При покупке сплит-системы и вызове монтажников для установки многие желают, чтобы климатический прибор охлаждал летом, а отопительный – весной и осенью. Нужны ли еще гарантии исправной работы 6-7 лет без техобслуживания?
Гарантия производителя защитит от заводских дефектов, а знание порядка установки сплит-системы – от ошибок монтажников. В 70% случаев установщики не проводят вакуумирование кондиционеров, так как это занимает много времени (30-60 минут) и требует дорогостоящего оборудования (хороший вакууматор стоит более 12 тысяч рублей).
Небольшое неточность при установке может существенно сократить срок эксплуатации сплит-системы. Рассмотрим процесс вакуумизации систем кондиционирования более подробно.
Цели вакуумирования сплит-системы
Большинство сплит-систем работают без нареканий шесть лет и дольше при двух обстоятельствах: отсутствии брака в устройстве и правильном обслуживании. монтаж кондиционирующей системы на месте.
После установки блоков (уличного и комнатного) монтажники соединяют развальцованные концы медных трубок с кранами наружного и штуцерами внутреннего сплит-модуля, тем самым заканчивая свою работу.
Перед запуск кондиционера с фреоновым хладагентом в магистрали, производители советуют откачать воздух из труб и всего контура.

Необходима ли чистка фильтров кондиционеров дома, или это лишнее занятие, как утверждают некоторые мастера установки кондиционеров? Давайте разберёмся.
Производитель тщательно просчитал рабочие процессы холодильного агента в трубах и агрегатах устройства кондиционирования воздуха. Процессы сжатия, конденсации и переохлаждения фреона происходят при строго определенных состояниях хладагента.
Происходит следующее:
- Теплоноситель по толстой трубке проходит из испарителя внутреннего блока в конденсатор наружного блока, где его подает компрессор. В конденсаторе фреон охлаждается вентилятором.
- Сжатый хладагент поступает по тонкой трубе к испарителю внутреннего блока. Давление его снижается с помощью терморегулирующего клапана;
- Внутри прибора фреон закипает и испаряется, поглощая тепло. Холодный конденсатор охлаждается вентилятором, который направляет воздух в помещение. Затем хладагент подаётся из внутреннего блока во внешний – и цикл работы повторяется.
Смесь воздуха и влаги с фреоном искажает его свойства, негативно влияя на функционирование кондиционера. Откуда же берутся эти посторонние частицы в хладагенте?
Медные трубки климатической системы после подключения к сплит-блокам заполнены воздухом. Важно отметить, что в воздухе всегда присутствует влага, которая также негативно влияет на характеристики кондиционера.
Воздух в смеси с фреоном
Если вакуумирование не проводилось, в трубках сплит-системы воздух накапливается в конденсаторе наружного блока.
Повышенное давление в конденсаторе из-за воздуха затрудняет конденсацию хладагента. Воздушная пленка на поверхности конденсации также существенно снижает отдачу тепла от фреона.
Ухудшенное теплоотведение при постоянном объеме хладагента приводит к росту давления конденсации. Это вынуждает компрессор работать с повышенной степенью сжатия. В итоге на выходе из компрессора формируется давление и температура, которые ускоряют его износ.
Влага в компрессорном масле кондиционера
В системе кондиционирования сплит-системы помимо хладагента присутствует синтетическое полиэфирное масло. Масло POE смазывает движущиеся части компрессора, как и в других холодильных установках.
Смазочное и герметизирующее масло для компрессорных узлов основано на полиэфирах и хранится в емкости компрессора. Во время работы небольшое количество масла – примерно 5-10% от общего объема – поступает в холодильный контур.
Тонкий слой масла на стенках трубочек холодильного контура, кроме отвода тепла, улучшает движение фреона.
Сложные эфирные масла обладают высокой способностью поглощать влагу. При превышении содержания воды в масле POE 30 ppm (30 частей на миллион частей полиэфирного масла), эксплуатационные характеристики резко снижаются, что может привести к заклиниванию компрессора – самого дорогостоящего узла в сплит-системе.
Избыток воды снижает диэлектрическую прочность полиэфирного масла, способствуя пробою обмотки компрессора.
При содержании воды в масле более 30 ppm и при нахождении атомов фтора, хлора и брома в фреоне R410 происходят процессы гидролиза, приводящие к образованию активных кислот: соляной (HCl), плавиковой (HF) и бромистоводородной (HBr). Даже небольшое количество этих кислот вызовет коррозию трубок холодильного контура.
Итогом остаётся незасохнувшая водой, обработана вакуумом и залитая синтетическим маслом, что вызовет внутри трубочки фреонового контура возле наружного блока обледенение.
