Организация вентиляции гаража собственными силами: выбор оптимальных решений

Плохая или недостаточная вентиляция гаража провоцирует образование конденсата на автомобильных деталях. Отходы сгорания топлива и пары эксплуатационных жидкостей создают в гараже опасную среду для водителя.

Для предотвращения перечисленных проблем важно обеспечить нормальное движение потока воздуха. Улучшение микроклимата в автобоксе часто не нуждается в особенных строительных знаниях и больших расходах.

Рассмотрим способы повышения эффективности естественной вентиляции гаража и расскажем о дополнительных методах обеспечения воздухообмена.

Особенности гаражной вентиляции

В начале автомобилестроения машинам требовалось охраняемое помещение для проведения текущих ремонтов. Со временем автомобили приобрели большую ценность и нуждались в защите от кражи — прочных гаражах с надёжным ограждением.

Опыт предыдущих владельцев автомобилей подсказывает хранить машину в гараже.

Гараж эффективен, если в нем предусмотрена вентиляция. После длительной поездки по мокрым и снежным дорогам автомобиль въезжает на стоянку с собой тащащей влагу. Помещение для машины обычно небольшое — влага быстро насыщает его воздух.

Если во влажном воздухе гаража не производить замену каждые 6 часов (желательно — 10), автомобиль обязательно заржавеет.

Фото: img.freepik.com
В гараже вентиляционная система обеспечивает комфортные условия для хозяев, сохраняет строительные конструкции и оборудование.
Вентиляция предотвратит образование конденсата, появление его на капоте и других металлических деталях, спасёт от коррозии.
Постоянная циркуляция воздуха благодаря вентиляции удалит использованный воздух из гаража, а в помещение придёт новый.
Вентиляционная система должна обслуживать каждый уровень многоуровневого гаража.
Вентиляцию для гаражей разделяют на естественную и механическую. В естественных системах воздух движется через решетки и отверстия под действием силы тяжести.
В конструкциях с механическим управлением воздушное движение обеспечивают вентиляторы, установленные как в приточном, так и в вытяжном сегментах системы.
Отработанный воздух и вредные химические соединения выводятся через вентиляционную трубу, установленную снаружи.
При наличии вентилятора в системе притока воздуха в гараж подаётся с помощью принудительной циркуляции, а отработавшие массы выводятся через отверстие для удаления.

Нормативный документ СНиП 21-02-99 определяет допустимую зимнюю температуру для хранения автомобиля на уровне +5 градусов. оВ случае с отоплением бокса допускается не отапливать помещение гаража согласно данному СНиПу.

Комфортная для автовладельца температура (например, +15оЗимнее хранение машины в гараже может быть неудобным из-за тающего снега и наледи, поэтому лучше придерживаться рекомендаций по ее размещению. оС.

Требования к норме воздухообмена в гараже определены в документе ОНТП 01-91 и составляют не менее 150 кубических метров. 3По одному воздуховоду на каждую парковую позицию. Внешне задание простое – рассчитать диаметры воздуховодов, установить один для подачи воздуха, второй для удаления его, и обновление воздуха произойдет.

Но в суровых климатических условиях России приточно-вытяжную систему Проектирование помещений на стоянках требует особого внимания.

Для постоянного поддержания равномерной вентиляции в гараже оптимальна комбинированная система, которая не подвержена влиянию погодных условий и температуры снаружи.

Нормы работы и расчёт естественного проветривания

Для эффективной работы самодельной вентиляции в гараже необходимо предусмотреть схему, учитывающую объём воздухообмена, изменения температуры в разные сезоны и направление ветра.

Естественный воздухообмен гаража для автомобилей определяется такими характеристиками:

  1. Температурной разности воздуха Внутри помещения и снаружи. Температура воздуха в гараже должна быть выше, чем снаружи. Поэтому густой и свежий воздух потянется внутрь через входной канал воздушного потока, замещая более легкую атмосферу внутри.
  2. Разности давления Необходимо обеспечить разницу высот не менее 3 метров между точкой подачи и точки удаления воздуха.
  3. Давления перемещающейся воздушной массы Давление у гаража повышается с той стороны, откуда дует ветер, а понижается — с противоположной. Приточный воздуховод нужно расположить с направлением преобладания ветра.

Несоблюдение указанных требований приведёт к полному снижению эффективности естественной вентиляции. В зимний период необходимо поддерживать в гараже более высокую температуру по сравнению с улицей и ограничить воздухообмен, изменяя величину раскрытия воздушных каналов.

Летом требуется открыть приточно-вытяжные воздуховоды Совсем, полагаясь на ветерок розы.

Расположение впускающего воздухозаборника и вентиляционной трубы должно находиться вдоль бокса или по его диагонали.

