Латунный кран шаровой — самый популярный вид арматуры для стальных и металлопластиковых труб. Некоторые мастера устанавливают его и на полипропиленовых трубах, поскольку заводские краны из полипропилена считаются менее надёжными.
Что собой представляет
Внешне задвижка напоминает металлический цилиндр или бочонок с ручкой на боку. На концах есть резьба – внутренняя или наружная. В открытом состоянии, если посмотреть сквозь неё, видно обычную трубу без переходов. Поэтому устройство верно называть полнопроходным латунным. шаровой кран.

Шаровой кран имеет четыре элемента конструкции.
- Корпус из латуни, с защитным покрытием по желанию.
- Внутри корпуса помещён металлический шар на подвижном валу.
- Шаровой элемент закрыт с обеих сторон уплотнительными кольцевыми шайбами из фторопласта.
- поворотная рукоятка.
Ручка на штоке шарового элемента может быть симметричной формы (схема – «бабочка») в зависимости от назначения. Голубой цвет обозначает холодную питьевую воду, красный – горячую. Остальные цвета – черный, зеленый и белый – предназначены для технических жидкостей.
При крутящем моменте открытия больше 2 Н*м вместо «бабочки» на латунный кран устанавливается односторонняя рукоятка из алюминия в полимерном чехле соответствующего цвета. Рукоятку фиксируют на штоке шарового элемента шестигранной гайкой.
На боковой поверхности латунного корпуса крана нанесена маркировка резьбы в дюймах. На полимерном покрытии рукоятки размещены сведения о торговой марке и направлении вращения ручки для закрытия и открытия шарового крана.
Корпус шарового крана
Латунный корпус может быть защищён никелевым покрытием или использоваться без него. Без покрытия кран изготовляется из латунного сплава ЛС59, отличающегося более тёмным желтоватым оттенком. В этом случае шаровой элемент отливается из легированной стали, а уплотнительные кольца – из фторопласта.
Большинство импортных полнопроходных кранов высочайшего качества изготовляются по стандарту Евросоюза EN12165 из латунного сплава марки CW617N. Новая технология позволяет создавать корпуса с более тонкими стенками, но снижает коррозионную стойкость.
Для защиты от коррозии латунную поверхность покрывают никелем. Резьбу и ободок над резьбовым участком оставляют без покрытия. Это упрощает отличить латунный кран от моделей из сплава ЦАМ или задвижек из нержавеющей стали стандарта AISI 316 (08Х17Н14М3).
Шток и уплотнительные кольца
Срок службы полнопроходного крана определяется конструкцией оси-штока шарового элемента. Шарик может быть сделан из легированной стали, когда шаровой кран предназначен для перекачки горячей воды или агрессивных жидкостей. В большинстве полнопроходных моделей с латунным корпусом шарики изготавливают из низкоуглеродной стали с хромированным покрытием.
Шаровой элемент может соединяться со штоком с фиксированной или скользящей посадкой. Второй вариант более предпочтителен, потому что в нем при повороте рукоятки усилия не воздействуют на шарик и уплотняющие кольца из мягкого фторопласта.
Латунные краны высокой прочности оснащены дополнительным уплотнением и регулировочной гайкой на штоке. Шаровые краны с затягиванием штока обеспечивают беспротечевную работу в два или три раза дольше, чем стандартные модели.
Изготовляют уплотнительные кольца из фторопласта или импортного аналога — полимера PTFE. Для больших размеров с резьбой до 2 дюймов подходит тефлон с антифрикционными добавками.
Рабочие характеристики
Стандартный шаровой кран из латуни сплава Л59 рассчитан на рабочее давление 25-30 атмосфер. Модели известного бренда с диаметром ½”-2”, оснащенные специальным уплотнением штока и усиленным корпусом, выдерживают давление до 100 атмосфер. Температура перекачиваемой жидкости не должна превышать 40 градусов. оС.

При увеличении диаметра максимальное давление падает до 40 Ат. Латунный шаровой кран для горячей воды выдерживает не более 6 Ат. Механическая прочность фторопластовых колец при высоких температурах недостаточна, что снижает характеристики.
Где используется
Крановые задвижки с поворотным шариком применяются для подачи холодной и горячей воды в водопроводах, отопительных системах, при поливе и перекачке технических жидкостей.
Модели
Муфтовой латунным шаровым краном часто пользуются. Отличить его можно по корпусу. Вход и выход имеют наружную резьбу для соединения трубы с помощью муфты.

В корпусе могут быть предусмотрены помимо муфтовой схемы взаимно-входящие резьбы для присоединения сгон или американки.

Из-за широкого применения шаровой задвижки при подключении водопровода к квартире, обычные муфтовые варианты заменяют моделями с встроенными фильтрами.
Существуют модели с отсечным клапаном для подъема воды из колодца и разборным корпусом. В этом случае дорогостоящее устройство можно отремонтировать, заменив шар или уплотнительные кольца новыми деталями.
Для питьевой и технической воды
Стандартная муфтовая модель подходит для подключения домашнего водопровода к стояку благодаря компактности корпуса без выступающих деталей, в отличие от старого чугунного или бронзового вентиля. Дополнительным преимуществом является возможность использования модели с встроенным фильтром грубой очистки.