При работе сплит-системы на тепло в межсезонье это проявляется особенно ярко. Компрессор работает с недостаточным объемом хладагента, быстро перегревается и отключается (работает защита). В худшем случае – компрессор выходит из строя. проверки работоспособности компрессора Ремонт этого объекта изучите по статье, которую мы посоветуем.
Влага из синтетического масла, находящегося в кондиционере, вакуумированием не удаляется. Остаётся только одна возможность – слить смоченный водой POE и заменить его новым маслом.
Как выполняется вакуумация климатического прибора
Для осушения и обезвоздушивания контура кондиционера нужно оборудование: манометрическая (коллекторная) станция для заправки сплит-систем фреоном, вакуум-насос, отвертки и гаечные ключи.
Для заправки фреоном контура после вакуумирования нужны два шестигранника (часто 4 мм).
Рассмотрим поэтапно процесс вакуумирования свежеустановленного двухблочного кондиционера.
- Подсоединяем шланг синего цвета от манометрической станции к сервисному порту на вентиле внешнего блока сплит-системы (толстая трубка «газовой» фазы хладагента). Кран на вентиле сплит-блока (открывается ключом-шестигранником) должен быть закрыт.
- Подсоединяем жёлтый шланги для заправки к вакуум-насосу со средней части стыка на станции.
- Включаем насос;
- На манометрической станции открывают вентиль низкого давления (синий, расположенный под синим манометром). Началась вакуумирование.
- Прождаем от пятнадцати минут до получаса (чем протяжённее фреоновая магистраль, тем дольше), пока указатель манометра не опустится ниже нуля.
- Выключаем насос и ждём полного удаления из магистрали сплит-системы влаги и воздушных газов. Для этого потребуется более тридцати минут.
- На манометрической станции закройте синий вентиль, затем отсоедините вакуумирующий насос.
- Не открывая синего вентиля и не снимая синего шланга с вентиля на «уличном» сплит-блоке, ключами на шестигранник открываем два крана на внешнем блоке кондиционера и впускаем фреон в контур. Затем можно отсоединить синий шланг.
Следите за стрелкой синего манометра. По мере увеличения разрежения в холодильном контуре, стрелка должна двигаться к нулю. В зависимости от силы насоса и длины фреоновой магистрали вакуумирование займёт 15-20 минут.
После выключения насоса (но не отсоединения!) необходимо 30 минут наблюдать за показаниями манометра. Сохранение давления указывает на положительный результат – можно заполнять контур хладагентом. Вакуум-насосы среднего ценового диапазона и выше оборудованы вакуумометром, что упрощает отслеживание степени разреженности атмосферы.
Ошибки при вакуумации сплит-систем
Без прибора для измерения вакуума установщики сплит-систем полагаются на показания манометра: ожидают опускание стрелки ниже нуля и только после этого прекращают процесс вакуумизации. Это огромная погрешность!
Для удаления влаги из климатического прибора необходимо поддерживать разреженность в фреоновом контуре не менее получаса с отключенным насосом. Такая процедура называется опрессовкой.
При вакуумной опрессовке самопроизвольное нормализация давления, показанная синим манометром (стрелка перейдет с нуля на единицу), свидетельствует о разгерметизации системы. Проверяем крепление шлангов к манометрической системе, кранам на уличном блоке и вакуум-насосу.
Отсутствуя слабый фиксатор между данными приборами, проверяем дефекты монтажа: перетянуты или недостаточно затянуты болты на медных трубах магистрали, а также качество обвальцовки их концов.
Эффективно вакуумировать хладагентную магистраль при температуре воздуха, где установлен внешний блок кондиционера, более +15 градусов. оПри низких температурах воздуха и разреженности атмосферы вода вместо испарения замерзает, что затрудняет её удаление из трубопроводов.
К примеру, при +30оПри давлении в 40 мбар достаточно для испарения воды в холодильном контуре. При нулевой оДля понижения давления нужно достичь уровня вакуума ниже 6 мбар, чтобы избежать испарения и отвода влаги.
Вакуумирование нужно проводить летом или с дополнительным подогревом теплообменника наружного блока сплит-системы (к примеру, тепловой пушкой) всё время, пока в фреоновой системе создаётся вакуум.
Продувка контура фреоном, распространенная среди непрофессиональных монтажников, эффективно воздух и влагу не удаляет. Это пустая трата дорогостоящего фреона.
Насосы для вакуумирования сплит-систем
Для удаления большей части газообразных веществ из собранной, но еще не наполненной фреоном системы. компрессорно-конденсаторного блокаДля этого нужен специальный прибор – насос-вакууматор. Воздух из системы кондиционирования можно откачивать двумя основными типами насосов: низковаккуумными и высоковаккуумными.
Повторюсь: очистка кондиционера вакуумированием выполнима самостоятельно, но без насоса это невозможно.