Главный показатель вентиляции – количество раз, за которое воздух в гараже полностью обновляется свежим атмосферным воздухом.

Зная нормированную кратность приточно-вытяжного воздухообмена (6-10 раз) и размер бокса для автомобилей, следует рассчитать потребление воздуха в час.

L=n•Vг, где

  • L – расход воздуха за час, м3/ч;
  • n — величина норматива, определяющая кратность воздухообмена.
  • – воздушный объем гаража, м3.

Объем воздуха, который может вместить гараж, вычисляют путем умножения его внутренних размеров: ширины, длины и высоты.

Бокс размером 4 метра в ширину, 6 метров в длину и 2,7 метра в высоту вмещает объём 64,8 кубометров. 3При выборе, например, семикратного воздухообмена в час такому гаражу понадобится L=7•64,8=453,6 м. 3.

По диаграмме, зная расход воздуха и его скорость, можно определить оптимальный диаметр круглого воздуховода для системы вентиляции гаража.

Для подбора сечения воздуховодов Получив значение L, его следует округлить в большую сторону до ближайшего кратного пяти.

Следовательно, расчетное значение потребного объема воздуха следует довести до 455 куб. метров. 3, т.к. это число делится на 5 без остатка – 455:5=91.

Далее рассматриваем рисунок диаграммы диаметров воздуховодов и выбираем подходящий параметр.

Учитывая, что скорость воздуха В естественных каналах вентиляции скорость составляет около 0,5-1 м/с. Для рассмотренного «примерного» гаража нужны круглые воздуховоды диаметром не менее 500 мм или профилированные сечением от 450х500 мм.

Чтобы увеличить подачу воздуха, можно повесить на высоте до полуметра от пола гаража не воздуховод, а решетчатый заборник для впуска воздуха. Его сечение должно быть вдвое-втрое больше, чем у вытяжной трубы. Вентиляция улучшится, однако зимой автомобильный бокс станет холодным.

Приточную решетку и вытяжку нужно оборудовать раздвижными или откидными крышками для регулирования размера воздухозаборника по мере необходимости.

Обратите внимание на порядок частичного перекрытия выхлопных и входных отверстий – сначала подача воздуха, затем отток.

Для подбора нужного сечения прямоугольного воздуховода нужно найти соответствующий ему диаметр круглого трубопровода.

Важно, чтобы площадь сечения вытяжной трубы не превосходила площадь сечения приточного воздухозаборника – иначе возникнет обратный поток воздуха. При частичном закрытии приточного воздуховода необходимо уменьшить и площадь сечения вытяжной трубы.

Для монтажа вытяжного воздуховода требуется вертикальное направление и минимальная высота в 500 мм над крышей гаража.

Вытяжку над двускатной крышей нужно поднимать до уровня, близкого к коньку кровли.

При устройстве смотровой ямы для ремонта и погреба для хранения продуктов в гараже необходим монтаж отдельных воздуховодов притока и вытяжки для вентиляции подземных помещений.

Для обеспечения вентиляции погреба требуется установить две трубы: горизонтальную для подачи воздуха и вертикальную для отвода.

Самый простой способ обеспечить вентиляцию гаража — это установить клапан в стене. Он не только позволяет обменивать воздух, но и может прогревать его, а также очищать от пыли.

Способы улучшения естественного вентилирования

Без применения механических средств для усиления воздухообмена, устойчивое обновление атмосферы в гараже возможно двумя путями: нагрев трубки отвода воздуха и установка на неё дефлектора.

Прогрев вытяжного канала

Теплый воздух легче холодных воздушных масс, проходящих через вход для забора воздуха. вытяжной вентканалВ помещении сменяется воздух, обеспечивая равное давление внутри (в гараже) и снаружи (на улице).

Для организации естественной вентиляции в кузове автомобиля рекомендуется придерживаться представленной схемы.

Для лучшего прогрева воздуха в верхней части атмосферы внутри холодного гаража окрасьте вытяжной канал в черный цвет. Затем стенки воздуховода поглотят максимально возможное количество солнечного тепла и будут нагревать воздух внутри канала, заставляя его интенсивнее перемещаться вверх.

При проектировании естественной вентиляции, учитывая черный цвет конструкции, изоляция вентканала не требуется. Для метода «прогрев лампой накаливания» утепление вытяжного воздуховода обязательно.

С наступом осени в гараже похолодает.

В течение часа после въезда в бокс горячий двигатель будет согревать воздух. Через несколько часов в неотапливаемом гараже температура станет почти такой же, как на улице. Вентиляция прекратит работать.

