Латунные шаровые краны широко применяют для стальных и металлопластиковых труб. Некоторые мастера устанавливают их и на трубы из полипропилена, так как оригинальные полипропиленовые краны считаются менее надежными.
Что собой представляет
Задвижка — это металлический цилиндр или бочонок с поворотной ручкой сбоку. На концах — резьба: внутренняя или наружная. В открытом состоянии внутри видны обычные трубы, без изгибов или переходов. Поэтому её называют полнопроходной латунной. шаровой кран.

Шаровой кран включает четыре элемента в своей конструкции.
- Корпус из латуни с возможностью нанесения защитного покрытия.
- Внутри корпуса помещен металлический шар, который может двигаться по подвижной оси – шток.
- С двух сторон шаровой элемент закрыт уплотнительными кольцевыми шайбами из фторопласта.
- поворотная рукоятка.
Форма ручки на штоке шарового элемента определяется назначением: симметричной формы («бабочка») для ручек, предназначенных для управления потоком холодной питьевой воды (синего цвета), горячей воды (красного цвета) и технических жидкостей (черного, зеленого и белого цветов).
При крутящем моменте открытия шарового элемента свыше 2 Н*м вместо «бабочки» на латунный кран устанавливается односторонняя рукоятка из алюминия в полимерном чехле соответствующего цвета. Поворотная ручка фиксируется на штоке шарового элемента шестигранной гайкой.
Маркировка резьбы по дюймам нанесена на боковую часть латунного корпуса крана. Торговую марку и направление поворота ручки для закрытия и открытия шарового крана разместили на полимерном покрытии рукоятки.
Корпус шарового крана
Латунный корпус крана может быть покрыт никелем или оставаться без него. При отсутствии покрытия кран производится из латунного сплава марки ЛС59 с более темным желтоватым оттенком. В этом случае шаровой элемент изготовлен из легированной стали, а уплотнительные кольца — из фторопласта.
Основное количество импортных полнопроходных кранов высоких характеристик изготовляется по стандарту Евросоюза EN12165 из латунного сплава марки CW617N. Новая технология позволяет получать корпуса с более тонкой стенкой, однако стойкость к коррозии несколько уменьшается.
Для защиты латуни применяют никелевое покрытие. Резьбу и ободок над резьбовым участком оставляют без покрытия. Это помогает отличать латунные краны от моделей из сплава ЦАМ или задвижек из нержавеющей стали стандарта AISI 316 (08Х17Н14М3).
Шток и уплотнительные кольца
Срок службы полнопроходного крана определяется конструкцией оси-штока шарового элемента. Шарик может быть выполнен из легированной стали при применении шарового крана для перекачки горячей воды или агрессивных сред. В большинстве полнопроходных моделей с латунным корпусом используются шарики из низкоуглеродной стали с хромированным покрытием.
Шаровой элемент может соединяться со штоком с фиксированной или скользящей посадкой. Второй вариант более предпочтителен, поскольку при повороте рукоятки усилия не воздействуют на шарик и уплотнительные кольца из фторопласта.
Латунные краны высочайшего класса оснащены дополнительным уплотнением и поджимной гайкой на штоке. Шаровые краны с поджимом штока обеспечивают беспротекторную работу в два или три раза дольше, чем стандартные модели.
Уплотнительные кольца делают из фторопласта или импортного аналога – полимера PTFE. Для больших размером с резьбой до 2 дюйма можно применять тефлон с противотрением добавками.
Рабочие характеристики
Латунный шаровой кран из сплава Л59 рассчитан на рабочее давление 25-30 атмосфер. Модели ½”-2” с особым уплотнением штока и усиленным корпусом выдерживают давление до 100 атмосфер. Температура перекачиваемой жидкости не должна превышать 40 градусов. оС.
При росте диаметра максимальное давление падает до 40 атмосфер. Латунный шаровой кран для горячей воды выдерживает не более 6 атмосфер. Причиной ухудшения характеристик служит недостаточная механическая прочность фторопластовых колец при высоких температурах.
Где используется
Крановые задвижки с поворотным шариком применяют для подачи холодной и горячей воды в бытовых сетях, в системах отопления, полива и перекачки технических жидкостей.
Модели
Муфтовый латунный шаровой кран является самым популярным вариантом. Отличить его можно по форме корпуса. Вход и выход имеют наружную резьбу для присоединения трубы при помощи муфты.
В корпусе помимо муфтовой схемы могут быть предусмотрены двусторонние внутренние резьбы для присоединения сгон или «американки».
Из-за широкого применения шаровой задвижки при подключении водопровода к квартире, простой муфтовый вариант зачастую меняют на модель с встроенным фильтром.
Модели с отсечным клапаном для забора воды из колодцев бывают также с разборными корпусами. При необходимости ремонт такого изделия обойдется дешевле, так как его можно произвести, заменив шарик или уплотнительные кольца новыми деталями.
Для питьевой и технической воды
Стандартная муфтовая модель подходит для подключения домашнего водопровода к стояку благодаря компактному корпусу без выступающих частей, в отличие от старого чугунного или бронзового вентиля. Модель может быть с интегрированным фильтром грубой очистки.
