоляцией и крепим её к соединителю скотчем.

С помощью прилагаемой подборки фотографий можно понять, как реализована оригинальная техническая концепция.

Рабочая часть воздуховода может быть опущена к месту работы и поднята обратно при ненадобности.
Раз подвижный участок гофрированного воздуховода закреплен на металлическом стержне, то после окончания ремонта стержень защёлкивается в приёмное устройство на потолке.
В собранном виде воздуховод имеет подвижную часть, закреплённую на потолке.
Отсоединив подвижную часть системы, воронка может подводиться прямо к рабочему месту, её можно протянуть до смотровой ямы.

Данное решение позволяет производить ремонт автомобиля в зимнее время без полного открытия ворот.

Работник сможет работать в комфортных для себя температурных условиях без теплой одежды, которая может стеснять движения.
Вентиляция удалит опасные токсины в вентиляционное отверстие при закрытой двери.

Выводы и полезное видео по теме

Устройство эффективной вентиляции в настоящем гараже с подвалом.

Как изолировать трубу для вентиляции над гаражом, чтобы исключить образование конденсата и обледенения?

В отапливаемых гаражах используют механические приточно-вытяжные системы вентиляции. Для неотапливаемых автобоксов более подходящим вариантом будет комплекс естественной вентиляции. Вентиляция подземных гаражей возможна только с помощью механических систем, дополнительно устанавливая контроллеры угарного газа.

Ищете, как повысить циркуляцию воздуха в гараже? Расскажите о своем опыте работы с вентиляционными установками. Оставьте комментарии и вопросы под статьей. Форма обратной связи находится ниже.