Виды низковакуумных насосов:
- Роторно-пластинчатые (одноступенчатые). Работают тихо, допускают настройку остаточного давления, имеют простую конструкцию. Недостатками являются регулярная замена расходных материалов (например, масла).
- Двухроторные (двухступенчатые). Два основных ротора работают синхронно. Благодаря этому обеспечивается экономичность и эффективное «проталкивание» воздуха к сливному патрубку за счет повышения давления в контуре вакуумируемого прибора.
- Водокольцевые. Эти устройства могут эффективно удалять как воздух, так и жидкость. К недостаткам таких устройств относятся большой энергопотребление и потребность в воде.
Из всех перечисленных типов вакуум-насосов, исключительно в низковакуумном диапазоне (10… ) . 5-102 Работают только водокольцевые приборы. У других типов диапазон вакуумирования шире и достигает 10. -3 Па, т.е. степени высокого вакуумирования.
Виды высоковакуумных насосов:
- Диффузионные. Эффективны и быстро вакуумизируют. Использовать в холодильном контуре не рекомендуется из-за синтетических масел, служащих рабочей жидкостью, которые могут загрязнить вакуумируемый контур.
- Криогенные. Работа включает подачу азота, который замерзает и удаляет газы и жидкости при увеличении вакуума внутри контура.
- Ионно-геттерные. Благодаря тонкой титановой плёнке, которая ловит молекулы газов и жидкости, выведенных из системы охлаждения во время вакуумирования, достигается максимальная эффективность — удаление до 97% загрязнений.
Хотя ионно-геттерные вакууматоры обеспечивают высокую степень вакуума (более 10−9 Торр), у них есть недостатки. -5 При установке сплит-систем это оборудование не пользуется популярностью из-за высокой стоимости.
Какой вакууматор лучше выбрать?
Оптимальный тип насоса-вакууматора подбирается исходя из длины фреоновой магистрали и мощности кондиционера, требующего вакуумной очистки от атмосферных газов. Важно также учесть размеры насосного агрегата, так как его необходимо установить рядом со внешним сплит-блоком для подключения к процедуре вакуумирования.
Важным показателем является минимальное давление, которое насос может достичь при отсутствии нагрузки (патрубок для входа закрыт). Чем меньше это значение (измеряемое в паскалях, миллиметрах ртутного столба или микронах), тем качественнее вакууматор.
Следующий критерий — производительность вакуум-насоса, измеряемая в литрах в час (л/ч). Она показывает объем газа, который агрегат может перекачать за час работы при заданном давлении на выходе.
Последний важный критерий – мощность электродвигателя вакуумационной установки (измеряется в ваттах). Чем больше длина фреоновой магистрали, то есть чем дальше расположены друг от друга сплит-блоки кондиционера, тем дольше нужно проводить вакуумационную очистку холодильного контура. Следовательно, понадобится вакуумный насос с мощным двигателем.
Для монтажа сплит-систем монтажники чаще всего применяют вакуум-насосы двухступенчатого и однопластинчатого типов. Двухступенчатые считаются полупрофессиональными и хорошо вакуумируют бытовые системы кондиционирования, а однопластинчатые – самые дешевые, но обеспечивают вакуумацию фреоновых контуров длиной более 3,5 м недостаточно качественно.
Самодельный вакуумный насос
Для создания вакууматора можно использовать компрессор бывшего холодильника марки «Саратов», «ЗИЛ» и т.п. Необходимо слить минеральное масло, заменив его после предварительной промывки керосином более вязким машинным маслом летнего типа («синтетика»).
В ходе работы компрессор будет активно подавать «минералку» через выходную трубку, быстро заполняя маслоуловитель. Замена «синтетикой» позволит обойтись без отдельного ресивера с фильтром. Однако установка маслоуловителя обязательна. Для контроля степени вакуумзации понадобится вакуумметр или манометр.
Хотя из компрессора холодильника можно создать неплохой воздушный компрессор, вакууматор получится слабым, низковакуумным. Такие компрессоры не способны обеспечить вакуум более 104 Па, поэтому для вакуумизации сплит-систем они непригодны.
Выводы и полезное видео по теме
Процесс откачки фреона из системы кондиционирования типа «сплит».
Разновидности вакуум-насосов, их возможности и сферы использования.
Эффективность вакуум-насоса от холодильника по сравнению с двухступенчатым компрессором.
Установка сплит-системы требует обязательной вакуумизации контура для обеспечения надежной и долговечной работы.
Для установки двух-трёх бытовых сплит-систем покупать вакуумный насос со станцией манометрии – невыгодно. Лучше арендовать их или пригласить специалистов, предварительно удостоверившись в наличие нужного оборудования.
Поделитесь своим опытом вакуумирования сплит-системы дома.
Если у вас есть полезная информация по теме статьи, которую можно рассказать посетителям сайта, оставьте комментарий внизу, задайте вопрос или разместите фотографию.