Ветровой поток охлаждает дефлектор, а воздух из канала вентиляции распределяется по нескольким направлениям. Это создает зоны пониженного и повышенного давления.

Лампа накаливания мощностью 40 ватт поможет сохранить вентиляцию и предотвратить образование наледи в выхлопном канале, где будет скапливаться конденсат.

Чтобы это осуществить, достаточно разместить патрон поблизости от вертикального канала вытяжки и держать его в рабочем режиме. Тепловой поток от лампы будет достаточным для обеспечения движения воздуха со скоростью 0,2-0,4 м/с.

Воздуховод нужно обязательно обвернуть теплоизоляционным материалом, исключив попадание влаги в утеплитель. Тепло от лампы накаливания недостаточно для подогрева воздуха по всей длине вытяжной трубы, что может привести к быстрому остыванию воздуха.

Применение люминесцентных или светодиодных ламп на улучшение воздухообмена не влияет — разогрев от них незначительный.

Установка вентиляционного дефлектора

Данное устройство повышает тягу на 20% без использования механизмов, создавая область пониженного давления в верхней части воздуховода.

Конструкция дефлекторов, определяемая сечением, изменяет движение воздушных потоков по принципу Бернулли.

Параметры элементов дефлектора ЦАГИ определяются диаметром вентканала. На схеме цифрами показаны: оголовок вытяжки (1); стакан диффузора (2); внешний корпус (3); стойки колпака (4); колпак (5).

Из-за искривлённой формы дефлектора воздух обтекает его, создавая маленькие зоны пониженного давления. Это движение воздуха вверх внутри трубы.

Конструктивно вентиляционный дефлектор Проект ЦАГИ включает такие элементы:

  1. Диффузора Стакан, имеющий форму усеченной конической трубы, надевается узким концом на вытяжную трубу. Способствует созданию разницы воздушного давления и увеличению тяги.
  2. Колпака Крышка, защищающая воздуховод от посторонних предметов и дождя.
  3. Внешнего корпусаОбладает цилиндрической формой. Создаёт области пониженного давления, прерывая воздушный поток.

Дефлектор ЦАГИ популярен для увеличения естественной тяги дымоходов в российских домах. Ряд других типов дефлекторов также используется – тарельчатые, флюгерные и Н-образные. ротационные дефлекторы.

В России вытяжки с естественным притоком воздуха чаще всего оснащают дефлектором Григоровича.

Работа вытяжных дефлекторов любого типа зависит от погодных условий, особенно от ветра.

В сильный ветер это устройство обеспечивает максимальную тягу системы естественной вентиляции, в тихую погоду не действует.

Расположение конька кровли имеет значение. Чем ближе он к трубе, тем больше высота трубы.

Дефлектор повышает тягу и защищает вытяжную трубу от закупоривания во время сильных порывов ветра, которым не под силу противостоять слабые естественные системы вентиляции.

Вентиляционный комплекс с дефлектором предохраняется от опрокидывания тяги лучше всего.

Обратите внимание на необходимость установки вытяжки с дефлектором таким образом, чтобы оголовье выходило за плоскость крыши на полметра и более. Учитывайте также условия расположения вблизи кровельного конька, показанные на схеме.

Комбинированная вентиляция автомобильного бокса

Объединение естественной и маломощной механической вентиляции обеспечивает постоянное обновление воздуха в гараже независимо от погодных условий.

Ни тишина, ни летнее тепло не уменьшают производительность такого приточно-вытяжного комплекса.

Схема комбинированной вентиляции идентична устройству системы естественной вентиляции.
Используется такое же размещение впускных и выпускных воздуховодов, такое же сечение воздушных труб и дефлектор на верхней части выходного канала.

Главное отличие – размещение в отверстии вентиляционной трубы турбины с продольной осью вращения или . центробежного вентилятора.

В подвал гаража с смотровой ямой воздух из общей вентиляции не поступает из-за низкого уровня. Необходимо установить отдельную приточную и вытяжную системы для этого помещения.

Установка вентиляции мощностью до 100 Вт будет достаточной. Необходимо разместить вентилятор внутри утепленного участка воздуховода; без этого может образоваться конденсат.

Электронный таймер, находящийся в переходнике от розетки к вилке вентилятора, поможет управлять его работой.

Длительное включение вытяжного вентилятора из-за расхода электроэнергии нецелесообразно, а в нём нет необходимости. Зимой комбинированная вентиляция гаража станет слишком мощной и прохладной для бокса.

Таймерный переходник предоставляет возможность установить цикл включения и выключения вентилятора на сутки и вперёд на несколько дней.

Вставьте электронный таймер между розеткой и вилкой питания вентилятора на вытяжке для управления циклами работы.

