Проверка эффективности вентиляции в школах: нормативы и порядок

Много родителей замечают, что дети жалуются на духоту в классе и головные боли во время уроков. Помимо трудности изложения материала, причиной снижения школьной активности и интереса к предметам может быть недостаток кислорода. Эффективный воздухообмен важен для поддержания иммунитета детей, а также для высокой работоспособности мозга. От него зависит психологический комфорт ребенка во время обучения.

Проверка вентиляции в школьном здании позволяет оценить работоспособность системы и соответствие качества воздуха принятым нормативам. В статье разбирается, кто отвечает за эту проверку и с какой периодичностью она должна проводиться.

Влияние воздухообмена на результативность обучения

Ученики реже болеют, более активно ведут себя на уроках и лучше запоминают новую информацию при достаточном количестве свежего воздуха. При дефиците кислорода ученики ощущают сонливость, подавленность и раздражительность.

Ввиду того что дети в будни большую часть времени (до 80%) занимают учебой в классах, нужно организовать в школах благоприятные условия для пребывания с хорошим воздушным обменом.

Фото: img.freepik.com
Успеваемость учащихся во многом определяется не только сложностью изучаемого материала и методикой его подачи. Нехватка кислорода понижает когнитивную деятельность, влияя на усвоение знаний.

Закон определяет сроки проверки вентиляции школ, но ежегодный осмотр не гарантирует контроль эффективности воздухообмена при переменных факторах, таких как колебания температуры или период отопления.

Факторы, перечисленные далее, могут привести к снижению интенсивности подачи кислорода.

  • старое здание школы оснащено неэффективной системой вентиляции;
  • пластиковые окна без форточекЭлементы, создающие плотное прилегание, предотвращают проникновение воздуха извне.
  • устаревшая вентиляционная система или ее полное отсутствие.

Приписывая вялость ребенка погоде или времени года, не стоит упускать из виду достаточное количество кислорода, поступающего в организм. Если система вентиляции справляется недостаточно хорошо, необходимо проветривать помещение во время перемены или поднять вопрос о возможности оснащения окон. приточными клапанами.

Основные задачи вентиляции в школе

Чтобы обеспечить эффективное движение воздуха, продукты разложения нужно быстро заменить порциями свежего воздуха, не снижая температуру в помещении. В холодный сезон распахнутые окна с этой задачей не справляются. Дети, заходя в проветренные классы, могут заболеть.

Учебное заведение должно обеспечивать комфортные условия учебы и безопасность пребывания. Выход использованного воздуха часто организуется через коридоры и двери. Такой способ вентиляции называют однократным из-за равенства объема выходящего и поступающего воздуха.

При содержании углекислого газа на уровне 0,1% снижается работоспособность. Увеличение концентрации до 0,2% вызывает хроническую усталость, сонливость и головную боль.

Согласно санитарным нормам, для поддержания воздушной циркуляции в обычных классах достаточно естественной вентиляции. Для кабинетов физики, химии, мастерских и спортивных залов установлены строгие требования.

Нормы воздухообмена в учебных классах

При проверке системы вентиляции в школе оценивается эффективность воздухообмена, установленная нормативными документами. СНиПом 41-01-2003, СНиПом II-65-73.

При оценке эффективности вентиляции учитывают следующие критерии:

  1. Качество воздуха При sufficientе количестве чистейшего воздуха с низким процентом углекислого газа преподаватели и учащиеся смогут лучше сосредоточиться на учебе.
  2. Кратность воздухообмена — так как во время учёбы школьники мало двигаются, оперативная смена продуктов распада на свежий воздух поможет им хорошо себя чувствовать.
  3. Уровень шума Для эффективного обмена воздухом вентиляция должна работать тихо.

Школы и другие учебные заведения характеризуются наличием специализированных кабинетов. Кабинеты для занятий, химические лаборатории, спортзалы, помещения для учителей, столовые обладают собственными нормативами воздухообмена.

В процессе обучения аудитории отличаются по функциональному назначению и заполняемости, поэтому необходимо поддерживать их в исправном состоянии.

В отличие от квартир, обеспечить приток свежего воздуха через окна в школах сложно из-за того, что большая часть учебного года проходит в период холодов. Поэтому основная задача по организации воздухообмена выполняется вентиляцией.

Для оценки работы вентиляционной системы и её производительности применяют критерии, установленные СанПиН.

  • нормы воздухообмена В помещениях для обучения и лабораториях вентиляция должна обеспечивать не менее 16 кубометров воздуха в час. подогретого воздуха На одного обучающегося приходится 50 кубометров воздуха в час, а для спортивных помещений — 80 кубометров в час на человека.
  • температурный режим в классах должен лежать в пределах — 18 — 22 °С;
  • концентрация углекислого газа не должна превышать показатель 800 – 1 000 ppm;
  • предельный уровень шума, создаваемой вентиляцией, не должен превышать 110 дБ.

В лабораториях воздух загрязняется не только жизнедеятельностью людей, но и вредными веществами, получающимися во время химических реакций. Для этого оборудованием лабораторий должны быть оснащены принудительные системы, а воздух из них удаляться через вентиляционный шкаф.

Комнату для гигиенических нужд нужно дополнительно вентилировать при помощи системы подачи воздуха. По санитарным нормам необходимый объем такого принудительного обмена воздухом составляет:

  • 25 кубов в час на каждый писсуар;
  • 50 кубов в час на каждый унитаз.

Воздух подается под потолком в стандартных помещениях и не ниже двух метров от пола в спортивных залах. Это помогает предотвратить сквозняки.

Особенности проверки вентиляции

Эффективность работы вентиляционных систем оценивают аккредитованные организации с помощью специального оборудования. По итогам проверки делают расчеты и составляют экспертное заключение.

В процессе обследования результаты сопоставляются с нормативами. Оценивается не только производительность воздухообмена, но и его частота.

Специализированные приборы дают самые точные измерения.
Для обследования можно подписать договор с аккредитованной организацией.
Роспотребнадзор проверяет документы, которые подтверждают эффективность работы вентиляционных систем в образовательных учреждениях. В случае выявленных нарушений администрация учреждения несет ответственность.

При выявлении несоответствий специалисты дают советы по исправлению системы.
Ростехнадзор проверяет документы. В случае выявления недостатков учебное заведение грозит штрафом.

Периодичность, сроки проверок, а также нормы определяются санитарными нормами.

  • Вентиляцию можно задействовать после завершения пуско-наладочных мероприятий и выдачи технических паспортов.
  • СанПиН устанавливает нормативы для проверки не менее чем раз в год или при сдачи объекта, а в школах – перед началом учебного года.
  • Проверки естественных, общеобменных сетей проводятся не реже чем раз в три года.

Нормативы применимы к исправно работающей вентиляции.

Неправильное выполнение пуско-наладочных работ часто приводит к работе вентиляционных систем с пониженными показателями эффективности.

Выводы и полезное видео по теме

Учитывая сложность школы как объекта, создание эффективной системы вентиляции должно быть комплексным подходом. Видео с пятью советами от специалистов поможет организовать оптимальный воздухообмен и создать здоровую атмосферу в классах.

Правильно организованный воздухообмен исключает трудности с проверкой вентиляции в школе. Но не все учебные заведения могут обновить свою систему. Многие здания давно построены, а обновление оборудования — дорогостоящее мероприятие.

Поделитесь своим опытом решения проблемы в комментариях. Внизу публикации можно задать экспертам и посетителям сайта вопросы по теме статьи, попросить совета или высказать своё мнение.