С помощью шарового крана подключаются:
- Водопровод снабжает сливной бачок компакта, смеситель на кухне и душевую кабину ванной.
- система отопления на металлопластиковых трубах.
В таком случае потребуется выбрать модель с резьбой, соответствующей соединительным фланцам. До приобретения шарового крана важно изучить маркировку, расположенную на цилиндическом пояске.
Кроме размера трубы и рабочего давления, в обозначении указана модель. Благодаря этому можно в каталоге производителя уточнить, подходит ли шаровая задвижка для горячей воды.
Для технических жидкостей
Кран с шаровой системой используют для перекачки коррозионно-активных сред. Устанавливают его на дренажных насосах для перекачки грунтовых вод, в системах опрыскивания растений, в пищевых трубопроводах для сока, настоек или отваров.
Задвижки обычно изготавливают из латунных сплавов с двойным гальваническим покрытием цинком и никелем. Резьбовые части крана фиксируются на блоке со шаром фланцевым способом, дополнительно уплотненные герметиком. Получается разборной шаровой кран с возможностью замены входа под штуцер на крепление муфтой.
Широкая популярность кранов шаровых из латуни.
Шаровой кран почти полностью заменил ранее популярные вентили и пробковые конусные задвижки. В первых двух вариантах также применялась латунь и штоки. Кран из латуни с стальным шариком оказался простым, недорогим, легко устанавливается самостоятельно, не нуждается в обслуживании и ремонте.
Полнопроходная задвижка, имея небольшую цену, обеспечивает минимальное гидравлическое сопротивление потоку жидкости, что является главным преимуществом. В низконапорных водопроводах, таких как контур отопления, поливные системы и гидропоника, отсутствие потерь критически важно для настройки расхода воды.
Цена шаровой задвижки была такой, что отказаться от замены изношенных фторопластовых колец не представлялось разумным. В то же время фильтр грубой очистки удерживает более 90% всех микрочастиц и абразивных взвесей. При правильном монтаже и регулярной продувке фильтрующего элемента шаровой латунный кран сможет прослужить столько же, сколько традиционного водопроводного вентиля.
Как установить в домашних условиях
Для простоты можно установить кран во время монтажа трубопровода.
Подходит любая модель с наружной или внутренней резьбой, оптимальнее — с двумя типами резьбы. Крепить нужно внутренней резьбой вперёд.
Чтобы установить, на трубу накручивают контровочную гайку из латуни. По наружной резьбе трубы наматывают уплотнительную ленту или паклю, затем ключом заворачивают деталь, захватывая шестигранник на латунном корпусе.
С противоположной стороны установите муфту с говонником. Обверните корпус чистой тканью, по резьбе уложите ФУМ-ленту. Захватив корпус одной рукой, муфту накрутите другой. После того как захватятся первые два витка, можно продолжить накручивание муфты копчиковым ключом.
Такой же способ применим, если шаровой кран необходимо установить между двумя трубами с имеющейся резьбой. Отличие лишь в муфте: потребуется деталь с левой и правой внутренней резьбой на разных концах.
Что необходимо учесть при покупке
Выбирать стоит шаровой кран именитого производителя, например, «VALTEC». Важным моментом является определение подходящей модели для определённой воды. В большинстве применяемых латунных сплавов содержится свинец, обычно это марка CW617N.
Согласно стандарту EN 12165, процент свинца не должен превышать 2%. В латунном сплаве CW617N, а также в его отечественном аналоге ЛС59, содержание варьируется от 1,5 до 2,5%. При планировании использования шаровой задвижки для питьевой воды следует уточнить процент свинца по паспорту или сертификату.
Марка сплава | Содержание
Cu, % |
Содержание
Sn,% |
Содержание
Fe,% |
Содержание
Al,% |
Содержание
Pb,% |
Содержание
Ni,% |
Содержание
Zn |
CW627N | 57-59 | 0,3 | 0,3 | 0,05 | 1,6-2,6 | 0,3 | остальное |
ЛС59-2 | 57-59 | 0,3 | 0,4 | 0,1 | 1,5-2,5 | 0,4 | остальное |
CW614N | 57-59 | 0,3 | 0,3 | 0,05 | 2,6-3,5 | 0,3 | остальное |
ЛС58-3 | 57-59 | 0,4 | 0,4 | 0,1 | 2,5-3,5 | 0,5 | остальное |
Для технической воды применяют задвижки из латунных сплавов CW614N. Этот шаровой кран используют для подключения сантехники и сброса сточных вод.
Шаровой кран из латуни с никелевым покрытием может быть похожим на аналогичный, но изготовленный из ЦАМ. Корпус из цинка и алюминия легче латунного. Латунь имеет плотность 8,4-8,6 г/см³. 3, ЦАМ – 6,7 г/см3Также ЦАМ имеет большую мягкость и быстро подвергается царапинам.
Шаровые краны из латуни намного практичнее в использовании по сравнению с обычными водопроводными вентилями.
Шаровой кран: видео.
Расскажите о своем опыте установки или ремонта шаровых кранов из латуни. Какие трудности встречались? Полезно ли их применять дома? Сохраните статью и порекомендуйте её друзьям.