Установка мощной центробежной вентиляции может требовать увеличенного диаметра вытяжного воздуховода. Выбор сечения трубы необходимо осуществлять с учётом скорости воздушного потока.

Если внутренний диаметр слишком мал, вытяжка будет шумно работать и неэффективно вентилировать воздух.

Обустройство механической вентсистемы

Главным достоинством является независимость от влияния природных условий. Два основных недостатка — потребность в электроснабжении и сравнительно высокая цена. Циркуляцию воздуха обеспечивают центробежные вентиляторы, отвечающие за подачу свежего воздуха и удаление выработанного.

В автобоксах монтируют системы механической вентиляции.

  • Модульные. Приточно-вытяжной комплекс состоит из отдельных блоков, отвечающих за подачу и подготовку свежего воздуха, а также удаление загрязнённого воздуха. Модули функционируют автономно, для синхронизации работы требуется применение датчиков управления.
  • Моноблочные. Каждый блок — законченное устройство механической вентиляции, которое обеспечивает как приток, так и вытяжку воздуха. Среди моноблочных вентиляторов экономичными считаются модели с рекуперационными пластинами. Рекуперация минимизирует затраты энергии на обогрев приточного воздуха.

Установка моноблочной механической вентиляции проще — достаточно сделать одно отверстие в стене гаража. Но комплексный набор модулей для подачи воздуха работает эффективнее.

Модульный приточно-вытяжный комплекс обладает возможностью создания комплекса с нужными «воздушными» характеристиками.

Перед поступлением в воздуховоды свежий воздух фильтруют и в холодный период нагревают. Его подача в гараж осуществляется по воздушным каналам через решетчатые отверстия, расположенные в полу или стенах почти на уровне пола, а также в стенках смотровой ямы.

Воздух после использования выводится через вентиляционную трубу с установленным внутри вентилятором подходящей силы.

В больших автобоксах для нескольких машин лучше всего использовать вытяжку через воздуховоды с канальным вентилятором.

Организация временной вентиляции

Для ремонта в гараже с использованием сварки и покраски металла нужна серьёзная вытяжка, которая не обязательна для постоянного использования.

Как построить временную систему? Рассмотрим захватывающий вариант.

К вытяжным отверстиям, которые в данном случае по два с каждой стороны от ворот, устанавливают пластиковые угловые отводы. К ним присоединится вытяжная механическая система.
Чтобы обеспечить работу вентилятора механической вытяжной системы, прокладывается проводка и подводится линия электропитания к удобному для подключения месту.
Под потолком прикрепляем фрагмент доски с закрепленным на нем канальным вентилятором.
Измерим расстояние воздуховодов: от отверстия вытяжки до вентилятора и от вентилятора до нужного места работы.
Воздуховод проложен до вентилятора и соединён с вытяжным отверстием креплением хомутами к стене.
Чтобы подвижный отрезок воздуховода можно было отодвинуть и не мешать передвижению по гаражу, устанавливают кронштейн с металлическим стержнем на потолок.
Из проволоки формируется каркас для вытяжной воронки с использованием соединительной детали для стыковки фрагментов гофры.
Каркас обкладывается фольгированным пароизолятором, а его фиксация на соединителе осуществляется с помощью скотча.

На фотографии демонстрируются детали инженерии, позволяющие понять технические особенности идеи.

Рабочая часть воздуховода может опускаться к месту работы и подниматься при прекращении эксплуатации.
Гофрированный воздуховод закрепляют на металлическом стержне, который после окончания ремонта фиксируется в приёмном устройстве потолка.
В собранном виде воздуховод с неподвижной частью прикреплен к потолку.
Отсоединив подвижную часть системы, воронка перемещается прямо к рабочему участку и может быть установлена у смотровой ямы.

Данное решение дает возможность производить ремонт автомобиля в зимний период, не раскрывая ворот полностью.

Мастер сможет работать в комфортных для себя температурных условиях, не надевая громоздкую теплую одежду. Вытяжка очистит воздух от вредных веществ и выведет их в вентиляционный канал при закрытых дверях.

Выводы и полезное видео по теме

Эффективная система естественной вентиляции для настоящего гаража с подвалом.

Как сделать утепление для трубы вентиляции над гаражом, чтобы избежать скапливания конденсата и его замерзания?

В отопляемых гаражах применяются механические приточно-вытяжные системы вентиляции. Автобоксам без отопления лучше подходит естественная вентиляция. В подземных гаражах вентиляцию осуществляют только механическими средствами, подключив контроллеры угарного газа.

Ищете способы повысить вентиляцию в гараже? Расскажите о своем опыте работы с механическими вентильными установками. Добавьте свои комментарии и задавайте вопросы — блок для связи находится ниже.