С помощью шарового крана подключаются:
- Водопровод подключается к сливному бачку компакта, смесителю на кухне и душевой кабине ванной.
- система отопления на металлопластиковых трубах.
В таком случае потребуется выбрать модель с резьбой, подходящей для соединительных фитингов. Перед покупкой шарового крана следует изучить маркировку на цилиндрическом пояске.

В маркировке указаны размер трубы, рабочее давление и модель шаровой задвижки. По этому номеру можно в каталоге производителя подтвердить пригодность задвижки для горячей воды.
Для технических жидкостей
Шаровой кран служит для перекачивания агрессивных сред. Его устанавливают на дренажных насосах для откачивания грунтовых вод, в системах орошения, в пищевых трубопроводах для соков, настоев или отваров.

Задвижку обычно изготавливают из латунных сплавов с покрытием цинком и никелем. Резьбовые части крана присоединяют к блоку с шариком фланцевым методом, дополнительно уплотняя герметиком. В результате получается разборной шаровой кран, где можно заменить вход под штуцер креплением муфтой.

В чём популярность кранов шаровых из латуни?
Шаровой кран заменил вентили и пробковые конусные задвижки, хотя и те использовали латунь и штоки. Латунный кран со стальным шариком прост, дешёв и легко устанавливается самостоятельно, не нуждаясь в обслуживании и ремонте.
Благодаря небольшой цене полнопроходная задвижка обеспечивает минимальное сопротивление потоку жидкости. Для низконапорных водопроводов, таких как контур отопления, поливные системы и гидропоника, отсутствие потерь становится ключевым при регулировке расхода воды.
Цена шаровой задвижки была такой, что отказаться от замены изношенных фторопластовых колец было невозможно. С другой стороны, фильтр грубой очистки удерживает более 90% микрочастиц и абразивных взвесей. Таким образом, при правильной установке и регулярной очистке фильтрующего элемента шаровой латунный кран прослужит не меньше традиционного вентиля.
Как установить в домашних условиях
Простейший метод — установить кран во время монтажа системы водоснабжения. Допустимо применять любой подходящий тип с наружным или внутренним резьбовым соединением.
Рекомендуем вариант с наружной и внутренней резьбой. Устанавливают его внутренней резьбой вперед.

Для монтажа на трубу устанавливают контровочную гайку из латуни. По наружной резьбе трубы наматывают уплотнительную ленту или паклю, после чего закручивают кран ключом, захватывая деталь за шестигранник на корпусе из латуни.
С другой стороны закрутите муфту с ниппелем. Обмотайте корпус чистой тканью, по резьбе уложите ФУМ-ленту. Захватите корпус одной рукой и закручивайте муфту другой. После того как были захвачены первые два витка, можно продолжить наворачивание муфты копчиковым ключом.
При врезании шарового крана между двумя трубами с резьбой порядок действий аналогичен. Отличие лишь в муфте: в данном случае требуется деталь с внутренней резьбой слева и справа на противоположных концах.
Что необходимо учесть при покупке
Шаровой кран от авторитетного производителя, например VALTEC, считается оптимальным выбором. Важно проверить, для какого типа воды предназначена конкретная модель.
Согласно стандарту EN 12165 процент содержания свинца не должен превышать 2%. В латунном сплаве CW617N, а также в его российском аналоге ЛС59, содержание колеблется от 1,5 до 2,5%. При планировании использования шаровой задвижки для питьевой воды необходимо уточнить процент содержания свинца по паспорту или сертификату.
Марка сплава | Содержание
Cu, % |
Содержание
Sn,% |
Содержание
Fe,% |
Содержание
Al,% |
Содержание
Pb,% |
Содержание
Ni,% |
Содержание
Zn |
CW627N | 57-59 | 0,3 | 0,3 | 0,05 | 1,6-2,6 | 0,3 | остальное |
ЛС59-2 | 57-59 | 0,3 | 0,4 | 0,1 | 1,5-2,5 | 0,4 | остальное |
CW614N | 57-59 | 0,3 | 0,3 | 0,05 | 2,6-3,5 | 0,3 | остальное |
ЛС58-3 | 57-59 | 0,4 | 0,4 | 0,1 | 2,5-3,5 | 0,5 | остальное |
Техническую воду подают через шаровые краны из латунных сплавов CW614N. Их можно использовать для присоединения сантехники или сброса сточных вод.
Шаровой кран из латуни с никелевым покрытием может быть легко принят за аналогичное изделие из ЦАМ по внешнему виду. Отличить цинк-алюминиевый корпус от латунного можно по весу: плотность латуни составляет 8,4-8,6 г/см³. 3, ЦАМ – 6,7 г/см3Также ЦАМ более податлив и быстро покрывается царапинами.
Шаровой латунный кран намного проще использовать, чем стандартный водопроводный вентиль. Установка устройства не затруднена, а обслуживание не требуется. Тем не менее, иногда могут возникнуть трудности.
Шаровой кран: видео.

Расскажите о своем опыте работы с шаровыми кранами из латуни: как устанавливали или обслуживали? Какие сложности встречались? Нужно ли применять их в быту? Сохраните эту статью и порекомендуйте ее друзьям.