Многие родители слышат жалобы детей на духоту в классе, головную боль во время уроков. Причиной вялости школьников, отсутствия интереса к предмету может быть не только сложность изложения материала, но и недостаток кислорода. Обеспечение эффективного воздухообмена важно для поддержания иммунитета детей, а также для высокой активности мозга. От него же зависит психологический комфорт ребенка во время обучения.
Своевременная проверка вентиляции в школе поможет определить корректность работы системы, соответствие воздуха в помещении установленным законодательством нормам. А кто ее должен проводить и как часто – именно об этом поговорим в нашей статье.
Влияние воздухообмена на результативность обучения
Научно подтверждено, что при достаточном количестве свежего воздуха ученики меньше болеют, активнее ведут себя на уроках, лучше запоминают новый материал. А при недостатке кислорода чувствуют сонливость, подавленность, раздражительность.
Поскольку дети в рабочие дни до 80% времени проводят в учебных классах, важно создать комфортные условия пребывания в школе, обеспечив эффективный воздухообмен.
Законодательством устанавливается периодичность обследования системы вентиляции школы, однако ежегодная проверка не способна обеспечить контроль над эффективностью воздухообмена в изменяющихся условиях, например, при изменении температуры воздуха за окном, после начала отопительного сезона.
Интенсивность подачи кислорода может снижаться при наличии перечисленных ниже факторов:
- старое здание школы оснащено неэффективной системой вентиляции;
- пластиковые окна без форточек, которые обеспечивают герметичность, не пропускают воздух с улицы;
- устаревшая вентиляционная система или ее полное отсутствие.
Списывая вялость ребенка на погоду или время года не стоит забывать о достаточном количестве кислорода, которое должно поступать в организм. Если система вентиляции не справляется со своими функциями, важно проветривать помещение во время перемены или поднять вопрос о возможности оснащения окон приточными клапанами.
Основные задачи вентиляции в школе
Для обеспечения эффективного воздухообмена продукты распада должны динамично заменяться на порции свежего воздуха без снижения температуры в помещении. С подобной задачей не способны справиться распахнутые окна в зимний период. Разгоряченные дети, заходя в проветренные аудитории, будут простуживаться.
Школа должна обеспечивать комфорт во время обучения, быть безопасной. Вход отработанного воздуха зачастую осуществляется через коридор, двери. Подобный вариант забора считается однократным, поскольку количество уходящего воздуха соответствует объему приходящего.
В соответствии с требованиями санитарных правил, обеспечение воздухообмена в обычных классах допускается при помощи естественной вентиляции. К кабинетам физики, химии, мастерским, спортивным залам предъявляются более высокие требования.
Нормы воздухообмена в учебных классах
При проверке системы вентиляции в школе учитывается эффективность воздухообмена, регламентированная СНиПом 41-01-2003, СНиПом II-65-73.
К основным критериям, по которым оценивается эффективность работы вентиляции, относится:
- Качество воздуха – достаточный объем очищенных воздушных масс при низком содержании углекислого газа позволит преподавателям, учащимся сконцентрироваться на процессе обучения.
- Кратность воздухообмена – поскольку во время обучения ученики мало двигаются, оперативная замена продуктов распада на чистый воздух позволит им хорошо себя чувствовать.
- Уровень шума – вентиляция должна не только обеспечивать эффективный воздухообмен, но и не создавать много шума во время работы.
Особенностью школ, прочих учебных заведений, является наличие кабинетов с различным назначением. Классы для обучения, кабинеты химии, спортивные залы, преподавательские, пищеблок имеют индивидуальные нормы воздухообмена.
Помимо разного назначения, во время учебного процесса помещения отличаются по наполняемости, поэтому для соблюдения рекомендованных норм требуется прилагать усилия, обеспечивать постоянный контроль технического состояния системы.
Для проверки системы вентиляции, определения ее эффективности, принимаются за основу показатели Санитарных Правил:
- нормы воздухообмена для учебных помещений, лабораторий – не менее 16 кубических метров в час подогретого воздуха (на одного учащегося), для спортивных залов – 80 кубических метров в час на человека;
- температурный режим в классах должен лежать в пределах – 18 – 22 °С;
- концентрация углекислого газа не должна превышать показатель 800 – 1 000 ppm;
- предельный уровень шума, создаваемой вентиляцией, не должен превышать 110 дБ.
В лабораторных кабинетах воздух загрязняется не только в процессе жизнедеятельности человека, но и вредными веществами, которые образуются в результате химических реакций. Поэтому лаборатории должны оснащаться принудительными системами, а воздух из них должен удаляться через специальный вентиляционный шкаф.
Санузел также должен обеспечиваться дополнительным объемом воздуха принудительно, который, в соответствии с санитарными требованиями, должен составлять:
- 25 кубов в час на каждый писсуар;
- 50 кубов в час на каждый унитаз.
Подача воздуха осуществляется под потолком в помещениях стандартной высоты, а в спортивных залах – на высоте не менее 2 метра от пола. Соблюдение норм поможет избежать сквозняков.
Особенности проверки вентиляции
Определение эффективности работы системы вентиляции осуществляется аккредитованными организациями при помощи высокотехнологичного оборудования. После завершения проверки проводятся расчеты, на основании которых выносится экспертное заключение.
В ходе обследования проводится сравнение полученных результатов с нормативными требованиями. Причем оценивается не только эффективность воздухообмена, но и его кратность.
Если в процессе проверки выявляются отклонения, профессионалы предоставляют рекомендации по отладке системы. Ростехнадзором осуществляется проверка документации. При обнаружении недочетов администрацию учебного заведения ожидают штрафные санкции.
Периодичность, сроки проведения проверок, так же, как и нормы, устанавливаются санитарными нормами:
- использование системы вентиляции разрешается после проведения пуско-наладочных работ, получения технических паспортов;
- СанПин регламентирует периодичность проверки не реже раза в год или при сдаче объекта, а также в школах вентсистема проверяется перед началом учебного года;
- естественные, общеобменные сети проверяются не реже раза в 3 года.
Приведенные выше нормативы актуальны для вентиляции, которая работает корректно.
Когда пуско-наладочные работы не были проведены или были проведены некорректно, зачастую вентиляционные системы работают со сниженной эффективностью.
Выводы и полезное видео по теме
Школа является достаточно сложным объектом, ее особенности важно учитывать при обустройстве вентиляции. Пять полезных рекомендаций, предложенных профессионалами в видео, помогут обеспечить эффективный воздухообмен и здоровую атмосферу в классных комнатах:
Когда организация воздухообмена проведена грамотно, проблем с проверками вентиляции в школе не возникнет. Однако не каждое образовательное учреждение имеет возможность модернизировать систему. Возраст многих сооружений исчисляется десятилетиями, и для обновления оборудования требуются немалые средства.
Если у вас есть положительный опыт решения проблемы, делитесь им в комментариях. Также внизу под этой публикацией вы можете задать вопросы нашим экспертам и другим посетителям сайта по теме статьи, спросить совет или выразить свое мнение.